• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



28.11.2018

Фестиваль «Мариинский» теперь и в Самаре

Валерий Гергиев. Фестиваль «Мариинский» теперь и в Самаре.

В течение десяти лет – с 2008 по 2017 год в Самарском академическом театре оперы и балета проходил музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу», инициатором и художественным руководителем которого являлся директор-художественный руководитель Мариинского театра Валерией Гергиев. Каждый из фестивалей «Мстиславу Ростроповичу», отличаясь от других составом исполнителей и жанровым наполнением, демонстрировал эталонное исполнительское мастерство и становился ярким событием культурной жизни не только Самары, но и страны. При этом Валерий Гергиев и руководимый им симфонический оркестр Мариинского - один из элитных симфонических коллективов мирового уровня, были неизменными участниками всех фестивалей.

Подводя итоги этого периода, Валерий Гергиев отметил: «После десяти лет посвящения Мстиславу Ростроповичу мы переходим к более свойственному нам и правильному формату фестиваля, который будет называться «Мариинский». Я полагаю, что вопроса о продолжении фестиваля никогда не возникало. Я не мог и подумать, что рождение такого фестиваля или его потенциальное прекращение может зависеть, например, от смены власти. Это либо нужно, либо не нужно людям. Такой вопрос решает публика. Я бы не стал предлагать то, что не вызывает у нее интереса.

Фестиваль «Мариинский» теперь и в Самаре.

В 2017 году исполнилось 75-лет со дня мировой премьеры Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. 5 марта 1942 года в Куйбышеве, на сцене местного оперного театра она впервые прозвучала в исполнении симфонического оркестра находившегося здесь в эвакуации Большого театра СССР. Теперь наши приезды в Самару будут связаны с этим эпохальным событием мирового масштаба и с именем Шостаковича.

Новый формат фестиваля открывает более широкие возможности для формирования его программ. У оркестра Мариинского театра огромный репертуар, и мы постараемся предложить самарской аудитории разнообразные, контрастные по содержанию программы, исполнять в Самаре не только симфонические произведения и концертные варианты опер, но и привозить сюда полноценные оперные и балетные спектакли. Все это кажется мне достаточно привлекательным, так как широко и полно раскроет слушателям историю и культуру Санкт-Петербурга и Мариинского театра.

На самом высоком уровне будет развиваться и сотрудничество Мариинского и самарского театров. Замечательно, что самарский театр уже показал в Санкт-Петербурге один из лучших своих спектаклей - оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Нам не пришлось прилагать большие усилия для приглашения зрителей на этот спектакль, а его успех не случаен: питерская публика относится к нам с доверием и не сомневается в достоинствах представляемых на нашей сцене постановок других театров. Очень надеюсь, что такие обмены будут более частыми, насыщенными и плодотворными».

Самарский фестиваль «Мариинский» - 2018 прошел с большим успехом. Каждая из трех его программ была тщательно продумана и как всегда явила собой подлинное художественное откровение. При этом прозвучало не одно редко исполняемое не только в Самаре, но и на мировых подмостках сочинение.

 Фестиваль «Мариинский» теперь и в Самаре.

Две концертные программы погрузили слушателей в мир импрессионистских музыкальных образов. Само по себе название открывшей первый фестивальный концерт сюиты-триптиха «Ноктюрны», по замыслу ее автора композитора Клода Дебюсси, должно настраивать на особые «впечатления и ощущение света». Это три симфонические картины: «Облака», «Празднества» и «Сирены», каждая из которых в исполнении ведомого маэстро Гергиевым оркестра Мариинского театра рождала в воображении почти осязаемые картины то бескрайних небесных просторов с медленно плывущими облаками, то вихревой турбулентности эмоций, то таинственной водной глади с тихим плеском морских волн и призывными голосами сирен. Особый колорит третьей части сюиты придало вплетавшееся в оркестровую партитуру мягкое, почти бестелесное звучание женского хора театра.

Сюита-триптих «Ноктюрны», а также исполненные на VII Фестивале «Мстиславу Ростроповичу» 2014 года произведения Дебюсси - рисующие причудливые метамофозы морской стихии симфонические эскизы «Море» и роскошная по своему звуковому колористическому богатству, насыщенная волшебными гармониями и прихотливыми мелодическими изломами прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» дали самарским слушателям достаточно полное представление о творчестве замечательного французского композитора-импрессиониста. Это один из примеров просветительской миссии самарского фестиваля.

«Ноктюрны» стали своеобразной «заставкой» к основному номеру концерта – музыке балета «Дафнис и Хлоя» еще одного выдающегося французского композитора-импрессиониста Мориса Равеля. По признанию Валерия Гергиева, состоявшееся в Самаре дебютное исполнение всей музыкальной партитуры этого балета, сопоставимой по своей 55-минутной протяженности с огромной IX Симфонией Бетховена, является подлинным событием. «Это исполнение потребовало максимальной мобилизации ресурсов симфонического оркестра и хора Мариинского театра. Такими ресурсами располагает не каждый коллектив, и обычно дирижеры предпочитают исполнять лишь 15-минутную сюиту из музыки балета «Дафнис и Хлоя». Даже я впервые представляю в России это произведение полностью, хотя и провел тысячи концертов», - особо подчеркнул маэстро. Красоты романтически приподнятой, отличающейся яркостью образов музыки Дебюсси, ее изощренный импрессионистский колорит были переданы оркестром под управлением Валерия Гергиева с тонким ощущением стиля и особым шармом.

Музыкальную панораму конца XIX - начала XX столетий дополнили прозвучавшие в фестивальных концертах произведения выдающихся русских композиторов: симфоническая сюита Николая Римского-Корсакова «Шехерезада», совершенством оркестровки которой восхищался Морис Равель, фрагменты из балета Игоря Стравинского «Жар-птица», который поразил в свое время воображение парижан и сразу сделал автора музыки балета знаменитым, а также сочиненная в студенческие годы Сергеем Прокофьевым Первая – «Классическая» симфония, в которой композитор соединил прозрачную – в стиле Гайдна и Моцарта – оркестровку с налетом современных гармоний.

Еще одним эксклюзивом нынешнего фестиваля стала прозвучавшая в заключительном концерте Пятая симфония Антона Брукнера. У этого произведения непростая судьба. Законченная композитором в 1876 году симфония была впервые исполнена лишь в 1887 году в фортепианном переложении, а на премьере ее оркестровой версии в 1894 году автор не присутствовал ввиду болезни. Пятую симфонию Брукнера редко исполняют не только в России, но и на самых престижных фестивалях классической музыки Австрии и Германии. По словам Валерия Гергиева, это масштабное, исключительно сложное по структуре сочинение лучше всего исполнять в храме.

На нынешнем фестивале место концертмейстера симфонического оркестра Мариинского театра занимал Лоренц Настурика-Гершовичи - имеющий европейскую известность скрипач, дирижер и солист Страдивари-ансамбля Мариинского театра. На своей скрипке работы Антонио Страдивари он блестяще исполнил все скрипичные соло представленных в фестивальной программе сочинений.

Великолепное, поразительное по масштабу, глубине и проникновенности звучание ведомого Валерием Гергиевым оркестра, музыканты которого мгновенно реагировали на малейший эмоциональный посыл маэстро и безупречное мастерство солистов произвели неизгладимое впечатление на зрителей, переполнявших на всех фестивальных концертах зал оперного театра.

Говоря о взаимоотношениях Мариинского и Самарского оперного театров, Валерий Гергиев сделал акцент на актуальных проблемах существования провинциальных театров: «Сейчас у Мариинского театра появилась Приморская сцена во Владивостоке. Этот театр сопоставим с самарским. У него, как и у всех региональных театров, немало общих проблем. В их числе и проблемы кадров, укрепления образовательной базы, которые требуют безотлагательного решения. Я занимаюсь этим постоянно. Мне кажется, специалистов для провинциальных театров нужно готовить здесь же, на местах. В противном случае приходится ждать: авось повезет с хорошим режиссером и с хорошими певцами, которые согласятся поработать в местном театре. Самара не должна завидовать таким городам, как Саратов, Нижний Новгород, Казань и Астрахань, где имеются консерватории. В Самаре должен быть свой вуз, выпускающий специалистов всех профессий музыкального театра, в том числе художников по свету, режиссеров-постановщиков, хормейстеров, хореографов. Не думаю, что такую проблему сложно решить, и я готов оказать в этом поддержку.

Валерий Гергиев. Фестиваль «Мариинский» теперь и в Самаре.

Не считаю возможным перекладывать на кого-то задачу воспитания музыкантов. У нас в оркестре много молодежи. Приходя к нам, они даже не представляют, с какими трудностями им придется сразу же столкнуться. Оркестр играет сложнейшие партитуры, к исполнению которых каждый раз нужно тщательно готовиться. Но это закаляет молодежь. Мы привезли в Самару около пятидесяти замечательных духовиков, многие из которых пришли к нам из регионов. Значит, они смогли научиться, и не только в Москве и Санкт-Петербурге. Мы недооцениваем возможности ребят, живущих в отдаленных регионах, недостаточно им помогаем. Не все должно решаться на уровне президента и председателя правительства. Региональным руководителям нужно «спускаться с вершин» и искать возможности воспитывать ребят на местах. Да, нужно будет покупать инструменты, приглашать опытных музыкантов, педагогов, которые способны повести за собой молодых ребят. В мире сейчас многое делается усилиями российских музыкантов. Но ими управляют западные менеджеры, которые не направляют их в Читу, Омск или Самару, а только помогают заработать. Мы же все работаем не из-под палки, а по моральному долгу, убеждениям, по факту своего исторического происхождения».

Валерий ИВАНОВ

Фото предоставлено пресс-службой Благотворительного фонда Валерия Гергиева

28.11.2018



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей