Новости |
25.11.2022
Любовь и шпионские страсти над Волгой
В рамках VII фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» был показан мюзикл М. Дунаевского «Мата Хари. Любовь и шпионаж» в постановке Волгоградского музыкального театра. Этот кинотеатральный мюзикл в стиле ретро образца 1928 года на либретто Николая Денисова по мотивам пьесы Елены Греминой «Глаза дня» был создан еще более 10 лет назад и впервые был поставлен на сцене Театра Российской Армии. Постановка оказалась весьма успешной, в том числе благодаря исполнителям главных ролей Ларисы Долиной и Дмитрия Харатьяна. После нескольких лет «молчания» спектакль получил свое новое сценическое воплощение на сцене Волгоградского музыкального театра в декабре 2021 года. Не всякому театру композитор мог доверить свое любимое детище, поэтому выбор, павший на Волгоградский музыкальный театр, можно считать знаковым.
Клод Франс - Виктория Миллер
Сюжет мюзикла, написанного по мотивам пьесы Елены Греминой, погружает зрителя в мир, где тон задаёт знаменитая шпионка начала XX века, двойной агент Мата Хари. Действие мюзикла происходит в трех временных отрезках: в антураже экзотического «бананово-лимонного» Сингапура в 1905 году, в Париже тревожных лет первой мировой войны и одновременно прекрасной эпохи Модерна, и в 1928 году, когда во Франции зародилось звуковое кино. В мюзикле использован прием театра в театре и театра в кино, что создаёт некую драматургическую полифонию и определяет двойственность главных героев. Таким образом, сюжетные линии запутываются по многим направлениям, придавая спектаклю характер увлекательного драматургического квеста. Например, Мата Хари – кто она? Хитрая шпионка, знаменитая актриса Клод Франс, экзотическая танцовщица или жена военного-пропойцы голландка Гертруда Зеле, вставшая на скользкий путь в поисках личного счастья? Хитросплетения сюжета, многозначность персонажей, разыгранных фактически на трех артистов задают определенный тон спектаклю.
Лейтмотив «Синема, синема» становится смысловой увертюрой зарождения звукового кино и качественного скачка кинематографа в целом, а на этом фоне мы видим закат некогда блистательной Клод Франс, звезды немого кино. В поисках утраченной славы актриса берется за роль Маты Хари (ее исполняет ведущая артистка театра Виктория Миллер). Многомерная роль капитана Маклеода, капитана французской разведки и русского возлюбленного героини Вадима досталась Александру Куприну, который, по требованиям сюжета, успешно запутал клубок событий и стёр грани между персонажами в диалогах с героиней. Благодаря слуге (он же — бывший муж по имени Рауль де Шайи) в исполнении Андрея Жданова, дуэт героев превращается в трио-треугольник, в том числе и любовный. В сюжет тонко вплетена история любви Маты Хари к русскому офицеру в условиях первой мировой, что заостряет фатально-детективный аспект.
Мата Хари - Виктория Миллер, Маклеод - Александр Куприн
С витиеватым сюжетом сплетается замечательная музыка Максима Дунаевского. Формально, она проста и понятна в противоположность сюжету, но создаваемые ею яркие образные характеристики придают глубину и диалектичность музыкально-театральному действу. В жанровом отношении мюзикл напоминает ревю, драматические сцены чередуются с яркими сольными и ансамблевыми номерами. Однако мюзикл плотно прошит лейтмотивами, запоминающимися зонгами, что скрепляет его структуру и поддерживает чувство направления. При этом можно отметить некоторый музыкальный перекос в сторону главной героини. Обилие эффектных сольных номеров в исполнении обладающей крепкими вокальными данными Виктории Миллер порой заставляет мюзикл граничить с сольным концертом. Можно проследить следующую эволюцию образа: ария «Желтая река» наполнена печалью несчастной жены военного Гертруды Зелле; броский номер «Танцевать – это очень просто» поет уже воспрявшая духом Мата Хари, при этом овладевающая искусством экзотического восточного танца; финальную арию «Я хочу быть тобой, Мата Хари» поёт уже Клод Франс, и ария становится одой таланту и харизме прославленной шпионки. Музыкальные характеристики «Тапера» и «Слуги» имеют несколько интермедийный характер, тогда как смысловые линии их персонажей отнюдь не интермедийны. Возможно, именно так и имелось в виду оттенить драматургическое наполнение. А вот сполна музыкально отыграться композитор даёт русскому офицеру Вадиму. Ария «Русская тоска» являет квинтэссенцию фирменного киномузыкального стиля Максима Дунаевского (в пору вспомнить «Трёх мушкетёров») и становится своеобразным гимном любви Маты Хари и русского офицера. Впоследствии герои превращают её в дуэт.
Маклеод - Александр Куприн МатаХари - Виктория Миллер,
Рауль де Шайи - Андрей Жданов
Режиссер-постановщик Александр Кутявин сделал акцент на драматической составляющей, отметая всяческую развлекательность, но при этом не лишая мюзикл органичной ему эстетики. Постановщики мюзикла постарались раскрыть самые разные грани личности Маты Хари. Сбежав от мужа-тирана, Мата Хари становится известной танцовщицей в Парижских салонах, а ее экзотический псевдоним и легенда о происхождении из азиатских королевских семей только подогревает к ней интерес и делает узловым элементом политических игр. Хореографический образ Маты Хари выстроила Елена Щербакова, наделив героиню пластикой экзотической танцовщицы. Впечатляющие восточные танцы ансамбля артистов балета и главной героини придают всему сценическому действию особый флер. Создавая костюмы, художник-постановщик Ирина Елистратова вдохновлялась работами знаменитого французского театрального художника, дизайнера и модельера русского происхождения Эдуарда Эрте, который обшивал многих красоток парижских кабаре, в том числе и Мату Хари. Артисты и танцовщицы порхают по сцене в невесомых костюмах из шелка и шифона, а количество смен нарядов главной героини заставит позавидовать любого знаменитого кутюрье. Всё это наполнено эстетикой модерна, отсылающей к визуальным образам вечеринок в стиле «Гэтсби».
Мата Хари - Виктория Миллер, Мата Хари танцующая - Елена Щербакова
Показ мюзикла «Мата Хари» Волгоградского музыкального театра на сцене театра Геликон-опера стал несомненно важным событием в мюзикловой афише фестиваля, которая в этом году пополнилась заметными именами жанра современного музыкального театра, такими как Максим Дунаевский, Александр Пантыкин, Евгений Загот, Владимир Баскин и другие. Количество названий в жанре мюзикла тоже впечатляет: их уже 16, что показывает существенный рост в сравнении с предыдущими фестивалями. Конечно, имели место накладки со звуком и прочие трудности приспособления к новой площадке; всё это — рядовые явления в масштабной работе. Но никакие технические проблемы не смогли испортить впечатления от блестящей музыкально-театральной работы Максима Дунаевского и Николая Денисова – шпионско-любовной истории, мюзикла «Мата Хари».
Татьяна ТХАРЁВА
Фото Елены Лапиной предоставлены пресс-службой
VII фестиваля «Видеть музыку»
VII фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» проводится Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры РФ и гранта Президентского фонда культурных инициатив.
25.11.2022
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-