Новости |
03.11.2021
Ленинградские героические «Мальчишки»
Несмотря на трудности текущего пандемийно-эпидемиологического момента, в столице продолжается Шестой фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку», проводимый Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов. Еще полмесяца на московских сценах будут идти различные спектакли музыкальных жанров из разных городов страны. Вопреки сложностям в Москву приезжают и еще приедут (несмотря на естественные и ожидаемые отмены) гастролеры из других городов, а завершиться двухмесячный фестивальный марафон должен 16 ноября на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко вручением премии «Легенда».
Молодежные и детские спектакли – как адресно предназначенные для подрастающего поколения, так и созданные и играемые юными, – давно представлены в афише форума. Особенно много таких спектаклей в этом году – это творческие мастерские вузов, студии и полупрофессиональные, а то и любительские детско-юношеские коллективы, которые в силу их статуса редко получают оценку профессионального сообщества. «Видеть музыку» пытается исправить эту досадную несправедливость – среди таких работ встречается немало интересного, того, что достойно внимания, о чем нужно знать и всероссийской театральной семье профессионалов, и широкой публике. Фестиваль открыт для всех участников, для самых разных форм музыкального театра, за что ему только честь и хвала!
Первый ноябрьский день подарил встречу на Малой сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац с очередным учебным коллективом, пытающимся творить в формате музыкального театра. Самое интересное, что это даже не театральная студия, институция, на первый взгляд, вообще с театром напрямую не связанная: из Северной столицы в Москву пожаловало Хоровое училище имени Глинки, одно из старейших и авторитетнейших учебных заведений нашей страны. Ребята привезли детскую оперу петербургского композитора Сергея Плешака «Мальчишки» - либретто для нее написал Николай Голь по мотивам известной повести советского классика Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки».
На сцене 25 мальчиков разных возрастов – от октябрятского до комсомольского, в сторонке – небольшой инструментальный ансамбль под управлением дирижера Игоря Новицкого. И – рассказ о военных буднях, о суровой жизни в тылу, о тяжелом времени, что выпало на долю этих мальчишек: о том, как они не разучились мечтать, фантазировать, веселиться, играть, быть детьми в этот непростой период в истории родины, и одновременно о том, как научились родину защищать. Пронзительная история, с неявным, завуалированным, но таким щемящим трагизмом, но при этом абсолютно светлая, радостная, жизнеутверждающая, дающая надежду. Без показного пафоса, без морализаторства авторы оперы сумели показать простоту человеческих отношений и подлинные ценности человеческой души, стойкость характеров юных.
Музыка Плешака здесь не просто в помощь – она основа этого эмоционального строя, как, собственно, и должно быть в настоящей опере. Яркая, мелодически и ритмически богатая, родственная мелосу советской эстрады и массовой песни, она воспринимается абсолютно органично – как музыка из той эпохи – но одновременно она и весьма современна, не кажется старомодной и непонятной сегодняшнему слушателю. Одинаково удаются композитору и лирические (например, сцена ожидания героями писем из дома), и остродраматические (налет фашистской авиации) страницы, но наиболее запоминаются оптимистические фрагменты мирной жизни, рисующие мир детских забав, нехитрых противоречий мальчишеского коллектива, жизнеутверждающий настрой ребят, их нацеленность на победу в страшной войне.
В музыкальном исполнении оперы есть естественные трудности. Несмотря на камерность инструментального ансамбля, баланс с голосами все же оставляет желать лучшего. Ничьей вины тут нет – хоровые голоса ребят, не рассчитанные на сольное пение, да и не владеющие ни оперной школой (и в силу возраста, и в силу специфики своего образования) и не поддержанные подзвучкой (спектакль идет без звукоусиления), частенько теряются в океане звуков, не всем удается быть услышанными, пробить пусть и камерный, но все же оперный звуковой контекст сочинения. Но все же есть среди ребят и те, чьи голосовые аппараты или манера исполнения позволяют им прозвучать очень ярко – стоит отметить из младшей группы Александра Немина (Тимофей Жохов) и Ивана Никанорова (Кирилл Стёпушкин), а из старшей – Кирилла Копытова (Дульков). Это ни в коей мере не умаляет достоинств остальных ребят, которые поют чисто и музыкально. А вот когда звучит хор, так вообще остается слушателю только радоваться – настолько слаженно, ярко, стройно, интересно поют глинкинцы (музыкальный руководитель Надежда Дробышевская, концертмейстер Светлана Волкова).
Спектакль Натальи Карпинской, с одной стороны, прост и иллюстративен, с другой, не лишен обаяния выдумки и фантазии. Красивые построения пионеров и юнг, обыгранная сцена с гигантской лодкой, логичные мизансцены, вкрапление голоса великого Левитана в звуковой мир оперы – все здесь было по делу и уместно. Художнику Полине Беловой удалось минимальными средствами создать нужную визуальную атмосферу, а пионерские костюмы младших ребят – так вообще загляденье! Многое удается сделать и благодаря профессиональной работе световиков Павла Ирлянова и Татьяны Савиной. Театральное послевкусие от петербургского (так и хочется сказать – ленинградского, ибо сама тема словно подсказывает этот эпитет!) спектакля очень светлое, радостное, оптимистичное – такое настроение для публики в наше непростое время очень важно.
Александр МАТУСЕВИЧ
фотографии предоставлены пресс-службой
Шестого фестиваля музыкальных театров
«Видеть музыку»
03.11.2021
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-