Новости |
Мировая балетная премьера на волжской земле
19.06.2018
В Саратовском академическом театре оперы и балета состоялась мировая премьера балета Владимира Кобекина «Вешние воды» на сюжет одноименной повести Ивана Тургенева. Новый спектакль стал ключевым событием XXXI Собиновского музыкального фестиваля «Литературные шедевры в русской музыке». За всю историю фестиваля это вторая приуроченная к его проведению балетная премьера. Собиновский фестиваль - 2018 посвятили отмечаемому в нынешнем году 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.
Музыку балета «Вешние воды» Владимир Кобекин написал по заказу Саратовского оперного театра. Он же совместно с хореографом-постановщиком Кириллом Симоновым явился автором либретто балета. Дирижер-постановщик – Юрий Кочнев.
Создание нового полнометражного сюжетного балета на специально заказанную театром музыку и его мировая премьера на провинциальной сцене – событие исключительное. Обычно театры ограничиваются переносами готовых балетных постановок или их редакций, адаптированных к возможностям своих трупп.
Большая часть современных хореографов, совмещающих в своем творчестве классическую традицию с поиском новых выразительных средств, подбирают для постановок существующие музыкальные произведения композиторов разных эпох. К тому же многие хореографы предпочитают ставить бессюжетные одноактные дивертисменты, делая упор на стилистику contemporary dance. Работа над сюжетными балетами по известным литературным произведениям, в которых от хореографа-постановщика требуется глубокое проникновение в характеры персонажей, привлекает далеко не всех.
Попытки исправить такое положение предпринимаются в творческих мастерских молодых хореографов. Одна из таких мастерских существует в Мариинском театре. Авторы создаваемых в ней балетов имеют возможность показывать свои работы на сцене театра, принимают участие в фестивалях современной хореографии. Подобные же мастерские организует Владимир Васильев. В них молодые постановщики пробуют свои силы, ставя хореографические миниатюры на сюжеты выдающихся российских писателей: Платонова, Астафьева, Шукшина, Льва Толстого.
К золотому фонду сюжетных балетов можно отнести балеты на музыку Родиона Щедрина, которые были созданы специально для Майи Плисецкой, а также балеты, поставленные Борисом Эйфманом в его авторском театре. По-прежнему пользуется популярностью балет «Анюта» по рассказу Чехова «Анна на шее» на музыку Гаврилина с хореографией Владимира Васильева. Из интересных балетных постановок с авторской хореографией на сюжеты литературных произведений, которые довелось увидеть в последние годы, балеты «Дама с собачкой» Щедрина по одноименному рассказу Чехова балетмейстера Надежды Малыгиной в Самарском оперном театре и «Идиот» по роману Достоевского на музыку Чайковского балетмейстера Надежды Калининой в Омском музыкальном театре. В числе наиболее успешных отечественных хореографов, работающих в этом направлении - Алексей Ратманский, Вячеслав Самодуров, Алексей Мирошниченко.
Выпускник Академии имени Вагановой Кирилл Симонов по завершении карьеры солиста балета в Мариинском театре продолжил свою творческую деятельность на поприще хореографии, сотрудничая с разными театрами страны. В их числе и Саратовский оперный театр, в репертуаре которого сегодня поставленные Симоновым балеты «Дон Кихот», «Сон в летнюю ночь», «Раймонда», «Стальной скок» и «Super Золушка».
Можно вспомнить, что еще в начале 2000-х годов Кириллу Симонову довелось сочинить хореографию балета, музыка к которому по специальному заказу была написана Сергеем Слонимским. Это был одноактный балет «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» с либретто и в постановке Михаила Шемякина. Как и созданный двумя годами раньше тем же тандемом художника и балетмейстера «Щелкунчик», этот балет, также поставленный в Мариинском театре, вызвал неоднозначную реакцию, явив собой очередную феерию с максимумом декораций, бутафории и костюмов и минимумом хореографии.
Давние творческие связи с Саратовским оперным театром и у композитора Владимира Кобекина: в 2007 году здесь состоялась мировая премьера его оперы «Маргарита», написанной по старинным легендам о Фаусте.
Саратовские «Вешние воды» - не первая попытка хореографической интерпретации повести Тургенева. Ее предпринял также известный хореограф Валентин Елизарьев на музыку Чайковского для вышедшего в середине 1970-х годов кинематографического «балета-драмы» «Фантазия». Это было сделано специально для Майи Плисецкой, персонаж которой - обольстительная Мария Полозова стал абсолютно доминирующим в этом не претендующем на детальное воспроизведение тургеневского сюжета фильме-балете.
Поставленный спустя почти полвека на саратовской сцене балет «Вешние воды» решен в совершенно иной музыкальной и хореографической эстетике. Для Владимира Кобекина он стал первым опытом в этом жанре. Написанное им совместно с Симоновым либретто балета практически полностью совпадает с литературной основой, в нем присутствуют все ключевые сюжетные акценты повести, но эти акценты мимолетны и служат лишь для придания определенной логики сценическому действию. Основное внимание сконцентрировано на взаимоотношениях и передаче душевных переживаний главных персонажей.
«Вешние воды» - балет-воспоминание. В воображении находящегося на склоне лет главного героя Дмитрия Санина всплывают события далекого прошлого, картины молодости, оживают лики людей, с которыми свела его судьба. К нему приходит запоздалое раскаяние в совершенных когда-то ошибках, сожаление об утраченном по его собственной вине любви к юной Джемме, которую уже не вернуть.
Общий лирико-драматический строй балета прекрасно передан в музыке Кобекина. Она мелодична, эмоциональна, порой экспрессивна и гротескна, а иногда, как, например, в лаконичном оркестровом вступлении, символизирующем неумолимый бег времени, обретает даже некий зловещий колорит. В этом вступлении, как и в одном из кульминационных музыкальных эпизодов первого действия – вальсе, символизирующем апофеоз взаимного чувства совсем еще молодого Санина (Алексей Михеев) и юной Джеммы (Кристина Кочетова), явственны отголоски прокофьевской «Золушки».
События юности, о которых воспоминает Санин, в балете не имеют четкой временной привязки. Но во второй части балета - в эффектной сцене торжества чувственной и циничной обольстительницы Марии Полозовой (Татьяна Князюкова) над окончательно сломленным и морально поверженным Саниным, а еще – во вставном дивертисменте (поклон Мариусу Петипа!), откровенно брутальном, стилизованном под кабаре, но как бы в пику здравому смыслу именуемому «Пасторалью», проступает абрис модерна нэповских времен.
Ведомый «железной» рукой Юрия Кочнева оркестр порадовал слаженным, выразительным звучанием. Маэстро раскрыл мелодическое богатство партитуры балета, ее экспрессию и стилистическое богатство, на протяжении всего спектакля способствовал поддержанию высокого эмоционального тонуса сценического действия.
Кирилл Симонов поставил «Вешние воды» в расчете на реальные возможности и численный состав труппы саратовского театра. Это позволило достичь максимальной органики и естественности сценического действия. Танцовщики, получившие шанс смикшировать те или иные изъяны классической школы, танцуют легко, с большой внутренней отдачей.
В балете минимум бытовых деталей, которые, кстати сказать, почти всегда выглядят инородными статичными включениями на фоне непрерывно пульсирующей, динамичной, решенной в условно-обобщенном ключе пластической партитуры балета. В этом смысле «Вешние воды» можно считать свободной фантазией хореографа на тему тургеневской повести. Действие балета развивается практически без пауз. По завершении сольных и дуэтных эпизодов сцена тут же заполнятся немногочисленным, но выразительным кордебалетом, танец которого становится своеобразным мостиком к дальнейшему развитию событий.
По характеру и эмоциональному тонусу хореография Симонова идеально сочетается с музыкой Кобекина. В то же время, будучи современной по стилистике, она не вполне самобытна, в ней то и дело мелькают «цитаты» из Бежара, других хореографов. Так, постоянно повторяются стремительные - «под Баланчина» - уходы танцовщиков со сцены. В спектакле доминирует свойственная Симонову «ручная пластика» со множеством однообразных, напоминающих механические вращения движений. При этом пластика отдельных персонажей недостаточно индивидуализирована.
Основное внимание хореографа сконцентрировано на образах Санина и Джеммы. Их соло со стремительными вращениями и прыжками, дуэты, в которых мягкость линий и изысканность пластического рисунка сочетаются с виртуозными поддержками, производят наибольшее впечатление. Кристине Кочетовой удалось добиться редкостной психологической достоверности представляемого ею в постепенном развитии образа Джеммы, в то время как Алексей Михеев - Санин сосредоточен почти исключительно на танце и его персонаж никак не меняется на протяжении всего спектакля, разве что время от времени снимает, а затем снова одевает сюртук. В подчеркнуто гротесковой манере, несколько выпадающей из общей стилистики спектакля, Александр Седов играет безбашенного Ипполита – мужа Марии Полозовой. Пластике Татьяны Князюковой, исполнительницы роли этой коварной и страстной особы, пока что недостает чувственности и пряного колорита модерна.
Художниками Екатериной Злой и Александром Барменковым спектакль решен в откровенно мрачной, лишь иногда оживляемой светлыми бликами цветовой гамме. Все проносящиеся в воображении Санина события разворачиваются в одном и том же интерьере заброшенного поместья, которое по ходу действия дряхлеет на глазах, зияя разбитыми окнами и настораживает едва проступающими из темноты сводами и голыми, уходящими куда-то ввысь стволами деревьев.
Между тем заполняющая зрительный зал публика перед началом спектакля видит изображенный на суперзанавесе полупрозрачный фасад старинного особняка, за которым, как в дымке, проступают силуэты танцовщиц. Однако благостного развития событий для главного героя не получилось. В финале балета он, одинокий, остался ни с чем. Веселые годы, счастливые дни его жизни промчались, как вешние воды…
Валерий ИВАНОВ
Фото предоставлены пресс-службой Саратовского театра оперы и балета
Анонсы |
-04.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-