Новости


Подписаться на новости



09.11.2022

Любовь, похожая на сон

Показ спектакля «Астрономия любви» Нижегородского камерного музыкального театра им. Владимира Степанова прошёл на фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку», который проводится при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив.

Григ - Сергей Коблов, Мона - Дарья Куликова, артисты театра

Знаменитую пьесу Михаила Себастиана «Безымянная звезда» очень любят российские театры. Чаще всего ее ставят как драму, но существует и несколько музыкальных вариантов. Например, в минувшем сезоне Московский губернский театр создал свою версию, написанную композитором Александром Карповым и драматургом Светланой Петрийчук в стиле рок-оперы, а в Новосибирском музыкальном театре идет мюзикл с либретто и музыкой Александра Шевцова. Но самый популярный вариант, поставленный на многих сценах, в том числе в Москве – это мюзикл Марка Самойлова под названием «Астрономия любви». В Нижегородском камерном музыкальном театре им. Владимира Степанова нынешняя «Астрономия» – новая версия давней постановки, сделанная тем же режиссером Сергеем Сметаниным. Этот спектакль и увидели зрители на фестивале. Как и другие работы театра, «Астрономия», увы, идет «под минус», что несколько обедняет звучание, делает его менее объемным. Но зато это компенсируется отличными голосами труппы.

Сценограф Сергей Сахно придумал многофункциональное и легкое по атмосфере пространство. Изящные линии вокзальной станции маленького городка, словно с ретро-фотографии, – и обиталище учителя Морина Мирою, с теплым светом и множеством книг. Красоты добавляют и стильные костюмы Полины Гришиной, точно подчеркивающие черты характеров героев – потертый пиджак Морина, сияющее голубизной платье Моны, стянутый силуэт тесного наряда мадемуазель Ку-ку.

 Сцена из спектакля 

История в мюзикле почти идентична первоисточнику. Но есть и любопытные различия. Самое яркое из них – друг Морина Удря, композитор-самоучка, сочиняет не симфонию, а оперу, о невозможной любви между звездами. Фрагмент этой оперы, вокализ без слов, который поют Мона и Морин, с насыщенной, глубокой музыкой – один из лучших эпизодов спектакля, и по материалу, и по исполнению.

Московскому показу очень повезло с главными героями. Дарья Куликова – Мона и Дмитрий Лазарев – Морин создали идеальный дуэт: их превосходные, звучные голоса отлично подходят друг другу по тембровой окраске и очень красиво звучат в парных номерах. Мона, хорошенькая, ясноглазая, боевая и одновременно нежная, выглядит и девушкой-грёзой и вполне земным воплощением этой грёзы. От такой и правда потеряет голову мечтатель-нелюдим – такой, как Морин. Он витает в облаках, ворчит при любом столкновении с реальностью (особенно когда реальность в облике толпы соседей врывается к нему в дом, переворачивая все вверх дном) и спрятался бы в своих раздумьях и книгах навсегда. Но – он человек. Живой. И романтика чувств к Моне с самого начала носит оттенок трагедии. Внутреннего слома. Артист замечательно передает весь спектр эмоций и вокальными, и актерскими средствами.

Морин - Дмитрий Лазарев, Зимфиреску - Дарья Никитичева,
Удря - Сергей Перевозчиков, мадемуазель Ку-ку - Лариса Назарова

Сложнее обстоит дело с третьим главным персонажем – Григом, столичным щеголем и ухажером Моны. Тут вопрос, конечно, в первую очередь к материалу. Странно, что композитору захотелось показать его характер через куплеты а-ля «русский шансон» с припевом «Ах Мона, Мона, Мона, все это ерунда, мы за тобою, Мона, приехали сюда». Но в общей лирической картине мюзикла эта тема выглядит откровенно вставной. Возможно, композитору очень не нравился Григ, резко разрушающий хрупкую идиллию, поэтому он сделал эту тему максимально диссонирующей. Можно только гадать. Так или иначе, Григ своим появлением сразу настраивает против себя. И артист Сергей Коблов это подчеркивает. Этот Григ не любит Мону. Совсем. Но – он обаятелен и убедителен. И под действие его чар попадают и Морин, пытающийся настроиться на общую волну с вторгшимся гостем, и оказавшаяся здесь же мадемуазель Ку-ку (Лариса Назарова)  – они даже станцуют с ним и Моной своеобразное «танго на троих».

Любопытно решен образ еще одной героини – старшеклассницы Земфиреску. Анна Никитичева очень хороша собой, ее голос нежен и звонок как колокольчик, а взгляд горяч и требователен. Этой Земфиреску совсем не нужны звезды, о которых рассказывает учитель – зато нужны нарядные платья (она зарисовывает туалет Моны и чуть не плачет от восторга) и возможности выбраться из глуши (неспроста она смотрит на Грига куда более откровенно, чем полагалось бы). Позови ее с собой разудалая компания друзей Грига – она не думала бы ни секунды. Сколько таких вот девочек было, есть и будет во все времена. И у многих, кстати, вполне получается обрести свое сверкающее блестками счастье.

Ритм спектакля неравномерен: первый акт динамичный, в нем много пластических ансамблевых номеров (хореограф – Ирина Брежнева), причем разных по настроению. Как хороша, например, компания в черных костюмах и белых масках, поющая про «очень добрых соседей» – ироничный номер отлично переключает с общей лирической атмосферы. Второй же акт статичнее, в нем больше разговорных сцен. Но зато как просто и эффектно решен финал с уходом Моны. Была ли она? Или это крепко задумавшийся о звездах Морин ее придумал, решив, что идеальная женщина и должна быть такой – как звезда?..

 

Алиса НИКОЛЬСКАЯ

Фото предоставлены
Нижегородским камерным музыкальным театром

им. Владимира Степанова

09.11.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей