Новости


Подписаться на новости



30.10.2020

Красное колесо

В Москве продолжается V фестиваль «Видеть музыку», организованный Ассоциацией музыкальных театров при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации с использованием Гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. В фестивале уже традиционного принимают участие многие театры не только России, но и всего пространства бывшего СССР.

Театр  «Донбасс Опера» показал масштабный, сложный, многосоставный спектакль – «Кармину Бурану» К.Орфа. Причем масштаб и сложность спектакля относятся не только к его многожанровости, но и к многозначности его смыслов.

       

В центре - Владислав Лысак (Поэт)

Создатели донецкой версии прочтения одного из самых популярных произведений ХХ века, знаменитой кантаты Орфа, обозначили ее как «театральную мистерию». Тут уместно вспомнить, что мистерия – это жанр средневекового театра, который вместил в себя практически все театральные жанры того далекого времени, соединяя драму (и литургическую, и бытовую) с фарсом, мистикой, аллегориями. Считается даже, что мистерия – это модель мироздания, каким оно представлялось человеку средневековья. Впрочем, только ли средневековья? Донецкий спектакль показал, что вечные проблемы человеческого бытия именно что вечны, вне зависимости от антуража, в котором представлены.

А антураж средневековья в донецком спектакле воссоздан мастерски (режиссер-постановщик Александр Лебедев, художник-постановщик Сергей Спевякин, художник по костюмам Наталья Сыздыкова, видеоряд Валерий Сацик). Но я думаю, что создателей вдохновляло не строго историческое соответствие, а скорее некий миф о Средних веках, эпохе мистических откровений и карнавальной культуры, строгой аскезы и безудержного веселья, культа Прекрасной Дамы и воспевания плотского «низа». И этот миф был воплощен просто блестяще во внешнем облике спектакля и в задачах, которые были поставлены перед каждым – подчеркну – каждым, участником.

Изначально кантата Орфа не имеет как таковой драматургии, это серия ярких музыкальных картин, даже фресок, без внятного сюжета. Однако, в театре решили придать произведению драматическую цельность, провели и развили некие сюжетные линии (и добавили музыки, кстати – дополнили фрагментами «Умницы» и «Триумфа Афродиты» того же автора).  В плане «обыденной» истории – сюжет построен на взаимоотношениях Поэта и Девушки, которые претерпевают разные этапы - любовь, счастье, соединение, измены... Все происходит на фоне «сочных» красочных бытовых эпизодов жизни средневекового города, каждый из которых уже сам по себе мини-спектакль со своей драматургией. В плане философско-мировоззренческом - драматургическая составляющая основана на извечной борьбе Добра и Зла, Ангела и Демона, Создателя и Искусителя… и, конечно, на всевластии Судьбы…

Сцена из спектакля

И решению этих сюжетных пластов как нельзя лучше соответствует выбранный постановщиками жанр синтетического спектакля. Можно с уверенностью сказать, что для театра, который в целом позиционирует себя как стоящий на незыблемых классических канонах, этот опыт оказался очень важным и необходимым этапом развития, открыл перед коллективом новые горизонты и подтвердил его высокий художественный уровень.

На первом месте – абсолютно и безусловно, - хор (хормейстер – Людмила Стрельцова), практически безупречно исполняющий сложный и непривычный материал, и буквально поразивший отличной хореографической подготовкой, органичностью сценического существования и легкостью выполнения сложных мизансцен. Оркестр звучит масштабно и  ярко (дирижер Юрий Парамоненко). Артистам балета досталось воплощение духовного содержания мистерии, образов Ангела и Демона (Валерия Губрий и Елизавета Баркалова), персонажей интермедии о грехопадении (Адам - Константин Якивец, Ева -Виктория Губрий, Бог-Отец - Мирослав Грабовский, Змей - Сергей Трошин, Венера - Валерия Губрий, Злой дух - Александр Наумов). Хореография Вадима Писарева основана на классике, но это классика ХХ века, с изысканностью порой неожиданных пластических решений, изобретательностью хореографического языка.

Сцена из спектакля

Главный персонаж – Поэт, - воплощен в двух ипостасях, за его земное существование отвечает баритон Владислав Лысак, за внутреннюю жизнь и душевные метания – солист балета Николай Жучков, и это очень интересно и органично. Партию Девушки исполнила сопрано Оксана Носатова, Епископа – тенор Андрей Кривохата. Донецкая группа традиционно славится замечательными певцами, и и те, кто сегодня поет в театре, эту славу поддерживают.

Театр из Донецка на фестивале «Видеть музыку» уже не в первый раз. В прошлом году одним из самых ярких событий, бесспорно, стала донецкая «Турандот» - масштабный и праздничный спектакль, который просто и внятно рассказал зрителям замысловатую китайскую сказку. «Кармина Бурана» оказалась сценическим произведением совсем иного плана, которое привлекает не только высоким уровнем исполнения во всех составляющих, но глубиной заложенных смыслов и многозначностью возникающих ассоциаций. Спектакль заставляет думать, он по-настоящему актуален. Безжалостное колесо Фортуны, которое прокатывается по жизни и судьбам людей, разрушая привычные устои и сами жизни, хоть далеко не всегда было подсвечено красным, заставило вспомнить название эпопеи Александра Солженицына и грандиозные потрясения ХХ века, масштабы которых средневековые авторы текстов «Кармины Бураны» даже не могли себе представить.

 

Надежда КУЗЯКОВА

Фото Е.Лапиной предоставлены пресс-службой фестиваля

30.10.2020



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Афиша

Афиша

Все афиши


Подписка RSS    Лента RSS






афиша

 

 
Рассылка новостей