Новости |
30.04.2025
Магия шедевра Бизе
Фонд Образцовой отметил полуторавековой юбилей «Кармен» в Зале Чайковского, предложив публике занимательные вокальные и визуальные впечатления.
Фонд Образцовой уже на протяжении многих лет ведет очень обширную и интенсивную концертную деятельность, популяризуя тем самым имя своей великой патронессы, и добавляя важную краску в палитру музыкальных впечатлений российской культурной жизни. Концертные исполнения опер стали неотъемлемой частью его миссии. На этот раз из столичных залов был выбран главный зал филармонии. Концертный зал имени Чайковского в памятный вечер был забит под завязку – в строгом соответствии с произнесенным когда-то пророчеством великого Петра Ильича Чайковского о том, что последняя опера Бизе станет самым популярным сочинением в мире.
В сегодняшней Москве «Кармен» значится в репертуаре всех пяти оперных театров столицы. Недостатка в ее интерпретациях точно нет. Что же подвигло Фонд Елены Образцовой (директор – Наталья Игнатенко) вновь обратиться к этому шедевру, да еще и в концертном варианте – для этой очень игровой, властно требующей театральных подмостков оперы?
Официально объявлено, что повод – юбилей самого произведения: ровно 150 лет назад последний опус Жоржа Бизе был торжественно освистан в парижской «Опера-комик», после чего композитор умер, а его детище спустя полгода имело триумфальный успех уже в Вене, который не покидает его до сих пор. Несомненно, очень важно, что для Елены Образцовой Кармен стала знаковой партией: спев ее впервые не дома, а на Канарских островах, позже Елена Васильевна знавала триумфы в этой партии много где по планете, став, безусловно, одной из самых ярких, самых интересных, самых значительных исполнительниц этой роли за всю полуторавековую историю оперы Бизе.
Фонд Образцовой работает с певцами, связанными с ним творческим содружеством – победителями и дипломантами конкурсов Образцовой, участниками его творческих проектов, мастер-классов, школ мастерства. Так было и на этот раз – афиша была «укомплектована» молодыми вокалистами, получившими признания не без помощи Фонда. Все имена яркие, уже достаточно известные, многие даже известные широко в международном масштабе, голоса свежие, сильные, богатые – словом, состав был подобран интересный и на него хотелось идти: событие обещало массу нетривиальных впечатлений.
Первое положение в этом списке, конечно же, принадлежит Василисе Бержанской, показавшей впервые в Москве свою Кармен. Выпускница Молодежной оперной программы Большого театра за прошедшее десятилетие сумела сделать внушительную карьеру на сценах самых знаменитых оперных театров и фестивалей мира. Совсем недавний ее триумф – участие в открытии сезона в «Ла Скала», где она исполнила Прециозиллу в «Силе судьбы».
Когда-то Бержанская начинала как сопрано, и ее возвращение на эту траекторию, о котором она недавно заявила сама, наверное, оправдано изначальной природой ее голоса. Кармен – партия переходного типа, ее исполняют с успехом и сопрано, и меццо. В целом знаменитая цыганка прозвучала у Бержанской скорее по-сопрановому, хотя ей не откажешь в сочном звучании нижнего регистра. Что было хорошо – это недюжинный артистизм и завидная экспрессия; что не очень – отсутствие настоящей кантилены, отрывистость вокализации, ее какая-то дискретность, которую можно было бы списать на темперамент, однако в партии Кармен немало широкой мелодики, где легато просто необходимо.
Партнером звезды выступил Игорь Онищенко – стройный молодой красавец, не герой, а загляденье: визуально лучшего Хозе трудно пожелать. Да и его прочувствованная игра, ненарочитый артистизм, искренность исполнения вызывают сплошной восторг. Однако его вокал скорее огорчает: свой яркий и сильный баритон певец уже не первый год пытается перековать в драматического тенора – богатая природа пока ему позволяет этот эксперимент осуществлять: с тесситурой он справляется, срывов не допускает. Но, увы, звучание получается жесткое и напряженное, лишенное свободы и настоящего тенорового блеска и звона практически на протяжении всей оперы.
Вокально наиболее безупречный участник вечера – геликоновка Елизавета Кулагина в партии Микаэлы: ее сильное и полнокровное сопрано было не только уверенно в этой партии, но и отличалось богатством тембровых и динамических красок. Хорош был и Дмитрий Чеблыков в партии Эскамильо – его звучный, фактурный баритон прозвучал эффектно, как и положено в этой партии, блещущей откровенной экстерьерностью. Исполнители небольших партий оставили в целом приятное впечатление своим профессионализмом, соответствием избранному амплуа, ансамблевыми умениями: Цунига – Георгий Екимов, Моралес – Николай Землянских, Фраскита – Амра Барганджия, Мерседес – Лора Григорьева, Данкайро – Азамат Цалити, Ремендадо – Кирилл Попов.
Русский хор имени Свешникова звучал насыщенно и темпераментно, в целом точно, с неплохим французским. БСО имени Чайковского показался слабее своих возможностей – неточностей, мелких помарок хватало, что не всегда искупалось царственным звуком коллектива. Однако тут много идет от дирижера: маэстро Феликс Коробов, любитель темповых сюрпризов и экстравагантных акцентов, видимо, не стопроцентно контролировал ситуацию, поэтому его интерпретационные намерения не всегда находили у оркестрантов понимание. Не идеален был и баланс с певцами. Вероятно, требовалось больше репетиций.
Оперу исполнили в первой (оригинальной) редакции, но без разговорных диалогов: благодаря этому была достигнута большая динамика и щадящий хронометраж, что для современного посетителя концертов немаловажно, но ожидаемо это нанесло определенный ущерб драматургической цельности и внятности опуса.
Несмотря на концертный формат, событие в КЗЧ имело черты спектакля: геликоновский режиссер Ростислав Протасов поставил мизансцены для солистов, поместил Детский хор Большого театра на портики и одел главную героиню в неожиданные, если не эпатажные наряды. Все три костюма Бержанской вызывали недоумение. Особенно запомнились головные уборы: что две шляпы к первым, не слишком театральным костюмам, что декадентская шапочка-мини к третьему, футуристическому, очевидно воспринимались как аксессуары «не из той оперы». А вот видеоряд Александра Андронова получился весьма удачным: на экране, закрывавшем трубы органа, возникали различные виды, подходящие рассказываемому со сцены сюжету Мериме, но всякий раз взгляд на них был дан через причудливо изогнутую раму окон Гауди – как напоминание о том, что титул «лучшей Кармен мира» Елена Образцова получила в Барселоне.
Александр МАТУСЕВИЧ
Фотограф Ирина Шымчак
30.04.2025
Анонсы |
-16.05.25-
-16.05.25-
-19.05.25-
-20.05.25-
-22.05.25-
-25.05.25-
-31.05.25-
-07.06.25-
-14.06.25-
-26.06.25-