Новости |
Искусство и политика
24 января в Барселоне завершился один из старейших вокальных конкурсов в Европе — Международный им.Франсиско Виньяса, на этот раз уже 53-й. Он по-прежнему пользуется большим вниманием во всем мире среди молодых певцов и огромной любовью барселонцев.
Третий тур и заключительный концерт прошли в театре «Лисеу» при абсолютных аншлагах. Впервые в предварительных прослушиваниях к этому конкурсу наряду с оперными театрами Милана, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Мадрида, Берлина, Китая, Сан-Франциско принял участие Большой театр России.
Всего перед членами жюри кустовых прослушиваний выступило 568 певцов из 60 стран. В результате в первом туре Конкурса им. Ф. Виньяса участвовало 90 вокалистов. На второй тур жюри пропустило 38 человек, а в финале оказалось 20 претендентов на лауреатство.
Второй год успешно возглавляет жюри представительница Германии, директор театра «Лисеу» Кристина Шепельман. Жюри частично меняется, чаще за счет артистов. Ныне в него вошли прославленные певцы: именитая испанка меццо-сопрано Тереса Берганса, афро-американский бас – баритон Саймон Эстес, солистка Большого театра, сопрано Маквала Касрашвили, художественные и административные руководители театров «Ла Скала», Парижской Оперы, Берлинской Штаатсопер, Лондонского театра «Ковент-Гарден», театра «Реал» в Мадриде, Оперы Цюриха.
Нынешний конкурс был высоким по уровню. В Барселоне собралось много талантливой молодежи из стран Европы и США. Конечно, было бесчисленное количество представителей Кореи, которые не раздражали, а поражали обилием красивых голосов, особенно баритонов, прекрасной европейской вокальной школой, отличным знанием языков, чувством стиля и вокально-театральным комплексом.
Радовал конкурс и репертуаром. Нынче как никогда звучало много оперной музыки, редко исполняемой в таких ответственных соревнованиях. Порой прослушивания превращались в интересные концерты. Были здесь арии Гамлета из оперы Тома, Зарастро («Волшебная флейта» Моцарта), Варяжского гостя («Садко» Римского-Корсакова), Кончаковны («Князь Игорь» Бородина), Октавии («Коронации Поппеи» Монтеверди ), Пинкертона («Мадам Баттерфляй» Пуччини ), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка), Лауры («Джоконда» Понкьелли), Вальс Моники («Медиум» Менотти ), несколько арий из опер «Сид» и «Иродиада» Массне, «Сафо» Гуно и прочие редкости. Все это положительные моменты, которые относятся к категории «Опера», где явно наблюдается прогресс в сфере профессионализма и таланта.
Но есть на конкурсе и еще одна категория «Oratori-Lied» — здесь совсем другая картина. За те шесть лет, что я посещаю барселонский конкурс, наблюдаю, как сокращается число исполнителей оратории и Lied, да и качество их выступлений постепенно снижается. В прошлом году в финал прошел только один представитель этой категории. В этом году жюри не пропустило ни одного певца даже на второй тур. К большому сожалению, не знаю, как во всем музыкальном мире, но на Конкурсе им. Виньяса эта категория явно умирает.
Приехали в Барселону и российские певцы. Их было немного, и далеко не все из них оказались успешны. Во втором туре выступило всего четверо: сопрано Мария Буйносова (Центр оперного пения Галины Вишневской), бас Юрий Власов (Мариинский театр), меццо-сопрано Юлия Меннибаева (Московская «Новая опера», приглашенная солистка Большого театра) и сопрано Анна Горбачева (Екатеринбург). В финал попали трое: Буйносова, Власов, Меннибаева.
Как же распределились места и спецпремии среди двадцати финалистов? Кореец Сунгхо Ким получил спецпремию Пласидо Доминго тенору-финалисту. Маленького роста, веселый и обаятельный певец обладает небольшим, но звонким тенором. Его коньком стала Песенка Тони из оперы Доницетти «Дочь полка». Он легко жонглировал девятью «до», которые без труда летели в зал, встречаемые бурными аплодисментами. Спецпремия Европейского оперного центра досталась итальянке Мириям Альбано (меццо-сопрано). Шестую премию вручили российскому певцу Юрию Власову. У него огромный настоящий русский бас, но мало выразительности, натужная кантилена, ей явно не хватает пластичности и культуры звуковедения. Лучше певцу удаются игровые партии. Он был хорошим Кончаком, а вот арию Гремина было тяжело и скучно слушать. К премии прибавили приглашение на «Фестиваль Castell de Peralada». Может быть, эта поездка поможет Юрию Власову обрести необходимую вокальную форму.
Пятую премию жюри присудило замечательному корейскому певцу Kihun Yoon. Его красивый и теплый баритон позволил проникновенно и трогательно спеть арию Жермона, а настоящий актерский дар — создать яркий колоритный образ Фальстафа, главного героя оперы Верди. Певец очень полюбился публике, которая подарила ему Приз зрительских симпатий. Настоящей любимицей жюри и зрителей была испанка Зара Бланш. Она стала не только обладательницей Четвертой премии, но и массы спецпремий: за исполнение сарсуэлы, премии Пласидо Доминго, поездки на «Фестиваль Castell de Peralada» и еще нескольких. Прекрасно, что в стране так любят своих певцов.
Россиянка Юлия Меннибаева с первого тура уверенно шла к победе. Этому способствовало роскошное меццо-сопрано, ровное по всему диапазону, свободно льющееся и захватывающее своей магической красотой, и абсолютно точно выбранный репертуар. На первом туре она предложила арию принцессы де Буйон из оперы Чилеа «Адриена Лекуврер», на втором спела арии Кончаковны из «Князя Игоря» Бородина и Лауры («Джоконда» Понкьелли), на третьем — подлинные шедевры: арии Марфы из «Хованщины» Мусоргского и Далилы из оперы Сен-Санса. Все было исполнено более чем достойно, все говорило о ярком эмоциональном таланте и прекрасной школе, прошедшей Меннибаевой сначала в Московской консерватории (класс профессора Галины Писаренко), затем у профессора Дмитрия Вдовина в Академии хорового искусства им. В. Попова (у него же закончила аспирантуру).
Но тут в творчество вмешалась политика. В это время в Нью-Йорке разразился скандал в связи с дискриминацией негров в сфере киноискусства, и жюри решило поддержать обиженных. Первую премию отдали афро-американской певице J’ Nai Bridges. Юля получила Вторую премию, разделив ее с итальянкой Селен Занетти. Но это внешние действия, а внутренне большинство членов жюри отдали свое сердце Юле Меннибаевой. Во всяком случае, для Тересы Бергансы имя молодой российской певицы стало открытием конкурса. Еще Юля получила спецпремию за лучшее исполнение русской музыки и поездку на концерт в Мадридский театр «Реал».
В этом году Конкурс им. Ф. Виньяса был посвящен памяти великой Елены Образцовой, год назад ушедшей от нас. В рамках конкурса состоялись мастер-классы членов жюри и замечательных певцов Тересы Бергансы и Саймона Эстеса для студентов консерватории театра «Лисеу».
На Конкурсе существует замечательная традиция творческих встреч с знаменитыми членами жюри. Гостем любителей оперного театра в этом году был Саймон Эстес. Его представляла председатель жюри Кристина Шепельман. Он и сам рассказывал о своей жизни в искусстве, не раз вспоминая Международный конкурс им. Чайковского в Москве, на котором он, молодой певец из США, получил третью премию. Она открыла ему двери в мировое оперное искусство. С экрана звучали в его исполнении арии из опер Вагнера и Верди. Особый восторг вызвал его король Филипп — глубоко несчастный и страдающий герой оперы Верди «Дон Карлос».
Елизавета ДЮКИНА
Фотографии предоставлены пресс-службой конкура
Анонсы |
-17.12.24-
-20.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-