• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



23.10.2023

«Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского
в Самаре

Опера Сергея Слонимского «Мастер и Маргарита» впервые в России получила полноценное сценическое воплощение. Самарский государственный академический театр оперы и балета представил спектакль Юрия Александрова.

Существует мнение, что все, что связано с произведением «Мастер и Маргарита»  имеет сложную судьбу. Опера Сергея Слонимского «Мастер и Маргарита», созданная в 1972 году, ждала своего сценического воплощения 50 лет. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» пришел к широкому российскому читателю почти через 50 лет после создания. Три года режиссер-постановщик Юрий Александров вынашивал идею спектакля,  сам спектакль рождался сложно, все сложилось только на заключительном этапе и получился роскошный театральный спектакль. Именно театральный спектакль, в котором синтез всех составляющих элементов театра несет ошеломляющее по своей глубине воздействие.

Действие происходит одновременно в пространстве Москвы 1930-х годов и Иудейского царства, что решается видео-проекциями в нескольких плоскостях, позволяющими моментально перемещаться во времени и пространстве, а еще есть фантастическое пространство самого романа,  в котором через дымку сфумато проявляются действующие лица, объединяя сценические реальности.

Большая удача спектакля – фантастически насыщенный и образный видеоряд, созданный Digital Opera Saint-Petersburg (художник-постановщик Сергей Новиков, художник по свету Ирина Вторникова). В течение всего спектакля один на другой накладываются смысловые контексты – космические глубины, картины советской Москвы с физкультурниками и стройками ГУЛАГа, зеленые тенистые переулки, пожар Москвы, вращающиеся лестничные пролеты «нехорошей квартиры», измененное пространство и т.д.. 

Минимализм декораций позволяет в полной мере использовать условность жанра оперы: в глубине сцены три широкие лестницы Иудейского царства, с венчающими их распятиями, у подножия которых на троне восседает Пилат. В финале они превращаются во фрески с картиной Страшного суда, заполненными телами на высоту всего зеркала сцены, и по ним поднимаются в вечность три персонажа романа.

Аллюзию Москвы 30х годов создает трамвай, поворачивающийся разными гранями. Он превращается в комнату заседаний МАССОЛИТА, а на его крыше, держась за дугу совершает свой полет Маргарита, там же Иван Бездомный, с головой, опутанной проводами, прощается с Мастером. На авансцене расположен осязаемый мир Маргариты и московских улиц – телефонная будка, обшарпанный рояль, скамья под фонарем.

И среди всей этой сценографической полифонии живут персонажи романа. Ю. Александров использует режиссерский прием, который позволяет объединить ткань пространства – времени. Он выстраивает взаимодействие на актерских оценках: персонажи оказываются в одном месте, но не замечают присутствия друг друга, или наоборот, взаимодействуют. Так Маргарита в поисках Мастера проходит не замечая, совсем близко от него, в то время как Мастер находится в одном пространстве с созданным им миром Пилата и Иешуа, так же как и обитателей Москвы. Смысловые пласты наплывают и пронизывают один другой.

Свою оперу Сергей Слонимский назвал «камерной», при этом она насчитывает 28 персонажей. Сложнейшая партитура «инструментального театра» потребовало от Евгения Хохлова - музыкального руководителя и дирижера-постановщика, - филигранного воплощения новаторского звучания оркестра, где каждому герою соответствует определенный инструмент, а из их дуэта рождается образ персонажа. Симфоническая партитура в оркестре возникает лишь на Балу у Сатаны, где в хороводе страстей рода человеческого бурлит настоящая насыщенная жизнь (балетмейстер-постановщик Надежда Калинина).

В спектакле Юрия Александрова каждый герой одинок и несет свой крест:

Мастер (в исполнении Владимира Боровикова), создатель этого пространства, бесконечно талантлив и одинок, его отторгнуло время, он исчез с улиц Москвы, огненный финал первого акта охватил и сжег рукопись, ему нет места ни в современной Москве, ни в измерении Иудеи.

Маргарита (Анастасия Лапа) в поисках Мастера переступает грань своей реальности во имя вечной любви.

Воланд (Максим Сударев) – бесстрастный наблюдатель жизни, воздающий «каждому по вере его».

Пилат (Сергей Лейферкус), поступающий не по зову сердца, а по велению обстоятельств и за это обреченный на вечное раскаяние.

Иешуа (Роман Николаев), обладающий знанием и все равно идущий по своему пути.

Чрезвычайно сложно работать над культовым произведением, ведь у каждого зрителя есть свой образ «Мастера и Маргариты». Юрию Александрову удалось создать на сцене пространство, наполненное смыслами, метафорами и образами, которые каждый присутствующий на спектакле может «развернуть» и добавить «дополненную реальность» собственного прочтения художественного произведения.

Наталья ЗЫКОВА

Фото Александра Крылова предоставлены пресс-службой Самарского академического театра оперы и балета им. Д. Д. Шостаковича

23.10.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей