Новости |
20.05.2024
Концерт по нарастающей
Оркестр Александра Сладковского сыграл в Казани изысканную венскую программу
Много ли региональных симфонических коллективов в нашей стране на регулярной основе играют в обеих ее столицах, ездят с гастролями по России и за рубеж, представляют ту творческую единицу, выступление которой становится незаурядным событием? Ответ очевиден: таких практически нет. В отличие от США или Германии, где знаменитые и высококлассные оркестры прописаны отнюдь не только в столицах, российская симфоническая элита предельно сконцентрирована в Москве и Петербурге.
Причины (социальные и культурологические) – секрет полишинеля: моноцентричность – в данном случае дуоцентричность – российской действительности безжалостно стягивает все лучшее в два великих города, оставляя другим лишь возможность гордиться успехами отечественной академической музыки на почтительном расстоянии. Ситуация крайне несправедливая. И эту несправедливость давно пора исправить. Пока этим заниматься некому, музыканты ситуацию пытаются скорректировать на местах. Не без столичных инъекций, конечно же. Наиболее удачно эту проблему в последние годы решают в Казани.
Казань в последние годы все больше и больше заявляет о себе как полноправная музыкальная столица России, оттягивая очки не только у других значимых региональных центров, но небезуспешно соревнуясь с Москвой и Петербургом. Наряду со старыми и уже раскрученными брендами, такими как Шаляпинский оперный и Нуриевский балетный фестивали в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля теперь у нее есть и еще один, новый, точнее обновленный – Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением маэстро Александра Сладковского
Татарский симфонический в последние годы на большом подъеме: сегодня он – не просто музыкальный бренд Татарии и главный ньюсмейкер культурной жизни республики, а уже шире: его имя звучит по всей России, у него в Москве и Петербурге собственные абонементы, его все больше и больше узнают за границей, восхищаясь искусством казанских музыкантов. Столичные абонементы же пользуются среди меломанов бешеной популярностью: встречи с казанскими музыкантами по-настоящему ждут, у них в искушенной, избалованной всяческими музыкальными впечатлениями столицах есть своя публика!
Приход в 2010 году Александра Сладковского на пост худрука ГСО РТ можно вполне интерпретировать как своего рода рукотворное чудо: именно с этого момента жизнь коллектива пошла в гору. Хотя у оркестра славное прошлое (этот бриллиант ограняли такие корифеи как Натан Рахлин и Фуат Мансуров), появление за дирижерским пультом Сладковского, безусловно, дало коллективу новый импульс.
За последние сезоны он как-то незаметно и постепенно, очень целенаправленно превратился из амбициозного регионального коллектива, воспринимаемого в столицах каким-то экзотом, в фактически повседневность столичной концертной жизни. Лучшие залы Первопрестольной и Северной столицы регулярно предлагают встречу с ним для любителей музыки. Оркестр играет самые разнообразные программы: что-то из этого раритетно, что-то сверхпопулярно, что-то сочетает в себе оба начала.
Но никогда не забывает оркестр и родную казанскую публику – на своей домашней сцене, в Государственном Большом концертном зале имени Сайдашева, коллектив регулярно представляет самые ответственные концертные программы, знакомя казанцев с шедеврами мировой музыки.
Один из майских концертов коллектива на родной сцене был посвящен двум великим австрийским симфонистам – Вольфгангу Амадею Моцарту и Антону Брукнеру. Светоносный гений Моцарта был явлен популярными вещами – увертюрой к опере «Дон-Жуан» и 20-м фортепианным концертом. Первое сочинение давало представление о том, каким оперным дирижером мог бы быть (хотя он и начинал как раз в опере) Сладковский, если бы не его всецелая погруженность в симфоническое дирижирование: глубоким, вдумчивым, с небывалой остротой подчеркивающим трагедийную сущность этой экспозиционной пьесы гения.
Во втором солировал модный молодой артист – серебряный лауреат последнего Конкурса Чайковского Энджел Вонг. Американец русско-китайского происхождения, выпускник ЦМШ и студент Московской консерватории полюбился российской публике в конкурсных период состязаний – не в первый раз она создает себе кумиров из иностранцев: как то было не так давно, например, с Фредериком Кемпфом или Люкой Дебаргом. Порой не только вопреки мнению жюри, но и вопреки их реальным пианистическим достижениям – руководствуясь лишь собственной экзальтацией и эмоциональной взвинченностью. К сожалению, на концерте в Казани разделить эти восторги было затруднительно – чистенькая, без помарок, но достаточно пресная по эмоциям игра Вонга, формально декоративная и достаточно поверхностная, большого впечатления не оставила. В сыгранной на бис «Махе и соловье» Гранадоса выразительности и глубины юный пианист смог продемонстрировать гораздо больше – здесь, пожалуй, был достигнут паритет с его действительно внушительной техникой.
Эмоциональная отдача от игры казанских музыкантов множилась по нарастающей. И если Моцарт подарил противоречивые впечатления, то Брукнер захватил целиком и не оставил места никаким сомнениям. Лебединая песнь последнего гения австро-немецкого симфонического романтизма прозвучала гимном божественному и одновременно земному, силе духа человека, совершенству творца и его творения. Строгая и словно высеченная из глыбы лабрадора или базальта, прекрасная как мрачные северные скалы музыка, мощная по силе воздействия и камерная по интимному посылу своего высказывания, очень личностному и сокровенному, была подана Александром Сладковским и его музыкантами столь выпукло, выразительно, эмоционально напряженно и одновременно просветленно, что оказала на публику практически гипнотическое воздействие. Три части незавершенного творения, при всем их разнообразии, воспринимались как одна песнь, одно большое высказывание – о смысле жизни, о красоте бытия, о величии мироздания.
Александр МАТУСЕВИЧ
фото предоставлены пресс-службой оркестра
20.05.2024
Анонсы |
-27.03.25-
-05.04.25-
-06.04.25-
-12.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-