Новости |
14.06.2024
Мариинский эксклюзив
Июньские гастроли Мариинского театра в Москве открылись «Симоном Бокканегрой» Джузеппе Верди
Мариинский театр – частый гость Первопрестольной: коллектив Валерия Гергиева наведывается в Москву регулярно как со спектаклями, так и с концертными программами. Площадки, на которых он обычно выступает – Большой театр, Концертный зал имени Чайковского и Концертный зал «Зарядье», но бывали и более необычные места – например, Театр армии. После того, как маэстро недавно возглавил также и Большой театр, Мариинка стала приезжать в столицу еще чаще.
Уже в этом сезоне на сцене Большого она показывала несколько опер Римского-Корсакова и «Хованщину» Мусоргского (оба вояжа приурочены к юбилеям композиторов), ряд опер прозвучал в «Зарядье» в концертном исполнении, а летом ожидается еще серия выступлений мариинцев, на этот раз все они пройдут на Исторической сцене ГАБТа – в июне будут показаны «Жизнь за царя», «Гугеноты» и «Пуритане», а в июле – «Руслан и Людмила». Прокат глинкинских опер также приурочен к большому юбилею первого русского классика, а западноевропейские раритеты будут показаны как раз в силу своей эксклюзивности – и опера Мейербера, и опера Беллини очень давно, с незапамятных времен не звучали в Москве.
Но, видимо, этого Валерию Абисаловичу показалось мало, и он решил угостить Москву еще одним эксклюзивом – до полноценных летних гастролей Мариинки в Большом: в «Зарядье» был дан «Симон Бокканегра». Эта опера также относится к редкостям, по крайней мере, в Москве она звучала считанные разы. Более всего в российской столице ее пропагандировал театр «Ла Скала» - дважды знаменитый миланский оперный дом привозил эту оперу в Москву – в 1974-м и 2016 годах. Тогда же в 2016-м после долгого перерыва «Симон» вновь появился и в репертуаре отечественного коллектива – после обращений в далеких 1950-х годах в Куйбышеве и Свердловске мариинская версия всего лишь третья российская попытка привить «Симона» на отечественную почву. И вот спустя восемь лет после премьеры эту работу петербургский театр показал в Белокаменной.
Правда, до московских меломанов продукция доехала в весьма опрощенном виде – условия зала «Зарядья» не позволяют представить театральную постановку во всей красе. Постановка Андреа де Розы – не специально сделана для Мариинки, а куплена отечественным театром в Италии – изначально это была копродукция венецианского театра «Ла Фениче» и генуэзского «Карло Феличе». В оригинале постановка Де Розы – это историческая реконструкция, которая остается верной духу и букве партитуры: мрачная средневековая Генуя, полная интриг, доносов и злодеяний, противопоставлена завораживающим картинам бескрайнего моря — открытого, честного и прекрасного.
Бесстрашный корсар Симон Бокканегра, становящийся в результате гражданской войны правителем республики, пытается привнести гармонию и благородство, почерпнутые у стихии, в жизнь соотечественников, что удается ему с огромным трудом, в конечном итоге ценой собственной жизни.
Простые мизансцены, фронтальные позы, несуетность и статика, пение на авансцене — все в этой работе подчинено задаче максимально донести до публики музыкальные красоты оперы. А они колоссальны: остается только удивляться низкой востребованности произведения (по сравнению с другими опусами Верди) в мировом репертуаре. Да, ударных хитов здесь нет, но музыка полна как ярких драматических страниц, так и возвышенной патетики. Тема гражданского, общественного и национального согласия, высокого патриотизма настолько выразительна и искренна в этом творении Верди, что не может не вызывать отклика у зрительного зала.
В гастрольном варианте для Москвы (адаптация для «Зарядья» Анны Шишкиной) оставили огромный экран с видеопроекциями волнующегося моря, небольшую аркаду колонн в углу сцены и несколько ширм, которые помогали делать связки между мизансценами более естественными. Реквизит и костюмы Алессандро Лаи также прибыли из Петербурга, но развернуться на сцене изрядно мешал оркестр, «отвоевавший» себе ровно ее половину – почему-то на этот раз отказались воспользоваться оркестровой ямой, которая в зале-трансформере есть. Это в известной степени сковывало свободу сценического самовыражения, а певцам было откровенно неудобно не видеть дирижера в каждый момент времени – для такой сложной ансамблевой партитуры это настоящее испытание.
Но в то же время предложенные условия сильно не повлияли на стилистику постановки – она осталась глубоко романтической, по-оперному плакатной и статуарной: формат «Зарядья» тут сильно ей ничего не убавил, и не прибавил. Вся нагрузка, как и на родной сцене, оказалась на плечах артистов-вокалистов, в ансамбле которых практически не было слабых звеньев. Два мощных баритона-антипода – Владислав Сулимский (Симон) и Павел Янковский (Паоло Альбиани) – своими царственными выразительными голосами высекали настоящую драматическую искру из высокотрагедийного действа. Звучание невероятного по глубине, богатству обертонов и красоте драматического сопрано Татьяны Сержан было столь завораживающим, что хотелось, чтобы опера вообще никогда не заканчивалась, а ее героиня – страдающая Мария-Амелия – бы все пела и пела. Значимая партия-роль Фиеско была выразительно прожита басом Юрием Воробьевым.
Высочайшее мастерство хора и оркестра Мариинского театра неоспоримо: оно было подтверждено вновь исполнением «Симона Бокканегры» в Москве. Коллективы под управлением маэстро Гергиева были равно прекрасны и в струящейся мягкости, и в неистовых децибелах, щедро расцвечивая великую партитуру и делая ее восприятие поистине захватывающим.
Александр Матусевич
Фотографии предоставлены
пресс-службой Мариинского театра
14.06.2024
Анонсы |
-16.01.25-
-18.01.25-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-