• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Чувства Рахманинова

Пианист Борис Березовский. Концерт в Будапеште. Февраль, 2017

Когда цветёт сирень…

Майским днём, когда цветёт любимая Рахманиновым сирень, Борис Березовский сыграл сочинения одного из самых почитаемых им композиторов. Концерт в Российском национальном музее музыки был уникален своей камерностью, интимностью. В Прокофьевском зале, вмещающем лишь 160 зрителей, возникло ощущение, что пианист играет для меня одной. И, думаю, такое впечатление сложилось у каждого, кто побывал в этот вечер на концерте. В моём воображении возникли парижские салоны XIX века, где гениальные Лист и Шопен музицировали для избранных. Такая же атмосфера царила и здесь.

Программа концерта

Сначала прозвучали шесть Прелюдий op. 23 и op. 32, Музыкальные моменты op. 16 и Соната № 2 си бемоль минор, op.36. Разумеется, после обязательной программы, публика долго не отпускала своего кумира, и «бисовые» номера, по сути, составили второе отделение концерта.  

Ими стали рахманиновские фортепианные транскрипции его романса «Маргаритки» / Daisies и Скерцо из музыки Мендельсона «Сон в летнюю ночь» op. 61, созданной немецким композитором к одноименной комедии Шекспира.Под занавес Борис сыграл ещё две Прелюдии, завершающей стала Прелюдия соль минор op. 23, № 5. Как же без неё?

Обнажённый нерв

Отличительная черта всех прозвучавших в концерте рахманиновских сочинений – отсутствие программной конкретности, иллюстративности, сюжетной содержательности. Нет подсказок в виде названий, как в случае с трансцендентными этюдами Листа, например. Когда в нотах значится «прелюдия», композитор тем самым отпускает на волю нашу фантазию: воображай, что хочешь. Эти рахманиновские опусы – сплошные эмоции, переливчатая гамма чувств, обнажённый нерв. Композитор не рисовал сюжетные картины звуками, а передавал свои интимные чувства – радовался и тосковал, торжествовал и погружался в тихую умиротворённость, неистовствовал и плакал... Сегодня нам трудно представить, что Сергей Васильевич – гений, классик, титан и сверхчеловек в части работоспособности, – был крайне неуверенным в себе, подверженным долгим депрессиям. Парадокс: сильный и… робкий, судя по поступкам – мужественный, в чувствах – утончённый, ранимый, но ничуть не сентиментальный. Его сочинения – не что иное, как выраженные в звуках исключительно русские, по-чеховски трагические рефлексии. Их отличают мятежность и драматизм, взволнованность и тревожность, «повышенная эмоциональная температура», по словам Бориса Асафьева. Сильные, бурные, противоречивые, необузданные и неподвластные логике эмоции Рахманинова зеркально отразила прозвучавшая в тот вечер музыка.

Я угадаю исполнителя с трёх нот!

Борис Березовский не оставляет рецензенту шанса сказать о его исполнительстве что-то новое: пианист настолько профессионально стабилен и находится на том высочайшем уровне мастерства, ниже которого он опуститься уже не сможет, даже если захочет. Что отличает любого выдающегося исполнителя? Звук. Березовского можно отличить по звуку, закрыв глаза. Хоть сам он и утверждает обратное: дескать, нельзя угадать исполнителя по звуку, если не знать наверняка, кто играет. Других-то, может, отличить и нельзя, а его можно! По сильному, по-рахманиновски мощному темпераменту, силе, глубине и одновременно по культуре и деликатности звука. Звук у него… округлый, будто отшлифованный до идеальной формы шар. У Бориса рахманиновские руки, охват диапазона в полторы октавы и тяжёлая, казалось бы, рука. Однако немногие могут сравниться с ним в части мягкости прикосновений пальцев к клавиатуре, когда ноты на пианиссимо тают как апрельский снег. Он в совершенстве владеет плавностью переходов от одной темы к другой: перепады авторских эмоций, настроений подобны течению горной реки с её всплесками, внезапными порогами и непредсказуемыми поворотами. Рубленые фразы отсутствуют: музыка льётся, как река. Темперамент пианиста охватывает широкий диапазон абсолютных крайностей: от мягкости до яростной атаки, от нежности до злости. Вот только в жизни он злым не бывает. «Всю свою агрессию я направляю вот сюда», – говорит Березовский, указывая на клавиатуру. Слышали бы вы, как под ураганным напором страстей ревел рояль, как гудели струны на сокрушительном фортиссимо, обозначенном в нотах не иначе как fff и в финале ffff – именно в такой динамике, строго в соответствии с авторскими указаниями, исполнялся Музыкальный момент ми минор op. 16. Все, находившиеся в камерном зале, слышали внушительное, объёмное, воистину органное звучание. Испытать такие волнующие ощущения в полуторатысячном зале невозможно: звук растворяется в гигантском пространстве. Кстати, этот Музыкальный момент предполагает хорошо развитую левую руку, а Березовский успешно прошёл боевое крещение леворучными сочинениями: Концертом № 2 Равеля, Прелюдией и Ноктюрном Скрябина, переложениями шопеновских этюдов Годовского.

Кто сыграет Сонату № 2?

Умопомрачительный уровень сложности произведений не обсуждается, за простые нотные тексты Борис не берётся: ему скучно. Сонату № 2 открывали? Там темно от пассажей, от плотности текста. Набрав в YouTube «Рахманинов. Соната № 2», вы обнаружите, что помимо Березовского, это сочинение исполняют лучшие из лучших российских пианистов. Из иностранцев, кроме бесстрашного экспериментатора Марка-Андре Амлена, это сочинение играли золотые медалисты конкурса им. Чайковского Ван Клиберн и Джон Огдон, одним словом  великие.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Рахманинов и Березовский

Я не присваиваю себе чужие мысли, поэтому расскажу, как однажды во время фестиваля «Музыка Земли», который Борис в этом году проведёт уже в четвёртый раз, мы разговаривали с экспертом фестиваля Мариной Медведевой, и она сравнила Березовского… с Рахманиновым. Сказала, что как творческие личности они похожи. Тогда сравнение пианиста с композитором показалось мне странным и неубедительным. Однако спорить с профессором РАМ им. Гнесиных Мариной Васильевной Медведевой я не стала. Должно было пройти два с половиной года после того разговора, чтобы на концерте в Прокофьевском зале я поняла: да, масштаб личности Березовского сопоставим с масштабом личности Рахманинова! По многим пунктам. Виртуозный пианист, феноменально работоспособный, дающий в среднем около 10-15 концертов в месяц, обожаемый публикой. Регулярно играет благотворительные концерты, поддерживает одарённых молодых музыкантов. Любит и знает фольклор, древнерусскую духовную музыку. Образованнейший человек. Не смог жить без России. И Рахманинов вернулся бы, только товарищу Сталину в 1943 году было не до ностальгических чувств композитора…

Тайна пианиста

Моё самое-самое первое интервью с Березовским я назвала «Тайна пианиста». По прошествии трёх лет мне кажется, что я начинаю эту тайну постигать. Раньше я воспринимала Бориса иначе. Думала: ну да, высокотехничный исполнитель с прагматичными капиталистическими мозгами, недаром 20 лет прожил на Западе. Нет, за богатырской внешностью Березовского скрывается мягкая и добрая, хрустально хрупкая и нежная душа. Слышали бы вы, как Борис сыграл нам… чувства Рахманинова. Сыграл великую русскую душу композитора, мятущегося и страдающего.

Лилия ЯЩЕНКО

На фото:

Пианист Борис Березовский. Концерт в Будапеште. Февраль, 2017

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Фото предоставлены автором материала

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей