• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Музыкальное  путешествие в веках

В Музее изобразительных искусств им. А. С.Пушкина работает грандиозная выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом». Представлено 100 картин и гравюр немецких художников отца и сына Кранахов: Лукаса Старшего и Младшего. 

В рамках этой выставки в Итальянском дворике музея состоялся музыкальный вечер «Проснись, немецкая земля…» (музыка Германии XY – XYII веков).  Исполнил программу Ансамбль старинной музыки «VOLKONSKY  CONSORT» в составе: Антонио Грамши (блокфлейты, ударные), Алексей Шеин (блокфлейты, корнамузы, шалмей), Наталия Баева (блокфлейты, шалмей),  Ольга Колосова (скрипка), Юлия Граб (ребек, скрипка), Александра Дроздова (виола да гамба), Владимир Дроздов (виола да гамба), Елизавета Алексеева (лютня, барочная гитара), Софья Шаповалова (клавесин), Николай Григоров (орган). Каждый из музыкантов — солист высочайшего профессионального уровня, а вместе –  замечательный коллектив, играющий  старинную музыку, серьёзную и шутливую, торжественную и скоморошью, грустную  и весёлую, но обязательно  в стиле  эпох Возрождения и Реформации.

Юлия Де Клерк

Как божественно и волшебно звучали в их руках и губах старинные инструменты: шалмей, корнамузы, лютня, ребек, барочная гитара, виола да гамба! В состав ансамбля входят четыре вокалиста: Галина Жуковская (сопрано), Анна Сыроечковская (альт), Андрей Андрианов (тенор), Юрий Вустин (бас).

Вела вечер заведующая  музыкальным отделом музея Юлия де Клерк, рассказывая о стилях и направлениях немецкой музыки во времена жизни и творчества немецких художников Кранахов. Вместе с участниками Ансамбля « VOLKONSKY CONSORT» она выстроила программу вечера точно, гармонично, эмоционально  и разнообразно.

Началось музыкальное путешествие с духовной музыки Возрождения. Первой была анонимная Рождественская песня XV века для 4-х голосов и инструментального ансамбля «Родился нам Святой Христос». Сразу был задан  высокий торжественный настрой. Рождественскую песню сменил  полифонический мадригал  Генрика Изаака «Инсбрук, я должен тебя покинуть» с налетом грусти прощания, но с надеждой на встречу. Духовная песня XIII века Вальтера фон дер Фогельвейде «Песнь о Палестине» для голоса и лютни покорила своей красотой.

Далее состоялось знакомство с жанровой инструментальной музыкой XVI века. Ансамбль с удовольствием играл   танцевальную и веселую музыка Тильмана Сусато. Легкое настроение передалось и слушателям.

Последовавшая затем духовная музыка эпохи Реставрация снова внесла торжественный настрой. Протестантский хорал Мартина Лютера «Господь — могучий наш оплот» был исполнен четырьмя певцами a capella, а обработка хорала XVI «Единому Богу в вышних да будет честь» была сделана  Михаэлем Преториусом  для четырёх певцов и ансамбля. В эти же годы появилась Фуга, и Иоганн Эразмус Киндерман написал Фугу на тему хорала для органа «Что хочет мой Бог», которую замечательно исполнил органист Николай Григоров.

Потом речь зашла о смеховой культуре  и обработках народных песен. Это были увлекательные  бытовые картинки с юмором, а порой и с сатирой. Тут уже главными оказались  певцы. Сначала они разыграли весёлую сценку признания в любви простого рабочего парня «Моя дорогая мадонна!» Орландо ди Лассо Тодеска с забавным музыкальным рефреном «Дон, дон, дон, дири, дири, дон, дон». Затем порадовали слушателей Рождественской песней-шуткой  того же автора про надменного гусака, которому надоел  птичий двор и он прямой дорогой отправился … в Париж. «Был он слишком глуп. К нам попал он в суп. Не смог повидать он мир. Зато был на славу пир». Закончили этот раздел обработкой народной песни «Однажды честный бюргер…» Людвига Зенфля об измене жены. Эту песню в сопровождении ансамбля спел-сыграл Юрий Вустин за себя — басом, а за жену уже фальцетом, что было неожиданно и очень смешно.

Звучали в тот вечер и новые инструментальные жанры XVI – XVII веков. Маленький духовой концерт №  11 Шютца для сопрано, баса и органа. Пьесы  Иоганна Германа Шейна из сборника «Музыкальная пирушка», в который вошла танцевальная музыка в новых жанрах: Интрада — Вступление; Куранта — итальянский танец и Аллеманда — старинный немецкий танец. Их очень красиво и стильно исполнил инструментальный ансамбль. Завершилось музыкальное путешествие в Итальянском дворике ярко эмоционально Мадригал-балетом  Ганса Лео Хасслера, истоки которого кроются в итальянской комедии дель арто. Все: и замечательный Ансамбль старинной музыки «VOLKONSKY CONSORT», и слушатели готовы были пуститься в пляс.

«Попляшем и попрыгаем, споем и сыграем,

На скрипках и лютнях, что радуют слух».

Елизавета Дюкина

Фото Юрия Манакова

 

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей