Новости |
16.10.2024
Лариса и бесы
«Бесприданница»: версия Пушкинского музыкально-драматического театра на фестивале «Видеть музыку»
Создание единого театрального пространства, в котором есть место, в том числе, и совсем камерным театрам, — миссия фестиваля «Видеть музыку» (поддержан Министерством культуры РФ и Президентским фондом культурных инициатив). В нынешнем, Девятом фестивале впервые участвует Пушкинский музыкально-драматический театр. 8 октября 2024 года «единственный профессиональный муниципальный музыкальный театр Подмосковья, работающий в жанре оперетты, мюзикла и музыкальной комедии» (по информации на сайте коллектива), представил на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской мюзикл Юрия Лазаря «БЕСприДАНница» по пьесе А.Н. Островского.
Мода на мюзикльную «Бесприданницу» началась гораздо раньше юбилея великого драматурга, но последний, так сказать, способствовал «переизданиям»: в 2008 году в этом жанре пьесу Островского воплотил Александр Кулыгин (в Музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева; новую версию осуществили в 2019, а теперь спектакль идет в театре-наследнике — «Поколение»). В 2014 году свою «Бесприданницу» для Магадана написал Ефрем Подгайц (в 2021 году мюзикл поставлен в Новосибирске, в 2022 — в Иваново, этот спектакль показали на прошлогоднем фестивале «Видеть музыку»). В 2022 — 2023 годах по городам и весям прокатилась волна «Бесприданниц» Ольги Петровой — мюзикл представляет собой расширенную и дополненную кинопартитуру Андрея Петрова к фильму «Жестокий романс» Эльдара Рязанова (постановки в Иркутске, Нижнем Новгороде, Саратове). Не забудем о недавнем возобновлении в Красноярске в 2022 году оперы Даниила Френкеля (впервые поставлена в 1959 году в Малом оперном театре Ленинграда), балет Владимира Баскина (Челябинск, 2022; с включением цитат из музыки М. Глинки). Ну а старый (1958 года) балет Александра Фридлендера в тогдашнем Свердловском оперном театре, кажется, нигде пока не возобновлен.
Реалии камерного во всех смыслах театра таковы, что почти каждый — и швец, и жнец и на дуде игрец (а также — в мюзикле певец). Композитор Юрий Лазарь исполнил в спектакле роль Карандышева, его жена, либреттист мюзикла Валентина Виленская, — прима театра — спела и сыграла Ларису Огудалову. Тандем завершил работу в 2022 году — как раз в тот момент, когда коллектив через 15 лет после возникновения переживал второе рождение: из полусамодеятельного музыкального родился музыкально-драматический театр с постоянной сценической площадкой (Дом культуры поселка Правдинский г.о. Пушкино), отреставрированной и оснащенной современным световым, звуковым и проекционным оборудованием.
К несомненным достоинствам отнесем попытку создать абсолютно оригинальный продукт, уйти от излишнего мелодраматизма, избежав соблазна повторения драматургических и стилевых акцентов Эльдара Рязанова. Либретто сухо и кратко, лишние подробности безжалостно отсечены, до плакатности обострены контрасты и аналогии с сегодняшним днем. Островские купцы, как по команде, одеты в белые кроссовочки, брючки и тонкие джемперы наподобие современных олигархов. Поверх костюма у Сергея Сергеевича Паратова болтается нечто напоминающее не то веревку, не то кнут. Конечно, это те самые «кандалы», о которых говорится (в переносном смысле) в пьесе. Паратов совершенно лишен харизмы обольстителя: перед нами мерзавец и циник до мозга костей. В целом, весь мир вокруг Ларисы — царство бесов, и эту данность не переломить: отсюда и игра авторов мюзикла с заголовком пьесы — «БЕСприДАНница». Часть этой ДАНности — Харита Игнатьевна Огудалова, но ее образ двойственный. Изначальная ремарка Островского («вдова средних лет, одета изящно, но смело и не по летам») и намеки, рассыпанные в пьесе, подсказали режиссеру (худрук театра) Борису Урецкому образ женщины в самом соку, которой собственная непутевая (с ее точки зрения) дочь мешает устроить личную жизнь. «Пойми меня, дочь, в этой жизни продажной/Всё покупается и продается…», — начальная фраза дуэта, которая вполне иллюстрирует отношения матери к проблеме. Тем неожиданней развязка: в арии во втором действии (и четвертом акте пьесы Островского) в предчувствии неизбежной трагедии на наших глазах Огудалова становится настоящей матерью. Этот мотив дорисован авторами мюзикла — в пьесе великого драматурга после диалога с Карандышевым в конце третьего акта в четвертом мать вообще не появляется. Всему этому миру купцов и примкнувшего к ним Карандышева (такого же, в сущности, негодяя, только бедного) противостоит Лариса. Авторы мюзикла подчеркнули в главной героине лирическое начало, чистоту, наивность и беззащитность — то «белое» (в широком смысле), которое противостоит черным бесам.
Самый сложный и спорный момент всей постановки — ее музыка, точнее, избранный музыкальный жанр. Юрий Лазарь, безусловно, обладает мелодическим даром: отдельные музыкальные номера, — как-то ария Ларисы «Забери меня отсюда поскорей», упомянутая выше замечательная по драматическому накалу и весьма изобретательная в плане мелодического развития ария Огудаловой «Нелегкая доля у всех матерей…» — украшение спектакля, эти фрагменты украсили бы любой концерт. Отдельного упоминания заслуживают две цыганские песни, первая из которых, «Цыганская песня о Волге», — как бы эпиграф ко всей пьесе: Колорит этих песен, исполняющихся на цыганском и русском языках, явно указывает на то, что композитор цитирует подлинные напевы (предположительно, середины XIX века). Как результат — цыганское начало обретает внутреннюю строгость, без малейшего налета эстрадизированной цыганщины. Если догадка критика верна, — хотелось бы увидеть отсылку к первоисточникам в программке спектакля. Приятное впечатление оставил и явный роковый акцент в музыкальном языке и инструментовке некоторых эпизодов — хорошая альтернатива стандартной романсово-мелодраматической приторности. Отметим здесь, что спектакль идет с записанной инструментальной фонограммой, вполне симпатичной во всех отношениях (инструментальный состав не указан; звукорежиссеры — Владимир Морозов, Алексия Осташева).
К сожалению, слабой стороной являются дуэты, диалоги, речитативы, — в общем, всё то, что в итоге и создает структуру, требует композиторского мастерства, которому нужно целенаправленно учиться. Сама попытка создания единой музыкальной структуры похвальна, — но результат оставляет желать лучшего: «речь» каждого персонажа передана слишком крупно и схематично, возникают многочисленные несовпадения акцентов речевой и музыкальной интонации. И когда к ариям непосредственно ведут драматические диалоги (без музыки), спектакль захватывает значительно сильнее.
Актеры оставили неоднозначное впечатление. Одни из них, — как заслуженный артист России Дмитрий Быков в роли Паратова, — убедили, прежде всего, в драматических эпизодах; другие — как Юлий Лазарь и Валентина Виленская — скорее в музыкальных (преимущественно, сольных репликах, с учетом отмеченных композиторских огрехов в дуэтных сценах). Самое цельное впечатление оставила Юлиана Суворова в роли Хариты Игнатьевны: не говоря уже о том, что весь мюзикл стоило смотреть хотя ради одной арии Матери, — ей, пожалуй, органичнее, чем остальным актерам, удавалось сочетание трех важнейших компонентов — собственно речи, омузыкаленной речи, пения; а ее вокал свидетельствует о крепкой академической школе. Из персонажей второго плана запомнилась Елена Фортовая в роли Земфиры.
Оценивая спектакль по гамбургскому счету, исходим из того, что перед нами — полноценный продукт маленького, но настоящего театра, — и что пушкинская (от слова «Пушкино») версия истории о Ларисе и бесах — первая из многочисленных встреч с этим коллективом на фестивале «Видеть музыку».
Михаил СЕГЕЛЬМАН
Фото Елены Лапиной предоставлены
пресс-службой фестиваля
1. Вожеватов - Роман Бакке, Кнуров - Евгений Башлыков и артистки балета София
Норкина и Алиса Погорелова
2. Карандышев - Юрий Лазарь, Лариса - Валентина Виленская, Паратов-
заслуженный артист России Дмитрий Быков, Земфира - Елена Фортовая
и артисты балета
3. Финал первого действия
4. Обед в доме Карандышева. Ефросинья Потаповна - Татьяна Семенова,
Вожеватов- Роман Бакке, Паратов - заслуженный артист России Дмитрий Быков,
Кнуров - Евгений Башлыков, Огудалова - Юлиана Суворова
5. Финальная ария Ларисы. Валентина Виленская и артисты балета театра
(мысли и смыслы)
16.10.2024
Анонсы |
-16.01.25-
-18.01.25-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-