• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Шёнберга и Малера много не бывает

или

Подарок музыкальным гурманам от Павла Когана и МГАСО

Тем, кто оказался 18 апреля в Большом зале Московской консерватории, очень повезло: в этот субботний вечер маэстро Павел Коган и Московский государственный академический симфонический оркестр под его управлением исполняли программу, которая, без сомнения, являлась мечтой любого меломана. Всего два произведения – зато каких! И ранняя, романтически-импрессионистская «Просветлённая ночь» Арнольда Шёнберга, и в особенности Третья Симфония Густава Малера ре минор для контральто, женского хора, хора мальчиков и оркестра требовали от исполнителей недюжинного мастерства и огромной самоотдачи. Публике была предоставлена возможность стать свидетелями того, как прославленный коллектив справится с этим вызовом.

Подарок музыкальным гурманам от Павла Когана и МГАСО

Оркестр под управлением Павла Когана и сам Павел Коган – уникальное явление на российской, да и мировой сцене. Не стремящиеся к дешёвой популярности, но обладающие высочайшей репутацией музыканты всегда пользуются повышенным вниманием любителей классической музыки. Вот и в этот вечер зал был полон, и не ощущалось нехватки ни  VIP-гостей, ни букетов, ни просто преданных поклонников, из разговоров которых перед концертом становилось понятно, что они не пропускают ни одного выступления своего любимого оркестра.

Ожидания были высоки, и, забегая вперед, можно сразу сказать, что обманутыми они не оказались. Оба сложнейших произведения были исполнены так, что осталось послевкусие великолепного и изысканного музыкального пиршества.

Подарок музыкальным гурманам от Павла Когана и МГАСО

Открылся концерт «Просветлённой ночью» (в авторской версии для струнного оркестра) – ранним произведением Арнольда Шёнберга, великого австрийца, первооткрывателя атональной музыки. Весь мир знает Шёнберга как основоположника музыкального экспрессионизма и основателя «новой венской школы», но именно романтический струнный секстет «Просветлённая ночь» принёс будущему «взрывателю» музыкальных основ и гармоний известность и покорил современников композитора удивительной свежестью звучания, невероятным эмоциональным напряжением и романтической одухотворённостью. Созданная под влиянием стихотворения немецкого поэта-импрессиониста Рихарда Демеля (из цикла «Женщина и мир»), «Просветлённая ночь» несёт в себе такой заряд эмоций, что остаться равнодушным совершенно невозможно. Говорят, Демель, приглашённый на прослушивание сочинения молодого композитора, поначалу пытался соотнести содержание своей поэмы с услышанным, но был настолько очарован музыкой, что полностью в неё погрузился и стал просто наслаждаться звуками.

Подарок музыкальным гурманам от Павла Когана и МГАСО

Сам Шёнберг писал о своем юношеском сочинении: «В моей «Просветлённой ночи» тематическое построение основывается на вагнеровских образцах и последовательно блуждающих гармониях, с одной стороны, и на брамсовской технике вариационного развития – как я это называю – с другой». Это выражение – «блуждающие гармонии» – как нельзя лучше характеризует то, что мы услышали в этот вечер в Большом зале.

Безусловно, Павел Коган – дирижёр величайший. При кажущейся внешней экспрессивности и эмоциональности – глубоко рациональный, в меру энергичный, в меру темпераментный, в меру сдержанный. И главное – увлечённый: бросается в глаза его влюблённость в эту музыку, восхищение ею. Это ощущалось в каждом жесте, настолько точном и идеально продуманном, что оркестр следовал за маэстро легко и послушно.

Подарок музыкальным гурманам от Павла Когана и МГАСО

Несмотря на то, что на сцене находились одни струнные, возникало ощущение, что перед публикой выступает огромный симфонический оркестр - таким плотным и фактурным казался звук. Вагнеровская полифония пробивалась сквозь монохромное звучание струнных уверенно, настойчиво и выпукло. Скрипки, альты, виолончели и контрабасы, словно человеческие голоса, страстно и трепетно пели поэму о любви, страдании и радости. И так, совершенно незаметно, пролетело время – «Просветлённая ночь» прозвучала на одном дыхании, захватив пленительной красотой и выразительностью. В антракт публика уходила ошеломлённая, а ведь впереди нас ещё ждала малеровская Третья Симфония…

Перед началом второго отделения ведущий концерта, Пётр Татарицкий, предупредил, что четвёртая, пятая и шестая части Симфонии исполняются без перерыва и попросил не аплодировать при появлении солистки, женского хора и хора мальчиков. Впрочем, публика в этот вечер собралась искушённая, можно сказать, эстетствующая, и поводов для упрёка не дала. Под бурные аплодисменты на сцене появился маэстро Коган, оркестр, уже в полном составе, занял свои места, и грянула первая часть.

Подарок музыкальным гурманам от Павла Когана и МГАСО

Третья симфония – одна из самых сложных (впрочем, у Малера простых симфоний нет) в творчестве австрийского композитора. Он сам считал её произведением, «в котором отражается весь мир... Вся природа полу­чает в ней голос и раскрывает свои сокровенные тайны». Это величественное музыкальное полотно, поражающее своим объёмным, прямо-таки осязаемым симфонизмом.

Подарок музыкальным гурманам от Павла Когана и МГАСО

К симфонизму Малера нужно прийти – далеко не каждый любитель музыки является его поклонником. Но тот, кто полюбит эти невероятные по красоте и энергетике гигантские музыкальные полотна и проглотит бациллу «малеризма», будет вознаграждён: он получит доступ в особый мир. Мир многогранных эмоций и мириад мерцающих звуков, мир, увлекающий невозможной гармонией нереальных многослойных нагромождений темпов, звуков и тем.

Подарок музыкальным гурманам от Павла Когана и МГАСО

Ведь даже когда читаешь состав оркестра к Третьей симфонии, возникает дикий восторг: «4 флейты, 4 флейты-пикколо, 4 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнет, 2 кларнета-пикколо, 4 фагота, контрафагот, 8 валторн, 4 трубы, 4 тромбона и туба, 3 литавры, 2 набора колокольчиков, тамбурин, тамтам, треугольник, тарелки, малый барабан, большой барабан, прут, 2 арфы, струнная группа, в то числе контрабасы пятиструнные. Голоса: альт-соло, женский хор. Вдали: почтовый рожок, малые барабаны; в вышине: колокольчики и хор мальчиков». Ну, разве это не прекрасно? Хор мальчиков и колокольчики в вышине...

Подарок музыкальным гурманам от Павла Когана и МГАСО

А названия частей? «Лето шествует вперёд», «Что мне рассказывают цветы», «Что мне рассказывают звери», «Что мне рассказывает ночь (человек)», «Что мне рассказывают утренние колокола (ангелы)», «Что мне рассказывает любовь…». Да, воистину, Малер вобрал в свою музыку весь вселенский масштаб и воплотил это в Третьей симфонии.

Сказать, что все группы были хороши – значит, ничего не сказать. Это была всеохватывающая гармония: и медных, и деревянных духовых, и струнных, и ударных, и даже добавление в музыкальную ткань таких нетрадиционных инструментов, как колокольчики или тамбурины, не внесло сумятицы, а украсило и без того прекрасную полифонию симфонии. Медные восхитили красотой и чистотой звука, струнные поразили певучестью и проникновенностью.

Девичий хор из Академии хорового искусства им.В.С.Попова и хор мальчиков из Хорового училища им.Свешникова  грянули «Три ангела пели сладкий напев» так нежно и трепетно, словно и правда, хор ангелов спустился с высот… Когда вступила Зандра Мак-Мастер, бархатное, сочное контральто, идеально вписавшееся в сложную музыкальную ткань - это был красивейший момент. Зандра провела свою партию прекрасно, хотя она и была головоломной. Владение голосом сказочное, эмоциональный окрас, мягкость, округлость звука очень хороши.

Подарок музыкальным гурманам от Павла Когана и МГАСО

При огромном разнообразии и задействованности всех групп единомыслие и сыгранность исполнителей поражали. Не было никаких задержек, провалов, всё на одном дыхании, идеальное взаимодействие. Несмотря на гипертрофированную полифонию, традиционную для малеровских монументальных симфонических полотен, все умудрялись совпадать и звучать в едином звуковом ансамбле.

Павел Коган

И в этом, безусловно, огромная заслуга дирижёра. Без его блистательного владения процессом, полного контроля и полной же самоотдачи такого раздолья звука, такого чистейшего, красивейшего симфонизма мы бы не получили. При этом – очень личная, эмоциональная, искренне-радостная интерпретация малеровского шедевра…

Подарок музыкальным гурманам от Павла Когана и МГАСО

В завершение хочется заметить, что магия симфоний величайшего австрийского композитора так велика, что хочется слушать их бесконечно. Вот и в этот раз в Большом зале Московской консерватории, несмотря на то, что Третья симфония длилась довольно долго, после того, как растаяла последняя нота, и зал взорвался от восторга и благодарности артистам, мне показалось – мало!

Я ещё хочу Малера! Что ж, остаётся надежда на то, что Павел Леонидович и Московский государственный академический симфонический оркестр ещё раз осуществят свой грандиозный проект и подарят нам, меломанам, весь цикл из 10-ти малеровских симфоний. Включая Восьмую и Десятую, конечно. А за этот волшебный праздник музыки – огромное спасибо всем участникам и низкий поклон.

Ирина Шымчак

Фото автора


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей