Новости |
30.05.2024
«Лермонтов. Я к вам пишу»: переносимся в XIX век
23 мая на сцене Театра Елены Камбуровой Театр романса Олега Погудина (ТРОП) представил спектакль «Лермонтов. Я к вам пишу». Режиссером-постановщиком выступил сам народный артист России Олег Погудин.
Постановка является частью большого проекта «Золотой век», который Олег Погудин представил в Государственном Кремлевском дворце в свой день рождения в 2021 году. Премьера концерта-спектакля «Золотой век. Вариации. Лермонтов» состоялась 30 июля в Тарханах. Для театра Елены Камбуровой Олег Евгеньевич подготовил новую версию спектакля.
Спектакль – камерная постановка, где главенствует музыка и голос. В таких постановках, когда все «на ладони» важно учесть все детали: от прохода артистов, расстановки декораций, нахождения музыкантов… Мелкие акценты в реквизите, жесты рук – все это улавливается мгновенно и считывается зрителем. «Лермонтов. Я к вам пишу» учитывает все эти детали и с минимумом декораций все равно позволяет зрителю в полной мере погрузиться во времена Михаила Лермонтова. Одежда – соответствует эпохе, дань моде того времени – лорнет, свечи, веера, портреты дам в миниатюре: все эти мелочи, как элементы пазла, собираются в полноценную картину (костюмы к спектаклю – Елена Ярочкина).
Что же главное в этом спектакле? Музыка и стихи, что рисуют образ. Несомненно, важнейший элемент успеха – исполнение романсов на стихи Лермонтова Олегом Погудиным. То, как он проживает его строки, написанные в разный период жизни поэта, не оставит равнодушным ни одного гостя вечера. Честно говоря, после спектакля захотелось посетить и сольный концерт Олега Евгеньевича, чтобы вновь получить ту «дозу» голоса и романса. Он мастер и этим все сказано.
Отдельно хочу отметить исполнителей музыкальных партий (те-те-те и те-те-те, как отмечено в программе). Скрипка – Алексей Баев, виолончель – Андрей Иванов, гитара – заслуженный артист России Михаил Радюкевич, контрабас – Роман Тентлер, баян – Олег Гулевский, домра малая – Елена Молотилова, домра альтовая – Ирина Козырева. Андрей Иванов, помимо музыкального сопровождения, также задействован в образах капельмейстера и Николая I. Нельзя не отметить его харизму в этих появлениях в спектакле. Помимо прочего, Андрей Иванов и Михаил Радюкевич – авторы аранжировки музыки к спектаклю.
Интересно, что сцена была как бы разделена на два пространства: музыканты располагались на втором этаже, а взаимодействие актеров-исполнителей происходило внизу. Лично для меня это был важный нюанс в спектакле: музыка, находясь где-то выше, над жизнью, сопровождает весь жизненный путь поэта, меняет ритм, создает нужное настроение. В определенные моменты исполнители «поднимались» к музыкантам, что позволяло уловить особый акцент на событиях в жизни Лермонтова.
Спектакль, кстати, очень своевременный и к юбилею Александра Пушкина. Как известно Лермонтов, хоть и, по известным нам источникам, не был знаком с Пушкиным, но восхищался им. Его стихотворение «Смерть поэта» – пожалуй, самый яркий и трагичный отклик на кончину Пушкина. Именно оно и звучало одним из первых в исполнении Олега Погудина в спектакле.
Далее нам раскрывают разные этапы творчества Михаила Юрьевича по ключевым событиям его жизни: первая ссылка, его отношения с обществом, романы и дуэли, вторая ссылка… Мы видим становление поэта, слышим строки, что знакомы со школьной скамьи и заново переживаем судьбу героя.
Музыкально-поэтическую канву дополняют стихи Пушкина, Смирновой-Россет, Ростопчиной. Биографическую точность восполняют отрывки из писем Лермонтова, Ростопчиной, императора Николая I. Интересно, что в спектакле также звучит французский, немецкий и итальянский языки – это тоже дань тому времени (педагог по французскому языку – Татьяна Николаева).
Артисты в спектакле не ограничивались каким-либо одним образом. Все они представили мозаику того времени. Да, основа - Лермонтов, но без его окружения, современников и ярких образов, которые дополняют краски к жизни поэта, картина была бы неполной. Легче привести весь перечень: Лермонтов, Онегин, Лугин, Длинный Фирс, Демон, Ангел, Поэт: Олег Погудин; Лерма, Ленский, Граф В., Князь, Чудак, скорее Ангел, чем Демон, Поэт: Данил Можаев; Ma chère Alexandrine, Минская, Нина, Черноокая Россети: Юлия Стожарова; Sophie, Баронесса, Маска, Dodo Ростопчина: Елена Коробейникова.
Это не нагромождение образов – в постановке все органично и важно. Думаю, что этот спектакль действительно понравится многим: поклонникам творчества Лермонтова, интересующимся исторической сводкой того времени, любителям музыки, театралам… Этот спектакль можно и нужно советовать к просмотру.
В данный момент спектакль идёт на сценах двух столиц: Москве и Санкт-Петербурге. Ближайший показ в Северной столице пройдет 5 июня на сцене театра «Приют комедианта»
Александра САЙДОВА
Фотографии предоставлены
пресс-службой театра «Приют Комедианта»
30.05.2024
Анонсы |
-27.03.25-
-05.04.25-
-06.04.25-
-12.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-