• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



ЧТОБЫ НЕ ПЕРЕСТАВАЛА ЗВУЧАТЬ МУЗЫКА

Четвертого ноября прошёл круглый стол по итогам фестиваля «Видеть музыку» в Московском академическом музыкальном театре имени Е. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Была представлена итоговая тема фестиваля: «Музыкальный театр России: проблемы, достижения, вызовы».

Аналогов такого крупного фестиваля, идея о котором возникла в Ассоциации музыкальных театров, в России ещё не было. Многие вспомнят, конечно, «Золотую маску», но необычностью именно этого фестиваля стала демонстрация жизни региональных и столичных музыкальных театров и театров оперы и балета. То есть, соревновательный момент полностью отсутствовал. Кажется, не это ли верное представление о фестивале, на котором нет победителей и проигравших? В этом и заключается его уникальность. Впервые мероприятие столь крупного масштаба на внеконкурсной основе прошло в Москве.

В фестивале принимали участие 12 театров, было показано более 33 спектаклей на 8 театральных площадках Москвы. В числе театров были следующие: МГАДМТ им. Н. И. Сац, Московский театр оперетты, Свердловский театр музыкальной комедии, Санкт-Петербургский детский музыкальный театр «Зазеркалье» и многие другие. По громким названиям, сразу становится понятно, что участие принимали самые лучшие театры России. Безусловно, также была панорама громких имён среди артистов, режиссёров, дирижёров.

Однако без премии фестиваль не остался. Было решено, что будет вручаться премия «Легенда» - за многолетнее служение музыкальному театру России. Первыми лауреатами премии стали народная артистка СССР Галина Бадмажаповна Шойдагбаева, народная артистка СССР Зоя Акимовна Виноградова, заслуженная артистка РСФСР Евгения Белоусова-Уварова, народный артист СССР Владимир Викторович Васильев. Согласитесь, что фестиваль представляет какой-то оазис некоммерческих настоящих отношений. Фестиваль «Видеть музыку» о серьёзной музыке, и он показывает нам, насколько наше время не испорчено для людей творческих, любящих театр, Россию и музыку!

География городов, откуда приехали целые труппы артистов-вокалистов, оркестрантов, артистов хора и многих других была представлена широко, по-русски: Якутия, Бурятия, Краснодар, Дагестан, Иркутск и др. Невольно приходят мысли о том, каких сил стоило организаторам сделать такое масштабное мероприятие за столь недолгий срок. Наталья Зыкова, которая является исполнительным директором Ассоциации Музыкальных Театров, говорила, что подготовка началась уже в ноябре прошлого года.

Торжественным окончанием фестиваля «Видеть музыку» стал круглый стол, в котором приняли участие и директора театров, приехавших на фестиваль, и представители музыкально-театральной общественности - педагоги и студенты музыкальных и театральных ВУЗов Москвы, обозреватели СМИ. На круглом столе обсуждались темы: итоги фестиваля «Видеть музыку», «Режиссёр в опере: страшно ли далёк он от народа?», «Театр как традиция и театр в поисках «новых форм», «Попытка классификации и определения жанровой природы наиболее успешных современных постановок на примере спектаклей фестиваля АМТ», «Постановки опер и балетов современных композиторов: кошмар директора или прибыльный бизнес?», «Кадровый голод или переизбыток кадров?».

Несомненно, вопросы серьёзные и актуальные. Были представлены разные точки зрения, каждый мог высказаться. Многие успели выразить своё мнение насчёт каких-то определенных проблем: кто-то находил изъяны в постановках, которые были представлены на фестивале, других волновало положение регионального театра, третьих - проблемы финансирования. Атмосфера, царящая внутри круглого стола, была напряжённая. Все хотели быть услышанными, все пытались успеть выступить. Наверное, такими страстными и должны быть обсуждения.

Открыл форум президент Ассоциации музыкальных театров России, инициатор фестиваля «Видеть музыку», оперный режиссёр Георгий Исаакян. По его мнению, о факте важности и нужности проведения этого фестиваля свидетельствуют теперь уже не только многочисленные утверждения директоров театров о необходимости общения и творческого взаимоотношения, которое возможно как раз на таких форумах. Главным доказательством успешности фестиваля служил высокий уровень и разнообразие постановок, показанных в Москве. Однако режиссёр предостерегал, что невозможно требовать от театра в Иркутске или в Дагестане такого же уровня, как в театре, к примеру, Штуттгарта. Когда высоколобые знатоки критикуют спектакли региональных театров, считая, что в провинции практически не существует событий, достойных быть отмеченными в Москве, то они тем самым отсекают от общего контекста отечественной культурной жизни многочисленные проявления художественной культуры. Потому что в региональных центрах каждая премьера театра – огромное событие. Причём, осуществить эти премьеры-события региональным театрам, при их бюджетах, в сотни раз сложнее, чем театрам в Штуттгарте, с уровнем которого многих сравнивают.

Для московского зрителя многие театры стали открытием, например: Свердловский театр музыкальной комедии, Башкирский театр оперы и балета, Карельский музыкальный театр, Бурятский театр оперы и др. Также спикеры отмечали хороший уровень артистов-вокалистов. Всех поразила Эльвина Муллина, исполнявшая партию Царицы Ночи в опере «Волшебная флейта» В.А. Моцарта. Многих удивлял выбор сложного репертуара. Дискуссию на круглом столе вызвало обсуждение спектаклей театра «Санктъ - Петербургъ опера». Часть критиков назвала привезённую в Москву постановку оперы «Искатели жемчуга» Ж. Бизе не актуальной, лишённой драматургии и бессмысленно демонстрирующей «богатство» декораций и костюмов в угоду публике, хотя и на фоне качественного и очень достойного музыкального исполнения. Другая часть участников дискуссии считает эту постановку оперы закономерным явлением: сценографические красоты и пышность оформления привлекают публику и свидетельством тому был полностью распроданный зал «Геликон - оперы» на московском представлении постановки.

Вторая работа театра – опера «Не только любовь» Р. Щедрина была практически единодушно признана жемчужиной афиши фестиваля: тонкая музыкальная работа, яркая (несмотря на неактуальность темы «производственной любви») драматургия, - практически все составляющие спектакля критики и руководители театров признали достойными. Но, как признался директор театра «Санктъ – Петербургъ опера» Евгений Сергеевич Малыгин, эта постановка кассу не делает. «Это типично фестивальный спектакль, в котором театр реализовывает свои художественные замыслы, однако коммерчески успешным этот спектакль не будет». Вопрос взаимоотношения между художественным воплощением, смелостью художника и коммерческой успешностью подвёл ко второй теме дискуссии.

Второй вопрос звучал так: «Режиссёр в опере: страшно ли далёк он от «народа»?». По мнению Евгении Кривицкой, режиссёрский театр нельзя отрывать от команды, и если что-то проседает в сценографии, в свете, и уж тем более, если певцы плохо поют, а оркестр играет фальшиво, то никакая режиссёрская концепция «не спасёт». Главное сегодня – не забывать, что опера – синтетическое произведение, в котором на должном уровне требуется сочетание всех составляющих: драматургии, сценографии, музыки.

Дмитрий Морозов доказал своё утверждение о том, что понятие «режопера» уже не актуально. Есть режиссёр, от личности и харизмы которого зависит очень многое, однако делать его «центром вселенной» абсолютно неоправданно. «Нет никакой «режоперы», есть сам режиссёрский театр, который реально сложился в последние десятилетия», – отметил музыкальный критик. «Определяется он тем, что именно режиссёр оказывается центральной фигурой постановки. Давайте признаемся, что, хочется нам того или нет, режиссура сегодня стала более самостоятельной и во многом авторской профессией, а вот про результаты надо говорить каждый раз отдельно».

«Постановки опер современных молодых композиторов: кошмар директора или прибыльный бизнес?», - так звучал следующий вопрос, поставленный на обсуждение. Директор театра «Санктъ - Петербургъ опера» привёл пример: на современную оперу, даже если это Прокофьев, Шостакович, зал не собрать. Никакие рекламные ухищрения не помогут. Например, в их театре ставилась «опера - квест», и вот эта дополнительная новомодная характеристика - «квест» - только отпугнула слушателей. А когда в основе оперы известная литературная основа – тогда вал публики!

Марина Нестьева, музыковед, критик:

«В современной или несовременной музыке главный критерий оценки – рельефная, выразительная интонация. Не мелодия, а именно интонация. Если это будет, то музыка будет восприниматься и неподготовленными слушателями. Вот Театр Сац строит едва ли не весь свой репертуар на том, что пишется сейчас специально для театра: оперы Михаила Броннера, мюзикл Александра Чайковского, - и эти спектакли посещаемы. Достойный всяческого внимания пример «осовременивания» репертуара – новая постановка балета «Синяя птица». Театру удалось замечательно обновить всем знакомую музыку Ильи Саца, пригласив ему в «соавторы» современного композитора Ефрема Подгайца».

А главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов предложил пойти еще дальше:

«Необходимо создание специальных заказов на современную оперу, некие обязательства для театров, что они хотя бы раз в два года ставят произведение на музыку современного автора. А иначе мы так и будем оставаться в этом ретроградном процессе. В театре ведь есть план или определённое техническое задание, которое он (театр) должен выполнить за предоставляемые им от государства средства. Так вот почему бы на этом уровне не создать статью расходов «на заказ современной оперы»? Пока же «разговор с современностью» не всегда экономически возможен». Андрей Устинов подчеркнул, что нынешняя государственная политика практически абсолютно обходит вниманием новый режиссёрский театр, в том числе и музыкальный, и часто попросту игнорирует развитие современного искусства. Оттого и публика консервативна; если в Москве новые постановки ещё как-то окупаются, то даже петербургский зритель, например, оказывается уже менее восприимчивым к новым интерпретациям. В большинстве театров отдельной статьи расходов на заказ произведения современному композитору попросту нет.

Обсуждая пятую тему о «Кадровом голоде и музыкальной критике», Михаил Сегельман утверждал, что из консерватории, как и из других вузов приходят «полуфабрикаты». «В консерватории учат чему угодно – гармонии, полифонии, но в итоге, музыковед, приходящий, например, в рекламный отдел театра не в состоянии написать текст ролика на радио или составить афишу. А учебник по музыкальной критике отстал на столетие назад, там учат так, как писали критик Серов или Одоевский. Музыкальная критика – не умирающая профессия. Ведь не хватает на самом деле квалифицированных кадров, а не начинающих сотрудников, которых надо еще доучить. К тому же, мы переживаем сложный момент. Когда число изданий приближается к числу читателей: у каждогоесть свой блог, и, в принципе, в этом интернет-блоге каждый может быть критиком. И другой аспект: быстрота отклика достигается засчёт глубины. А именно - каждый заведующий литературным отделом через неделю или какой-то еще срок после спектакля, особенно после премьеры, сдаёт отчёты в министерство с перечнем появившихся рецензий. Но самые глубокие и профессиональные отзывы, печатающиеся в специализированных изданиях, выходят ежемесячно, а то и раз в два месяца. И эти отзывы в отчёты часто не попадают. Так, к сожалению, самые глубокие оценки отсекаются».

Кроме того, М. Сегельман продолжил обсуждение темы постановок произведений современных композиторов. По его мнению,экспериментальные спектакли возможны как раз на основе внебюджетных финансов, заработанных самим театром, то есть на деньги, принесённые зрителями при посещении классических и «обычных» коммерческих постановок. То есть, получается, заработать на эксперименте чаще всего невозможно. Евгений Малыгин выразил уверенность в том, что режиссёрская опера пока может существовать лишь в фестивальном формате – в постоянный репертуар её включать опасно. «Санктъ – Петербургъ опера» усиленно работает в этом направлении: сейчас в Правительстве северной столицы обсуждается проект, позволивший бы театру занять соседний корпус и организовать международный центр, где специалисты в области либретто и композиции будут встречаться с певцами и музыкантами.

Марина Багдасарян, театровед, обозреватель радио Культура:

«Говоря про критику, отметила, что вопрос театра и критики – это улица с двухсторонним движением: и критики нужны театрам, и театр нужен критикам. А подводя итоги фестиваля, подчеркнула, что главная тональность фестиваля – доверительная. Именно из-за доверительности фестиваль отказался от идеи отбора, пускай сами театры решают, что и где показывать. Для многих было важно понять, как живет тот или иной театр, до которого мы не можем добраться. Это – ликвидация огромного пробела, за что мы все благодарим фестиваль».

Безусловно, когда обсуждаются такие актуальные вопросы, хочется, чтобы продолжалось то великое искусство, которое было подарено нам нашими предками, чтобы не переставала звучать музыка, чтобы в России всё больше было таких грандиозных проектов.

Антон ИВАНОВ

Фотограф Елена Лапина


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей