• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



20.08.2024

Магия и проклятие рейнского Кольца

Грандиозной тетралогией «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера на берегах Невы торжественно завершился XXXII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей».

Под занавес насыщенного многочисленными событиями и премьерами 241 сезона Мариинский театр впервые показал обновленные сценические версии оперной саги Рихарда Вагнера.

Сегодня это единственная площадка в нашей стране, где эпопею немецкого классика можно услышать целиком. Еще в начале прошлого столетия «Кольцо нибелунга» звучало под управлением легендарного дирижера Эдуарда Направника. Прошло много десятилетий, и вот, наконец, вагнеровское детище вернулось на подмостки петербургской сцены. Автор концепции постановки 2003 года, маэстро Валерий Гергиев в тандеме с художником-постановщиком Георгием Цыпиным, художником по костюмам Татьяной Ногиновой и художником по свету Глебом Фильштинским создал новую историю нашумевшего мифа.

Спектакли «Кольца нибелунга» в постановке Мариинского театра с ошеломительным успехом были показаны во многих странах мира, но особое признание получили на родине Рихарда Вагнера в Германии.

Сегодня настал тот самый момент, когда постановке понадобилось новое дыхание за счет современных световых концепций. Валерий Гергиев доверил этот проект опытному художнику по свету Глебу Фильштинскому, режиссеру обновления Кристине Лариной. За производство видеоконтента отвечала команда студии «Шоу Консалтинг».

Кристина Ларина: «Сегодня публике нужно давать больше визуальной информации, чем раньше. Когда-то было достаточно световых решений, чтобы дополнить ими историю, но технический прогресс идет вперед, и сейчас мы можем поддержать прекрасную космическую музыку Рихарда Вагнера визуально. Жесткие декорации — знаменитые исполины, ставшие визитной карточкой спектаклей цикла, — остались прежними, но благодаря видеоряду и работе со светом создаются впечатляющие оптические эффекты, декорации визуально меняются по мере развития истории».

Премьера обновленной сценической версии состоялась осенью 2023 года в Большом театре Шанхая и вызвала ощутимый резонанс в театральной среде Поднебесной.

Очередная новая интерпретация призвана отразить всю мощь художественного и музыкального замысла композитора — как того и хотел сам Рихард Вагнер: "То, как я делаю музыку — это, собственно, колдовство, потому что механически и спокойно я вообще не могу музицировать".

Смешение оркестровых красок создает особые специфические "звуковые картины". Мотивы "предчувствий" и "воспоминаний" постоянно взаимодействуют и переплетаются на протяжении всей музыкальной драмы. Отважный Зигфрид искупил человечество своей смертью. Он не только освободил нибелунгов от рабства, но и снял с богов проклятье, довлеющее над ними, в пользу "вечной власти". Брунгильда отдала Зигфриду всю свою божественную мудрость и научила его священным рунам. Валькирия была душой его подвигов. И все же, губя Зигфрида из жажды мести, разгорающейся в ее сердце, она жертвует собой, так как у нее не остается никаких других желаний. Лучезарный герой для неё умер, это уже не Зигфрид, а кто-то другой —  его ужасный призрак, живой обман, рвущий на части сердце Брунгильды. В смерти отважного Зигфрида к Брунгильде возвратится его сияющий нимб. На большом костре предают огню тело героя на фоне священного зарева, означающего конец Валгаллы. Ни богатство, ни золото, ни могущество богов, ни роскошь чертогов не приносит счастья. Вечное блаженство —  в радости и скорби —  даст только одна Любовь!

Благодаря новой световой гамме, масштабные видеоинсталляции приобрели захватывающие оптические эффекты и иллюзии. На сцене развернулось увлекательное действо, осуществить которое технологически было невозможно всего лишь несколько лет назад. Свет и видеоинсталляции Глеба Фильштинского придали спектаклям немало загадочности. Знакомство с грандиозным вагнеровским мифом, написанным на основе древнегерманского эпоса, начинается со сцены, где людям предстоит спасти божественную Валгаллу. В своем визуальном оформлении «Кольца» Мариинский театр остается верен архаике, подчеркивая в  старинных немецких легендах их мифическую глубину и мощь. Основу сценографии художника-постановщика Георгия Цыпина символизирует древний аланский эпос: люди-монстры, сравнимые с каменными изваяниями. Неустойчивость мира продолжает оставаться напряженной из-за желаний и устремлений верховного бога Вотана, который обещает отдать богиню юности Фрейю великанам: Фафнеру и Фазольту  в качестве платы за строительство обители богов. Она в опасности. Спасти богиню юности  может только простой смертный – человек. В спектакле «Золото Рейна» (предвечерия тетралогии) на Новой сцене Мариинского театра были заняты ведущие солисты оперной труппы: Евгений Никитин (Вотан, верховный бог), Илья Банник (Доннер, бог грома), Евгений Акимов (Фро, бог света), Михаил Векуа (Логе, бог огня). В партии коварного нибелунга Альбериха дебютировал Ярослав Петряник, алчного Миме, брата Альбериха великолепно сыграл и спел Андрей Попов. Убедительны были великаны: Глеб Перязев (Фазольт) и Мирослав Молчанов (Фафнер), оба впервые мастерски сыграли эти роли. В партиях богинь выступили: Анна Кикнадзе (Фрика, жена Вотана), Ангелина Ахмедова, дебют (Фрейя, богиня юности, ее сестра), Злата Булычëва (Эрда, богиня судьбы). Особой похвалы заслужили Анастасия Калагина, дебют (Воглинда), Екатерина Латышева, дебют (Вельгунда), Дарья Рябоконь (Флосхильда), спевшие русалок, дочерей Рейна.

В спектакле «Валькирия» первого дня тетралогии впервые в партии Зиглинды (дочери Вотана) выступила Ирина Чурилова.

Валерий Гергиев: «Наше повторное обращение к «Кольцу Нибелунга» стало вполне обоснованным. Там мы поменяли весь видеоряд, световую палитру. Это фактически новая версия тетралогии Вагнера. Для этого мы привлекли к работе наших выдающихся мастеров – художника по свету Глеба Фильштинского и его коллег студии «Шоу Консалтинг», режиссера Кристину Ларину».

Гипнотическое воздействие оказывало волшебное звучание оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, который интуитивно улавливал биотоки вагнеровской музыки, заполнявшей театральное пространство зала.

Среди главных героев заключительного спектакля «Гибель богов» особенно хотелось бы отметить Михаила Векуа, великолепно справившегося с партией отважного героя Зигфрида. Немалых и щедрых аплодисментов удостоились Татьяна Павловская в роли Брунгильды, Евгений Никитин (Гунтер), Михаил Петренко (Хаген, сводный брат Гунтера), Ярослав Петряник (Альберих, нибелунг, отец Хагена), Елена Витман (Вальтраута, валькирия, сестра Брунгильды).

Виктор АЛЕКСАНДРОВ, Санкт-Петербург
Фотографии Наташи Разиной (1,3,5)
и Михаила Вильчука (2,4)
© Мариинский театр

20.08.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей