Новости


Подписаться на новости



28.10.2021

Лес как стресс

VI фестиваль «Видеть музыку», проводимый Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов, уже традиционно представляет богатую детскую программу.

Это, конечно, не случайно – ведь инициатор фестиваля Георгий Исаакян возглавляет ведущий музыкальный театр России для детей – Московский государственный академический Детский музыкальный театр имени Наталии Ильиничны Сац. Роль самого Театра Сац в проведении фестиваля огромна – а до недавнего времени, когда основная его сцена закрылась на реконструкцию, многие спектакли фестиваля проходили именно в детском дворце на проспекте Вернадского.

Однако, думается, что здесь дело не только в формально-организационной привязке, а в искреннем стремлении и разнообразить афишу фестиваля, и активно вовлечь подрастающее поколение в интереснейший процесс театрально-музыкального строительства, что постоянно идет на сценах России. И в этом стремлении организаторы фестиваля не знают никаких ограничений – и правильно делают. В частности, к участию в форуме приглашены не только профессиональные коллективы, специализирующиеся на спектаклях для детей и юношества, но и детские труппы, имеющие или любительский статус, или таковыми воспринимаемые профессиональным сообществом до сих пор: раз дети играют – значит, театр непрофессиональный. А такое формальное деление и отношение зачастую совсем не справедливо. И подтверждение тому можно было увидеть на недавнем гастрольном показе в Москве.

На фестиваль приехал Муниципальный театр балета «Щелкунчик» из Екатеринбурга. Уральские артисты выступили на сцене Московского детского музыкального театра юного актера и показали свою недавнюю работу (прошлогоднюю премьеру) – балет «Маша&медведи» на музыку Респиги, Щедрина, Глазунова и др.

Казалось бы – ну что тут может быть нового и занимательного? И русскую народную сказку знает каждый сызмальства, и тему уже изрядно «изжевал» бесконечный мультсериал про вредную капризулю и ее терпеливого лесного друга – на отечественном телевидении его крутят круглосуточно. Вот тут-то и случился настоящий сюрприз – о давно набившем оскомину можно, оказывается, рассказать интересно. И артистам из столицы Урала это, безусловно, удалось сделать.

Сказка в их изложении в целом следует известному сюжету, но с некоторыми нотками новаций. Маша – современная девочка, живет в городской многоэтажке, растет, обласканная своими родителями, а потому страшно эгоистичной, и кроме виртуального мира по-настоящему ничего больше не ценит. Отправляясь с родителями на прогулку в лес, она привычно их не слушается и в результате, увлекшись погоней за лесным зайчиком, оказывается в чащобе. Находит жилище медведей – устраивает там погром. И тут начинается самое главное – пришедшие в избушку хозяева окружили Машу заботой и вниманием, и сколько бы она им не досаждала своим поведением и капризами – терпели ее, не обижали, заботились. Один раз, правда, сильно, обиделись и ушли – но ненадолго: добрые медведи попались, участливые. И тут у Маши что-то щелкнуло – поняла она, наконец, как неправильно себя вела все это время, решила быть доброй и покладистой. К медведям проявлять встречную заботу. А тут и про родителей своих несчастных вспомнила, которые с ног сбились, ища ее по лесу. Словом, перевоспиталась Маша – медведи научили ее доброте. А может быть выросла просто – и «инициация» через воспитание лесом и стрессом, новой ситуацией, прошла для нее успешно и не зря.

В осовремененной версии сказки от театра «Щелкунчик» есть много чего интересного и для детей, и для взрослых. Для первых, например, – интерактив через анимацию, когда на заднике появляются разноцветные надписи в молодежном стиле; диковинные декорации – простые с одной стороны и многофункциональные с другой – из лесной елочки в мгновение ока делается диван, а танцуют даже подушки с матрасами; живность по всему залу, не только на сцене, но и в зрительской зоне - забавные длинноухие зайцы, добрые и доверчивые, очень умело изображаемые юными актерами. Для вторых – мораль и этика, возможность посмотреть на себя и взаимоотношение с ребенком со стороны. Ваш покорный слуга прямо-таки увидел в Маше свою старшую дочку – в характерных движениях, обрисовывающих ее негодование и раздражение на весь привычный окружающий домашний мир, в реакциях и предпочтениях...

Немало интересного и нового здесь может увидеть и театральный профессионал. Совершенно точно, что это отнюдь не любительский уровень, а очень тонко и профессионально поставленный современный спектакль. Где говорящая, очень выразительная пластика (например, прекрасно подмечены и переданы характерные движения лесных жителей) сочетается с морально-этическим посылом, неоспоримое актерское мастерство – с умением работать с пространством и занимательно визуально его решать. А еще очень грамотный, логичный подбор музыкального материала, не просто иллюстрирующего действо, но находящегося с ним в прямом диалоге. А еще – отличный юмор, воплощенный средствами высокого искусства – чего только стоит шуточный дивертисмент аппетитного варенья, когда девять девочек в платьях желто-оранжевых, красных и фиолетово-сиреневых пародируют классическое танцевальное шоу, изображая соблазнительное варенье трех сортов.

Даже такая мелочь, как программка к спектаклю, сделана с фантазией: помимо юмористического изложения сюжета – мягкие, неназидательные советы детям и родителям к конце буклетика, тут же всамделишная инструкция о том, как надо себя вести в лесу, если вдруг потерялся (безвредные правила от «Лиза Алерт»). И от него, и от того, что видишь на сцене, веет теплотой и добротой, светом, позитивом – в наше непонятное время это очень кстати.

Самое главное, что юные актеры работают с полной отдачей и на высоком профессиональном уровне – это хороший современный балет, некий симбиоз контемпорари и драмбалета на новый лад, но сделанный со вкусом и умно. Постановку осуществил Пётр Базарон, хореография – Сабины Алиевой и Татьяны Токаревских, сценография – Ольги Меньщиковой, свет – Валентина Бакояна. В главных партиях-ролях на московском показе очаровательно выступили Екатерина Городенкер (Маша), Ангелина Захарова (Мама), Никита Гордеев (Папа), Фёдор Лаптев (Медведь), Дарья Чемоданова (Медведица), Максим Невдаха (Медвежонок).

Александр Матусевич
фотографии предоставлены пресс-службой
VI фестиваля «Видеть музыку»

28.10.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Афиша

Афиша

Все афиши


Подписка RSS    Лента RSS






афиша

 

 
Рассылка новостей