• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



30.11.2023

Круг жизни

На фестивале «Видеть музыку» Кыргызский национальный академический театр оперы и балета им. А.Малдыбаева показал балет-ораторию Калыя Молдобасанова «Материнское поле» по одноименной повести Чингиза Айтматова. 

Толгонай – Даяна Кыдыралиева,
Суванкул – Канат Надырбек

Гости из Кыргызстана – дебютанты фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», который уверенно расширяет свою географию, спектакли творческих коллективов из стран СНГ занимают все более заметное место в афише, способствуя сохранению и развитию единого культурного пространства. Жанр балета на фестивале уже традиционно бывает представлен в меньшинстве, уступая позицию абсолютного меньшинства только жанру классической оперетты. Тем ценнее, что дебютанты рискнули показать настоящий гранд-спектакль – полнометражный трехактный балет с прологом и эпилогом.  Театр был поставлен в очень сложные условия, выступать пришлось на маленькой сцене Центра оперного пения Галины Вишневской, что повлекло за собой определенные компромиссы – понятно, что постановку пришлось адаптировать, в балете-оратории отказаться от «живого» участия оркестра, хора и солистки, в сценическом оформлении использовать видеопроекции, и «уместить» масштабные массовые сцены в предложенное пространство так, чтобы они не утратили своей зрелищности и танцевального рисунка. Однако, несмотря на все издержки, следует признать, что спектакль стал одним из самых интересных событий фестиваля.

Балет был поставлен в 1975 году. Выбор именно этого названия для дебюта на фестивале Ассоциации музыкальных театров говорит о том, насколько важное место спектакль продолжает занимать в афише театра. Музыка была написана композитором Калыем Молдобасановым, балетмейстер-постановщик Уран Сарбагишев, художника-постановщика Николая Золотарева пригласили из Большого театра. Либретто М.Ахунбаева и М.Баядинова. Мустафа Ахунбаев выступил и как режиссер-постановщик. Представляется очень интересным, что театр, несмотря на все сложности адаптации спектакля к гастрольным условиям, предпочел показать в Москве именно спектакль своего «золотого фонда», не побоявшись возможных упреков в «старомодности». И оказалось, что спектакль, имеющий в своей основе выдающуюся литературу, достойную музыку, действенную хореографию и драматургическую стройность, продолжает оставаться более чем современным.

Алиман - Акмоор Кийизбаева,
Касым – Тилек Кийизбаев

Хореографический язык балета – академический классический танец, да, с интересными пластическими находками, но это именно классический танец. Элементы национальной хореографии, придающие  особый колорит, словно «переплавлены» в классическую лексику. Элементы пантомимы минимальны и органично включены в танцевальную ткань. Впечатляют массовые сцены – как своей пластической выразительностью, изобретательностью хореографического рисунка, так и уровнем кордебалета, который с легкостью выполняет сложные поддержки, обычно являющиеся прерогативой солистов. Среди массовых сцен особенно яркое впечатление произвели танцевальные образы тяжкого труда в поле женщин, которые заменили ушедших на войну мужчин, и абсолютно фантастическая по силе воздействия сцена на станции, когда женщины надеются увидеть своих близких, отправляющихся на фронт.

Богатый драматургический материал, интересная хореография позволили раскрыться дарованиям солистов труппы. Очень важно, что их актерское мастерство проявлялось прежде всего в танце, смыслово, драматически и эмоционально наполненном. Солисты находятся в хорошей форме, уверенно владеют техникой, мужчины (Канат Надырбек – Суванкул, Тилек Кийизбаев – Касым, Санжар Омурбаев – Жайнак, Фарух Садыркулов – Майсалбек) поражают поистине виртуозными трюками, при этом сложные прыжки и совершенные вращения, которые вполне могли бы быть самодостаточными, подчинены развитию действия.

Конечно, центр спектакля – Даяна Кыдыралиева (Толгонай), она воплощает разные грани образа своей героини, практически вся жизнь которой проходит перед зрителем. Лиричная и романтичная в первой сцене (юные Толгонай и Суванкул), балерина поднимается до истинно трагических высот, ее певучие линии сменяются резкостью и изломанностью пластики. Замечательная работа у Акмоор Кийизбаевой – Алиман, невестка Толгонай, партия которой насыщена не только подлинным драматизмом, но и по-настоящему сложным хореографическим языком.

Финал спектакля

Война несет людям тяжелые испытания и жизненные трагедии, но она не может прервать извечный круг жизни – возникает новая жизнь, новые поколения, и Человек, по мнению выдающегося писателя и гуманиста Чингиза Айтматова – бессмертен! И финал спектакля исполнен невероятной жизненной силы и дает зрителям испытать подлинный катарсис.

Инициатор фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» – Ассоциация Музыкальных Театров (АМТ) при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.

 

Надежда КУЗЯКОВА
Фото Ирины Абдуллаевой
предоставлены пресс-службой
фестиваля «Видеть музыку».

30.11.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей