Новости |
Праздник камерной музыки
С 1 по 4 декабря 2015 года в Магнитогорской государственной консерватории им. М. И. Глинки будет проходить IV Международный конкурс-фестиваль камерно-ансамблевого исполнительства имени Т. А. Гайдамович.
Татьяна Алексеевна Гайдамович – выдающийся педагог и просветитель, профессор Московской консерватории, посвятила камерно-ансамблевому исполнительскому искусству великую школу жизни. Её учениками были Юрий Башмет, Давид Герингас, Григорий Жислин, Александр Бондурянский, Владимир Иванов, Михаил Уткин, Галина Ширинская, Михаил Безверхний, Владимир Виардо, Владимир Спиваков, Виктория Постникова, Борис Березовский, Илья Калер, Кирилл Родин… В её классе в Московской консерватории сложились знаменитые ансамбли — «Московское трио», «Чайковский-трио», «Танеев-трио», «Рославец-трио», «Академ-трио», «Арт-трио», «Бек-трио», дуэты Н. Кулешова – А. Шпильберг, Д. Шварцберг — Б. Петрушанский и другие.
Татьяна Алексеевна стремилась втянуть в высокую музыкальную орбиту всю российскую провинцию, покровительствовала молодым региональным консерваториям, поддерживала начинающие музыкальные дарования, открывала в музыке новые имена. Символично, что Международный конкурс-фестиваль камерно-ансамблевого исполнительства, ей посвящённый, состоялся в Магнитогорской консерватории, открытие которой в своё время Татьяна Алексеевна горячо поддерживала.
Накануне конкурса мы попросили рассказать о приближающемся событии ректора Магнитогорской консерватории, профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Наталью Николаевну ВЕРЕМЕЕНКО.
-Наталья Николаевна, как возникла идея создания конкурса именно в Магнитогорске, кто принимал в этом активное участие?
- В становлении консерватории принимали участие выдающиеся музыканты, в том числе Татьяна Алексеевна Гайдамович, которая приезжала сюда, вела ассистентуру-стажировку у наших преподавателей. Эти встречи всегда несли в себе не только ценнейший опыт, но и доставляли большое творческое и человеческое наслаждение. В этом общении и родилась мечта, идея конкурса камерно-ансамблевого исполнительства. Татьяна Алексеевна Гайдамович принимала участие в составлении программных требований конкурса, состава жюри и др. Ожидалось, что она будет своего рода центром притяжения в этом проекте. Однако Татьяна Алексеевна ушла из жизни. И, поскольку конкурс рождался при её самом непосредственном участии, естественным образом возникло решение назвать этот конкурс её именем.
— Как связан конкурс с Московской консерваторией, расскажите, пожалуйста, о совместной работе по этому проекту.
— Среди приглашенных музыкантов, работавших тогда в Магнитогорской консерватории, были Галина и Александр Глазуновы – земляки и друзья А.З. Бондурянского. С ними мы обратились к Александру Зиновьевичу, долго и подробно обсуждали все детали будущего конкурса. С благословения Александра Сергеевича Соколова учредителями конкурса стали Московская и Магнитогорская консерватории. Нужно сказать, что роль А.З. Бондурянского, конечно, ключевая. Александр Зиновьевич – центр притяжения всех музыкантов, которые входят в состав жюри. Поэтому его фигура музыканта, общественного деятеля и человека, связанного с именем Татьяны Алексеевны Гайдамович, является центральной.
— Четвертый конкурс стал конкурсом-фестивалем. В связи с чем возникла эта идея, и какие ещё новшества предусмотрены в формате будущего мероприятия?
— Во-первых, этот конкурс начинался с фестиваля. Во-вторых, конкурс ограничивает возрастные рамки, предъявляет очень высокие требования к самой подготовке, а также несёт в себе соревновательный момент. В то же время, и в учебных заведениях, и в концертных организация России существуют ансамбли, творческие коллективы, которые работают, выступают, концертируют. Концертная площадка фестиваля – возможность придать конкурсу характер праздника камерной музыки.
— Имела ли влияние на дальнейшую судьбу лауреатов конкурса победа в нём?
— Сейчас мы в преддверии четвёртого конкурса, а самым первым был фестиваль камерно-ансамблевого исполнительства, уже носивший имя Татьяны Алексеевны Гайдамович. Приезжали Александр Бондурянский, Нина Коган, Михаил Уткин. Состоялись мастер-классы, концерты, что привлекло большое количество ансамблистов. Огромное впечатление оставил первый конкурс. Я не хочу сказать, что в дальнейшем стало менее интересно или участники менее талантливы, нет. Впоследствии сам конкурс, его уровень и качество уже воспринимались, как традиция. Однозначно первый конкурс камерно-ансамблевого исполнительства стал для музыкантов Уральского региона событием историческим.
Лауреаты конкурса получают не только денежную премию, но также возможность выступления на сценах Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. И мне, в частности, было очень приятно увидеть в Санкт-Петербурге афишу с именами лауреатов конкурса им. Татьяны Алексеевны Гайдамович.
— Были ли проблемы с организацией конкурса, как их преодолевали? Кто помогал? Кто поддерживал?
— К кому бы мы не обращались, все и всегда поддерживали и поддерживают. Проблема одна – финансирование. С огромной благодарностью говорю о Министерстве культуры Российской Федерации и о Министерстве культуры Челябинской области. Могу с уверенностью сказать, что поддержка есть. Однако возможности у тех, кто поддерживает, - не безграничные, а такого рода конкурс с таким жюри, с таким премиальным фондом – дело не простое. Поддерживает газета «Музыкальное обозрение», Ассоциация музыкальных конкурсов России, Ассоциация камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей.
— Как думаете, в каком направлении должен развиваться конкурс?
— Мы живем в великолепных по своей красоте местах горной Башкирии. Мечтается, что конкурс станет творческой школой, в которой участники и члены жюри могли бы не только общаться, профессионально совершенствоваться, но и отдохнуть. Такой видится перспектива этого конкурса.
— Наталья Николаевна, каковы Ваши пожелания участникам?
— К приезжающим участникам, молодым и талантливым музыкантам, всегда испытываешь любовь и большую благодарность за то, что они приехали, за то, что они прекрасно играют, так талантливо и самоотверженно работают. Поэтому пожелать могу только одного: чтобы всё, о чём мечтают участники, сложилось и именно так, как хочется. Удачных всем выступлений и успехов на творческом пути!
Подробную информацию о графике проведения, жюри, участниках и концертах конкурса смотрите в афишах и буклете конкурса.
Благодарим за помощь в подготовке материала Андрея ДЫЛЬКОВА,
Проректора по творческой и международной деятельности МаГК
Фотографии из архива МаГК
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-