Новости |
России преданный Орфей
27 декабря 2015 года состоялся долгожданный концерт Дмитрия Хворостовского и Российского национального оркестра, где всемирно известный баритон выступил вместе с молодыми оперными солистками Асмик Григорян (сопрано) и Юлией Мазуровой (меццо-сопрано).
Все присутствовавшие в этот предновогодний вечер в концертном зале им. Чайковского получили огромное удовольствие, потому что программа концерта состояла из абсолютных музыкальных шедевров. В первом отделении – оперные произведения русских и зарубежных композиторов XIX–XX веков, во втором – симфоническая музыка и песни прошлого века, которые мы сегодня называем произведениями советской эпохи. Концертная программа имела стройную, драматургически точно выстроенную концепцию, продуманную наверняка самим бенефициантом Дмитрием Хворостовским.
Сцену из оперы «Война и мир» Прокофьева знаменитый баритон представил вместе с молодой и успешно выступающей в России и за рубежом оперной певицей Асмик Григорян (сопрано) и юной солисткой Большого театра Юлией Мазуровой (меццо-сопрано). Солисты исполнили, соответственно, партии князя Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Сони. Затем прозвучал романс Демона «На воздушном океане» из одноименной оперы Рубинштейна в исполнении Дмитрия Хворостовского.
Две арии – Чио-Чио-сан из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» и арию Русалки из одноименной оперы Дворжака – спела Асмик Григорян. Ее очаровательный голос воспринимался как один из инструментов симфонического оркестра, безусловно, солирующий. К органичному «вплетению» голоса в оркестровую партитуру стремились представители национальных оперных школ, Антонин Дворжак, в частности. Певица и Российский национальный оркестр блестяще воплотили мечту композитора.
В заключение первого отделения Дмитрий Хворостовский порадовал поклонников куплетами Эскамильо из оперы Бизе «Кармен». Эх, где были все телекамеры мира? Почему не запечатлели они этот бравый выход певца, который буквально за четыре такта прошествовал из-за кулис к дирижерскому пульту?! Восторженные зрители хлопали в такт как счастливые дети. Куплеты тореадора прозвучали искрометно, игриво, даже немного легкомысленно. При такой трактовке давно известная музыка прозвучала по-новому и навела на мысль: а что, собственно, наша жизнь как не коррида? Вечное сражение с неурядицами, ежедневными проблемами большими и малыми. И как бороться с этими невзгодами? А вот так – легко и непринужденно – как поет этот высокий, красивый и сильный человек Дмитрий Хворостовский.
Второе отделение навеяло ностальгические воспоминания о временах, когда мы собирались с родителями у телевизоров и смотрели старые добрые черно-белые фильмы «Дети капитана Гранта», «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе»…
Порывисто и стремительно Российский национальный оркестр исполнил увертюру Дунаевского из музыки к кинофильму «Дети капитана Гранта». И вот над головой у нас словно бы хлопает просоленный морскими волнами парус, за бортом корабля свирепствует шторм, а мы несемся навстречу ветрам и приключениям. Живописать звуками, рисовать музыкой картины могут только великие композиторы. И только великие музыканты могут изобразить эти записанные нотами картины. Оркестранты РНО не только точно считывают нотный текст, передавая выписанные в партитуре динамические оттенки. Они умеют проникать в суть музыкального произведения, раскрывать его характер и настроение, создавать при помощи звуков яркие визуальные образы. В этом концерте РНО исполнил также увертюру к опере «Руслан и Людмила» Глинки и пляску скоморохов Чайковского из музыки к весенней сказке Островского «Снегурочка» – произведения, пронизанные русским духом, картинами языческой Древней Руси.
Ансамбль «Стиль пяти», в составе которого домра, гусли, домра-альт, баян, балалайка-контрабас и синтезатор, органично вписался в состав классических инструментов симфонического оркестра. Исполнив вместе с РНО пьесу «Старинный гобелен» композитора Иосифа Тамарина, музыканты, в том числе и на русских народных инструментах, – что парадоксально! – изобразили средневековую европейскую картину. Рыцарь в доспехах скачет на белом коне по темно-зеленому лесу, где за деревьями скрывается старинный замок, а в его залах на стенах висят гобелены, на которых – темно-зеленый лес и рыцарь в доспехах скачет на белом коне к старинному замку...
Больше всего в исполнении РНО в этот вечер мне понравился вальс Андрея Петрова из музыки к кинофильму «Берегись автомобиля». Давно знакомая музыка прозвучала свежо и по-новому: очищенная от клише предыдущих исполнений, вальсовая мелодия парила над сценой воздушно и легко, будто заискрился серебристый снег, и возникла сказочная новогодняя атмосфера, которую так волшебно воссоздавал в своих фильмах режиссер Эльдар Рязанов.
Весь вечер за пультом был Константин Орбелян, чьи пластичные руки – выразительны, а жесты точны: оттенки и нюансы оркестра словно бы находились на кончиках пальцев дирижера. Воспитанные художественным руководителем Михаилом Плетневым оркестранты РНО с готовностью работают с разными дирижерами мира, и чуткий контакт между музыкантами и дирижером Константином Орбеляном был очевиден.
Смысловой кульминацией концерта стала песня Пахмутовой на стихи Добронравова «Как молоды мы были», которую спел Дмитрий Хворостовский. Это произведение, как говорят музыканты, из категории ever green – вечно актуальное. Если помните, песня начинается с божественного пианиссимо и им же заканчивается. Она зазвучала в звенящей тишине: зал воспринял ее как откровение. И вот мы, поседевшие 50-летние зрители, сидим и слушаем, почти не дыша: «Первый тайм мы уже отыграли». Кто-то украдкой смахивает слезу… Полжизни прожито и впереди еще полжизни: как мы проживем эти годы?..
Во втором отделении Дмитрий Хворостовский спел еще две песни Пахмутовой – «Мелодия» («Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей») на стихи Добронравова и «Нежность» («Опустела без тебя Земля») на стихи Гребенникова и Добронравова. Песни Бабаджаняна – «Не спеши» на стихи Евтушенко и «Благодарю тебя» на стихи Рождественского – окончательно убедили в том, что выбор репертуара был глубоко продуманным.
Слушая концерт, я думала как чеховская героиня: «Пройдет сто, двести лет, нас не будет…» Да, нас не будет, а песни эти, подобно песням Шуберта, переживут и их авторов, и нас, некогда услышавших премьеры этих шедевров с черно-белых экранов. Тогда мы еще и не догадывались, что в телепередаче «Песня года» звучит то, что останется в Вечности, – и музыка, и поэзия. Если песня актуальна через 40 лет после ее создания, значит она будет жить века.
В очередной раз, благодаря вокалистам и Российскому национальному оркестру, мы убедились, что в музыке нет легких жанров (песня, оперетта) и сложных (опера, симфония), а есть плохое и хорошее исполнение. Во втором отделении концерта Российский национальный оркестр продемонстрировал всю симфоническую глубину «маленьких» сочинений – песен, их гармоническую неординарность и утонченность, богатство оркестровки. Аккомпанемент Российского национального оркестра – мечта солиста, будь то инструменталист или вокалист. Сопровождение РНО означает культуру, изысканность и деликатность по отношению к главному герою – солисту.
Когда Дмитрий Хворостовский запел «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей», нельзя было не вспомнить кумира наших родителей Муслима Магомаева, исполнявшего эту песню 40 лет назад, так же, как и песню «Благодарю тебя», и каватину Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник» – одну из сложнейших партий мирового оперного репертуара. Трудно сказать, на какие годы пришелся пик популярности Магомаева: его обожали и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е годы. Слава его была оглушительной, любовь публики – всенародной. В этом смысле Дмитрий Хворостовский обречен на вечное сравнение с Муслимом Магомаевым, потому что подлинные кумиры, каким был Муслим Магометович Магомаев, не уходят в прошлое, они остаются с нами навсегда. Два блистательных баритона, оба красавцы, оба отличаются высокой исполнительской культурой, благородством не только внешним, но и внутренним, искренним уважением по отношению к публике. Разница между ними, пожалуй, лишь в том, что Магомаеву, при его феноменальных вокальных, актерских, внешних и физических данных, международную карьеру сделать не довелось – не те были времена… А вот Дмитрий Хворостовский блестящую международную карьеру сделал. Нам радостно, что певец достойно представляет Россию за рубежом, и все же хочется чаще видеть и слышать любимого артиста на родине. Большинство российских поклонников Хворостовского могут насладиться его выступлениями лишь в youtube, настолько певец востребован на подмостках лучших театров мира – Метрополитен-опера, Королевская опера Ковент-Гарден, Ла Скала... Тем радостнее была встреча с артистом в московском Концертном зале им. Чайковского.
Песня «Не спеши» воспринималась лично мною, как говорится, «на разрыв аорты». Хотя певец исполнил ее, как и остальные песни в концертной программе, без нажима, не форсируя силу звука, зато так проникновенно и искренне, что сердце сжалось.
Вспомнилось, как 11 мая 2015 года Дмитрий Хворостовский дал концерт open-air на ВДНХ, исполнив песни военных лет, после чего знакомые рассказывали: «Все зрители плакали. Все...» Про оперных певцов, вообще про больших музыкантов и артистов говорят: «Есть background», – значит, у человека, выходящего на подмостки, есть что-то важное за душой. И Дмитрию Хворостовскому есть о чем поведать миру, иначе не было бы у певца армии поклонников. Кроме того, это так патриотично: фактически живя и гастролируя за рубежом, приезжать на родину, чтобы спеть песни в День Победы.
Знатокам известно, что исполнитель главной партии на протяжении оперы, которая длится не менее трех-четырех часов, поет лишь две, максимум три арии и находится на сцене в общей сложности не более 20-30 минут. Дмитрий Хворостовский в этот вечер был на сцене более часа чистого времени, исполнил три сложные оперные арии и шесть песен, а это большая нагрузка.
При этом солист светился улыбкой, был счастлив и радовался встрече с публикой. Он в прекрасной артистической форме, легкий, подвижный, изящный и пластичный – мечта оперного режиссера! Как известно, все артисты подразделяются на две категории – энергетические вампиры и доноры. Первые забирают энергию зрительного зала, питаются ею, вторые – отдают всего себя без остатка. Дмитрий Хворостовский, безусловно, из категории доноров: столько тепла, добра, любви и положительных эмоций он подарил людям. Какой позитивный человек и артист!..
Я долго буду помнить, как в заключение программы он спел: «За шепот и за крик, за вечность и за миг, за отгоревшую зарю, за смех и за печаль, за тихое «прощай», за все тебя благодарю». Как это мудро и правильно: благодарить и говорить «спасибо» за все хорошее и плохое, что преподносит нам жизнь. Этому учат все древнейшие религии мира, которым вторят и современные психологические науки.
Кумир не просто поет как райская птица, он всегда несет миру некое послание. Дмитрий Хворостовский в этот вечер передал публике вполне конкретный message: «Благодарите судьбу за всё, за всё – за радости и испытания, которые нам посылаются. Живите и радуйтесь каждому дню – жизнь прекрасна!»
Я часто бываю на филармонических концертах. Поверьте, таких оваций Концертный зал им. Чайковского не слышал давно.
Лилия ЯЩЕНКО
Фотографии предоставлены Московской филармонией
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-