Новости |
ЧТОБЫ НЕ ПЕРЕСТАВАЛА ЗВУЧАТЬ МУЗЫКА
Четвертого ноября прошёл круглый стол по итогам фестиваля «Видеть музыку» в Московском академическом музыкальном театре имени Е. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данче
Аналогов такого крупного фестиваля, идея о котором возникла в Ассоциации музыкальных театров, в России ещё не было. Многие вспомнят, конечно, «Золотую маску», но необычностью именно этого фестиваля стала демонстрация жизни региональных и столичных музыкальных театров и театров оперы и балета. То есть, соревновательный момент полностью отсутствовал. Кажется, не это ли верное представление о фестивале, на котором нет победителей и проигравших? В этом и заключается его уникальность. Впервые мероприятие столь крупного масштаба на внеконкурсной основе прошло в Москве.
В фестивале принимали участие 12 театров, было показано более 33 спектаклей на 8 театральных площадках Москвы. В числе театров были следующие: МГАДМТ им. Н. И. Сац, Московский театр оперетты, Свердловский театр музыкальной комедии, Санкт-Петербургс
Однако без премии фестиваль не остался. Было решено, что будет вручаться премия «Легенда» - за многолетнее служение музыкальному театру России. Первыми лауреатами премии стали народная артистка СССР Галина Бадмажаповна Шойдагбаева, народная артистка СССР Зоя Акимовна Виноградова, заслуженная артистка РСФСР Евгения Белоусова-Уваров
География городов, откуда приехали целые труппы артистов-вокалис
Торжественным окончанием фестиваля «Видеть музыку» стал круглый стол, в котором приняли участие и директора театров, приехавших на фестиваль, и представители музыкально-театр
Несомненно, вопросы серьёзные и актуальные. Были представлены разные точки зрения, каждый мог высказаться. Многие успели выразить своё мнение насчёт каких-то определенных проблем: кто-то находил изъяны в постановках, которые были представлены на фестивале, других волновало положение регионального театра, третьих - проблемы финансирования. Атмосфера, царящая внутри круглого стола, была напряжённая. Все хотели быть услышанными, все пытались успеть выступить. Наверное, такими страстными и должны быть обсуждения.
Открыл форум президент Ассоциации музыкальных театров России, инициатор фестиваля «Видеть музыку», оперный режиссёр Георгий Исаакян. По его мнению, о факте важности и нужности проведения этого фестиваля свидетельствуют теперь уже не только многочисленные утверждения директоров театров о необходимости общения и творческого взаимоотношения, которое возможно как раз на таких форумах. Главным доказательством успешности фестиваля служил высокий уровень и разнообразие постановок, показанных в Москве. Однако режиссёр предостерегал, что невозможно требовать от театра в Иркутске или в Дагестане такого же уровня, как в театре, к примеру, Штуттгарта. Когда высоколобые знатоки критикуют спектакли региональных театров, считая, что в провинции практически не существует событий, достойных быть отмеченными в Москве, то они тем самым отсекают от общего контекста отечественной культурной жизни многочисленные проявления художественной культуры. Потому что в региональных центрах каждая премьера театра – огромное событие. Причём, осуществить эти премьеры-события региональным театрам, при их бюджетах, в сотни раз сложнее, чем театрам в Штуттгарте, с уровнем которого многих сравнивают.
Для московского зрителя многие театры стали открытием, например: Свердловский театр музыкальной комедии, Башкирский театр оперы и балета, Карельский музыкальный театр, Бурятский театр оперы и др. Также спикеры отмечали хороший уровень артистов-вокалис
Вторая работа театра – опера «Не только любовь» Р. Щедрина была практически единодушно признана жемчужиной афиши фестиваля: тонкая музыкальная работа, яркая (несмотря на неактуальность темы «производственно
Второй вопрос звучал так: «Режиссёр в опере: страшно ли далёк он от «народа»?». По мнению Евгении Кривицкой, режиссёрский театр нельзя отрывать от команды, и если что-то проседает в сценографии, в свете, и уж тем более, если певцы плохо поют, а оркестр играет фальшиво, то никакая режиссёрская концепция «не спасёт». Главное сегодня – не забывать, что опера – синтетическое произведение, в котором на должном уровне требуется сочетание всех составляющих: драматургии, сценографии, музыки.
Дмитрий Морозов доказал своё утверждение о том, что понятие «режопера» уже не актуально. Есть режиссёр, от личности и харизмы которого зависит очень многое, однако делать его «центром вселенной» абсолютно неоправданно. «Нет никакой «режоперы», есть сам режиссёрский театр, который реально сложился в последние десятилетия», – отметил музыкальный критик. «Определяется он тем, что именно режиссёр оказывается центральной фигурой постановки. Давайте признаемся, что, хочется нам того или нет, режиссура сегодня стала более самостоятельной и во многом авторской профессией, а вот про результаты надо говорить каждый раз отдельно».
«Постановки опер современных молодых композиторов: кошмар директора или прибыльный бизнес?», - так звучал следующий вопрос, поставленный на обсуждение. Директор театра «Санктъ - Петербургъ опера» привёл пример: на современную оперу, даже если это Прокофьев, Шостакович, зал не собрать. Никакие рекламные ухищрения не помогут. Например, в их театре ставилась «опера - квест», и вот эта дополнительная новомодная характеристика - «квест» - только отпугнула слушателей. А когда в основе оперы известная литературная основа – тогда вал публики!
Марина Нестьева, музыковед, критик:
«В современной или несовременной музыке главный критерий оценки – рельефная, выразительная интонация. Не мелодия, а именно интонация. Если это будет, то музыка будет восприниматься и неподготовленным
А главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов предложил пойти еще дальше:
«Необходимо создание специальных заказов на современную оперу, некие обязательства для театров, что они хотя бы раз в два года ставят произведение на музыку современного автора. А иначе мы так и будем оставаться в этом ретроградном процессе. В театре ведь есть план или определённое техническое задание, которое он (театр) должен выполнить за предоставляемые им от государства средства. Так вот почему бы на этом уровне не создать статью расходов «на заказ современной оперы»? Пока же «разговор с современностью» не всегда экономически возможен». Андрей Устинов подчеркнул, что нынешняя государственная политика практически абсолютно обходит вниманием новый режиссёрский театр, в том числе и музыкальный, и часто попросту игнорирует развитие современного искусства. Оттого и публика консервативна; если в Москве новые постановки ещё как-то окупаются, то даже петербургский зритель, например, оказывается уже менее восприимчивым к новым интерпретациям. В большинстве театров отдельной статьи расходов на заказ произведения современному композитору попросту нет.
Обсуждая пятую тему о «Кадровом голоде и музыкальной критике», Михаил Сегельман утверждал, что из консерватории, как и из других вузов приходят «полуфабрикаты». «В консерватории учат чему угодно – гармонии, полифонии, но в итоге, музыковед, приходящий, например, в рекламный отдел театра не в состоянии написать текст ролика на радио или составить афишу. А учебник по музыкальной критике отстал на столетие назад, там учат так, как писали критик Серов или Одоевский. Музыкальная критика – не умирающая профессия. Ведь не хватает на самом деле квалифицированны
Кроме того, М. Сегельман продолжил обсуждение темы постановок произведений современных композиторов. По его мнению,экспериме
Марина Багдасарян, театровед, обозреватель радио Культура:
«Говоря про критику, отметила, что вопрос театра и критики – это улица с двухсторонним движением: и критики нужны театрам, и театр нужен критикам. А подводя итоги фестиваля, подчеркнула, что главная тональность фестиваля – доверительная. Именно из-за доверительности фестиваль отказался от идеи отбора, пускай сами театры решают, что и где показывать. Для многих было важно понять, как живет тот или иной театр, до которого мы не можем добраться. Это – ликвидация огромного пробела, за что мы все благодарим фестиваль».
Безусловно, когда обсуждаются такие актуальные вопросы, хочется, чтобы продолжалось то великое искусство, которое было подарено нам нашими предками, чтобы не переставала звучать музыка, чтобы в России всё больше было таких грандиозных проектов.
Антон ИВАНОВ
Фотограф Елена Лапина
Анонсы |
-17.12.24-
-20.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-