Новости |
12.07.2023
В подмосковном музее «Новый Иерусалим» завершился VI фестиваль классической музыки «Лето. Музыка. Музей»
В этом году события смотра были посвящены 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова. Художественный руководитель фестиваля, дирижер Дмитрий Юровский, младший представитель знаменитой династии, выстроил художественную концепцию программ своих выступлений с ГАСО России им. Е. Светланова таким образом, что слушатель погружался в мир Рахманинова, ощущая неразрывные связи его сочинений с музыкой современников: Чайковского, Римского-Корсакова, Лядова, Танеева и Аренского.
В концертах фестиваля приняли участие знаменитые отечественные инструменталисты: Вадим Руденко и Гайк Казазян – лауреаты конкурса им. Чайковского, пианист Иван Бессонов и дирижер Филипп Селиванов – победители Первого международного конкурса имени Рахманинова. Отдельным событием масштабной программы стали гастроли оперной труппы Большого театра России.
Президент фестиваля, народный артист России, художественный руководитель Московской областной филармонии Максим Дунаевский отметил, что фестиваль “Лето. Музыка. Музей” уже стал событием всероссийского уровня, а не только регионального: "Действительно, у нас в стране практически нет музыкальных академических open-air фестивалей такого масштаба. Мы ориентируемся не на популярную классику, а на серьезную, интересную и очень глубокую музыку. Это одна из важных составляющих. Еще один момент — солисты и оркестры. Мы всегда приглашаем звезд, и этот год — не исключение. Всепоглощающую, царящую красоту музыки Рахманинова, необыкновенный, божественный свет, который она излучает, ощутила в полной мере вся наша публика".
Концертная сцена на территории музея «Новый Иерусалим», партер и амфитеатр для зрителей были установлены с панорамным видом на одноименный храмовый комплекс.
В первом вечере Госоркестр под управлением Дмитрия Юровского представил на суд публики шедевры Рахманинова: Вторую симфонию ми минор, соч. 27 и Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18 (солист - Вадим Руденко).
Одухотворенная игра пианиста, его мягкий и рафинированный звук с первых же тактов сочинения погрузили слушателей в волшебную атмосферу рахманиновского творчества. Красивый пейзаж и вечерний закат на фоне Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, несмотря на внезапно хлынувший ливень, способствовали ещё большему постижению этой великой музыки. Сотканная из интонаций знаменных распевов величественная Вторая симфония пленила своей поэтичностью и повествовательной лирикой. Каждую из частей партитуры маэстро Юровский вместе с музыкантами оркестра проживали подобно отдельным главам большого музыкального романа.
Публика тепло приветствовала артистов. В качестве щедрого биса прозвучала Пляска мужчин из оперы "Алеко" С. В. Рахманинова.
Спустя день, Дмитрий Юровский и Госоркестр России им. Е. Светланова завершили свои гастроли на фестивале примечательной русской программой, составленной из произведений Сергея Рахманинова и его современников, каждый из которых сыграл определённую роль в творческой судьбе великого музыканта. Несмотря на июльский грозовой день, истринское небо было благосклонно и к музыкантам, и к публике, которая заполнила практически весь партер и амфитеатр "Нового Иерусалима".
Концерт открыла Увертюра на русскую тему Сергея Танеева, в основе которой русская народная песня "Про татарский полон". На момент создания Танеевым этой увертюры юному Рахманинову минуло только девять лет. Спустя три года, он прибудет в Москву, поступит в пансион педагога Николая Зверева и одновременно на III курс младшего отделения Московской консерватории, директором которой был в то время С.И. Танеев. В 1889 г., уже будучи студентом старшего отделения, Рахманинов оказывается в классах фуги и свободного сочинения А.С. Аренского и начинает изучать контрапункт под руководством С. И. Танеева. Тема удивительной красоты, воплощающая в своей основе Русь, положена в одной из вариаций Рапсодии на тему Паганини, сочинения позднего периода творчества композитора. Её исполнил лауреат I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров им. С. Рахманинова - замечательный молодой пианист Иван Бессонов. Исключительное самообладание, перфекционизм и гибкость характеризуют его манеру игры. С Госоркестром им. Светланова у Ивана сразу же сложились гармония и необычайная чуткость взаимопонимания. Рапсодия действительно засверкала новыми музыкальными красками! Прозвучавшая во втором отделении концерта увертюра к опере "Сон на Волге" Антона Аренского - посвящение Александру Островскому (к 200-летию со Дня рождения), по чьей пьесе написана эта опера. Покоем и умиротворением веяло от исполненной затем сказочной картинки "Волшебное озеро" Анатолия Лядова - идеальное воплощение лирико-созерцательной атмосферы сгустившихся сумерек на фоне окружающей летней природы. И, наконец, под занавес вечера грянуло темпераментное Итальянское каприччио Петра Ильича Чайковского, пронизанное пленительной негой итальянских тем и зажигательных танцевальных ритмов.
Виктор АЛЕКСАНДРОВ
Фотографии предоставлены пресс-службой
музея «Новый Иерусалим»,
автор снимков Арман Тадевосян
12.07.2023
Анонсы |
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-