Новости


Подписаться на новости



20.01.2023

Лебединая песнь Моцарта
вновь прозвучала в Москве

27 января – день рождения великого Моцарта. Как правило, в этот день или вокруг него традиционно во многих залах мира звучит лебединая песня гения, его Реквием. Конечно, неоконченная заупокойная месса – сочинение более, чем популярное, оно часто исполняется и без привязки к дате. Но дважды в году – в день рождения и в день смерти 5 декабря – его исполнение звучит по-особому.

В московском концертном зале «Зарядье» свое видение шедевра представили на этот раз именитые исполнители – оркестр «Мusica viva» под управлением своего худрука Александра Рудина, Московский камерный хор Владимира Минина, в качестве солистов были приглашены столичные оперные звезды – из Большого театра сопрано Венера Гимадиева и меццо Агунда Кулаева, из «Новой оперы» тенор Алексей Татаринцев и бас Евгений Ставинский.

Несмотря на грандиозность замысла Реквием – сочинение не слишком продолжительное, едва ли способное покрыть собой полноценный концерт. Обычно его исполняют с чем-нибудь еще – например, с каким-то симфоническим сочинением зальцбургского мастера. Но в этот раз решено было ограничиться только им – концерт прошел в одном отделении без антракта и получился весьма лапидарным. Лишь на бис хор и оркестр исполнили другое весьма известное сочинение того же автора – мотет «Аве верум».

С одной стороны, в этом плюс – есть возможность полностью сосредоточиться именно на Реквиеме, не отвлекаясь на что-то еще, не разбавляя впечатлений. С другой, практика коротких программ становится все более привычной, что уводит концертные организации от стандартного филармонического формата, что определенно жаль – традиции, все же, вещь великая и лучше их соблюдать и поддерживать. Впрочем, если публика готова приходить на «короткометражные» концерты (а зал был заполнен до отказа), то, может быть, организаторы четко улавливают веяние времени? Современному слушателю непросто выдержать большую филармоническую программу – клиповое мышление, распространившееся повсеместно в эпоху постмодернизма, неумение сосредоточиться на главном, погрузиться в определенную атмосферу надолго – известные характеристики нашего времени. Увы.

Александр Рудин

В предложенной интерпретации на первое место по качеству воплощения известного материала необходимо поставить «Минин-хор», исполнивший мессу великолепным, насыщенным и одновременно прозрачным звуком, в котором сочеталась европейская утонченность и изящество и русская экспрессивность. Пластичность звуковедения и стройность «вертикалей», точность интонационная и ритмическая – все было по высшему классу. Особенно порадовала колоратурная беглость хора в фугах, добиться каковой от коллективного исполнителя очень сложно. Работа нынешнего худрука коллектива Тимофея Гольберга заслуживает только самых высоких оценок, если не восторгов – замечательные мининские традиции сохраняются и успешно развиваются. Сам патриарх отечественной хоровой музыки, народный артист СССР Владимир Николаевич Минин присутствовал в зале и с энтузиазмом в финале аплодировал своему коллективу.

Оркестр «Мusica viva» тоже в целом порадовал: этот замечательный коллектив прекрасно владеет стилистикой старинной музыки, венский классицизм для него – не просто привычная территория, а тот материал, который он подает качественно и со знанием дела. На этот раз маэстро Рудин заявил как бы предромантический взгляд на моцартовский шедевр, подав его более взволнованно, чуть несколько утрированно по предложенным акцентам, темпы были оживленными, а тутти по-бетховенски громогласными. Чуть смутило соло трубы в третьем номере («Туба мирум»), во всем остальном форму оркестра стоит признать идеальной, а интерпретацию – интересной и захватывающей. Маэстро Рудин нашел верный баланс между хором, оркестром и солистами – в непростой акустике «Зарядья», которая безжалостно обнажает всю «кухню», всю структуру звука, сделать это непросто и достигнутый результат – впечатлил.

Несмотря на то, что кантатно-ораториальный жанр все же преимущественно хоровой по сути, главное действующее лицо и смысловой центр тут – коллективный певчий, так устроено наше сознание, что солисты и в этом случае оказываются в фокусе внимания. Менее других удовлетворило пение Венеры Гимадиевой – сопрано начала резковатым и несколько чрезмерно вибрирующим звуком, казалось, что солистка не вполне здорова: это особенно было заметно по экспозиционной фразе первой части «Реквием этернам». Далее ситуация несколько улучшилась – звучание стало более мягким и собранным, красиво прозвучали коронные верхи, однако в целом из всего квартета именно верхний голос понравился менее всего. Что, конечно, очень жаль, поскольку, во-первых, сопрано априори всегда все равно – на первом плане (не только в этом сочинении), задает тон всему ансамблю, а во-вторых, все мы давно знаем Венеру Гимадиеву как прекрасную певицу, не раз наслаждались ее искусством в Большом театре и на концертах, и хотелось бы ей пожелать более успешных выступлений.

Агунда Кулаева пленила мягким пастозным звуком, точностью интонации и какой-то сдержанной, поистине сокровенной манерой подачи материала, что очень соответствовало характеру исполняемой музыки – несмотря на ее торжественность и отчасти парадность, все же это – заупокойная месса и об этом всегда стоит помнить. Алексей Татаринцев также как и его партнерша-сопрано в первом для него номере «Туба мирум» вступил слишком пронзительным, резковатым звуком, но, в отличие от нее, тут же скорректировал свой посыл, «включив» все обаяние своего лемешевского тембра. Вступление Евгения Ставинского (также в третьем номере) тоже скорее разочаровало – басу не хватало глубины и роскоши нижнего регистра, экстремальные тесситурные скачки были спеты аккуратно, но не эффектно, однако, ситуация быстро наладилась и в дальнейшем певец звучал без преувеличения идеально, радуя сочным, ровным и выразительным звуком. Ансамблевые номера у солистов в основном оказались очень высокого уровня – слаженными и эстетичными – что в этом сочинении, быть может, важнее сольных фрагментов.

Александр МАТУСЕВИЧ
фотографии предоставлены
организатором концерта

20.01.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей