• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



26.12.2024

Любите ли вы Гайдна?

Под занавес минувшей осени 29 ноября в Камерном зале Московского Дома музыки камерный оркестр Musica Viva под руководством маэстро Александра Рудина представил программу из музыкальных редкостей эпохи классицизма. Концерт стал продолжением циклов, в которых уже были исполнены все «Лондонские» и «Парижские» симфонии, а также ряд других сочинений Гайдна. Сама идея подобных музыкальных вечеров не может не вызывать интереса как у меломанов, так и у профессионалов. А высокое качество исполнения интерес лишь усиливает. И заставляет задуматься о «месте» композитора в сегодняшнем культурном контексте.

Любите ли вы Гайдна? – вопрос риторический даже для многих музыкантов. Широко известно, что Гайдн – один из ключевых композиторов, сформировавших музыкальный классицизм, «отец» симфонии и симфонического оркестра. На протяжении десятков лет кропотливо, произведение за произведением, год за годом он писал свои симфонии, оттачивал форму, отрабатывал приёмы инструментовки, искал и улучшал звуковой баланс. Это всё могло бы показаться скучным, если не принимать во внимание некоторые тонкости композиторского ремесла. Ведь чтобы создать что-то хорошее, качественное, «образцовое», то, что будет вдохновлять многие поколения, нужно и самому обладать недюжинной фантазией, быть наполненным радостью, добротой и энергией, которые воплощаются в светлой и гармоничной музыке, простой не от незнания, но от мудрости.

Сегодня в России сочинения Гайдна редко оказываются на вершинах рейтингов, ещё реже из них составляют монографические программы. Тем более интересными и даже ожидаемыми становятся такие события, как, например, исполнение ранних симфоний, мало известных даже знатокам, или гайдновских месс. А именно такие сочинения звучали в тот вечер.  Впечатления от прослушивания подобного репертуара можно сравнить с просмотром старинных фотографий, запечатлевших молодые лица людей, которых мы привыкли видеть умудрёнными опытом. Нежданное путешествие в прошлое, чтобы по-новому воспринять и услышать многое привычное.

Знакомство и вслушивание в ранние симфонии Гайдна – в первом отделении звучали № 18 и № 19, а также большая часть из симфонии № 15 (на бис), – невольно заставляет задуматься об изобретательности композитора, который из самого простого мажорного трезвучия создал темы для нескольких десятков своих симфоний. А также о чувстве меры, вкуса, которое позволяло ему выводить простоватые народные ритмы и жанры на уровень академической концертной эстрады. А ещё – об особенностях инструментовки, которые перенял Моцарт и ощутимо изменил Бетховен (более всего – в трактовке валторн). И о том, что 19-я (соль-минорная) симфония Гайдна по накалу драматизма не уступает 40-й Моцарта (на это сравнение, конечно, наводит общая тональность). И ещё много о чём… Так легко и с наслаждением обычно думается при чтении хорошей книги, когда вместе с вовлечённым следованием за логикой развития мысли, делается немало сопутствующих открытий. Казалось, что со сцены в зал изливались не только волны звуков, но и поток необыкновенной энергии истинного наслаждения, исходившей от оркестра и его дирижёра, затмевавшей свет десятка смартфонов в зале и создававшей какое-то удивительное внутреннее ощущение приподнятости и вдохновения. Думается, такому настрою способствовали не только ожидания от программы и исполнителей, но и общая атмосфера, которую постарались создать организаторы. Даже оформление сцены – две витражные проекции – считывалась как уместное решение, соединившее современные технологии и традиции семиотики.

Центром программы, пожалуй, можно назвать «Мессу Св. Бернарда» («Missa Sancti Bernardi von Offida») Йозефа Гайдна, которая прозвучала во втором отделении. Это одно из зрелых произведений композитора, открывающее целую страницу в его творчестве: в течение шести лет одно за другим Гайдн создал несколько сочинений в этом жанре, в том числе – «Нельсон-мессу» и «Мессу с литаврами».

Характер музыки «Мессы Св. Бернарда» в полной мере отвечает праздничному поводу, по которому она была создана: именины супруги князя Миклоша II Эстерхази – Марии Жозефы Херменхильды. Судя по дате создания – 1796 год, можно предположить, что произведение это при жизни Гайдна исполнялось не многократно. Вероятнее, всего, оно звучало только один раз – на именинах княгини Эстерхази. Не часто оно исполняется и в наши дни. Тому есть сразу несколько причин. Первая из них заключается в том, что месса эта не совсем обычна. Она наполнена светом и радостью, что далеко не всегда свойственно каноническим сочинениям в этом жанре. Вторая – в особых требованиях к мастерству исполнителей. В пояснении к мессе организаторы отметили, что «её исполнение требует огромных творческих сил – идеального оркестра, выдающихся солистов и хора, имеющего опыт исполнения старинной музыки». К счастью, в этом плане все звёзды сошлись: вместе с оркестром Musica Viva в программе принял участие вокальный ансамбль Arielle под руководством Эльмиры Дадашевой. Камерный состав ансамбля как нельзя лучше соответствовал численности оркестра, создав почти идеальный звуковой и стилистический баланс. А тот факт, что в числе участников Arielle нашлись и прекрасные певцы: Елена Логинова (сопрано),
Алена Парфёнова (меццо-сопрано), Иван Бабкин (тенор), Остап Даутов (бас)
, исполнившие сольные партии в мессе – весьма непростые ещё и в плане ансамблевой техники, – свидетельствует о том, что содружество оркестра и коллектива действительно было предначертано. И возможно, это не последняя из редких гайдновских месс, которые мы услышим в их исполнении.

Татьяна СИВЕРСКАЯ
Фотография автора

26.12.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей