Новости


Подписаться на новости



25.10.2022

Мистика «Пиковой дамы»

Государственный театр оперы и балета Республики Коми на фестивале «Видеть музыку» показал «Пиковую даму» Чайковского, решенную в формате настоящего гранд-спектакля. В нем заняты не только солисты, хор и оркестр, но и балетная труппа. Хореографическая и пластическая составляющие стали исключительно важными для создания захватывающей мистической атмосферы этой красивой и эффектной постановки. Творческий коллектив из Сыктывкара вновь подтвердил свою репутацию одного из самых интересных и динамично развивающихся театров - участников масштабного фестиваля «Видеть музыку». Фестиваль «Видеть музыку» проводится Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры РФ и с использованием гранта Президентского фонда культурных инициатив.

Сцена из спектакля. Герман – Николай Ерохин

Театр из Республики Коми в фестивале участвует постоянно, в Москве в разные годы были показаны многие спектакли его репертуара – оперы, балеты, оперетты, неизменно встречающие самый теплый прием аудитории. На сей раз была представлена одна из самых сложных опер не только русского, но и мирового репертуара, опера, сама возможность появления которой в афише уже говорит многое о творческом уровне театра. Спектакль создан хорошо зарекомендовавшим себя творческим тандемом главного режиссера театра Ильи Можайского и главного дирижера Романа Денисова в союзе с хореографом, главным балетмейстером театра Андреем Меркурьевым, художником Марией Смолко, художником по свету Нелли Сватовой, хормейстерами Ольгой Рогачевой и Аллой Швецовой, художником видеоконтента Михаилом Смолко.

Известно, что Петр Ильич Чайковский создавал свою оперу по мотивам пушкинской повести, далеко не буквально следуя оригиналу, значительно романтизировав образ Германа, который одержим не страстью к карточной игре, а любовью, и карточный выигрыш для него – это единственная возможность разбогатеть, чтобы вместе с любимой «бежать прочь от людей». Не противореча гениальной партитуре,  создатели спектакля рассказали историю о человеке, душа которого мечется между светом и тьмой, и охарактеризовали жанр своего повествования как мистический триллер. В спектакле совершенно явны аллюзии не только с пушкинским оригиналом, но и в значительно большей степени с Гоголем, Достоевским и Булгаковым, и не только и не столько в плане мистики. Время действия не определено явно – кринолины соседствуют с костюмами, скорее всего, начала века двадцатого,  впрочем, они достаточно условны, и главное – это их черно-белая графика, кто на стороне света, а кто – на стороне тьмы, видно сразу. Те, кто в белом – в явном меньшинстве, и тем пронзительнее в финале белая рубашка Германа, после всех его черных одежд.

Пространство спектакля трансформируется зеркалами-ширмами, действие непрерывно, визуальные образы в проекциях создают настроение и атмосферу, передают некий обобщенный образ мистического города, в котором угадывается Петербург. Над всем довлеет образ огромной головы статуи Венеры (неслучайно же Графиню прозвали «Венерою московской»), мистически меняющей свой цвет с белого на зловеще-черный. А в центре задника – некие двери, как вход в иное пространство. Туда в конечном итоге увлекут в финале Германа к простирающей к нему руки Лизе, к нездешнему Свету…

Лиза – Ольга Георгиева

Вероятно, такая интерпретация несколько усложнила задачи исполнителям, которые должны убедительно существовать в зыбком, меняющемся, часто нереальном, пространстве. Однако, все с этими задачами справились – от протагонистов до исполнителей небольших партий, из которых особо стоит выделить Николая Калашникова (Распорядитель в этой постановке едва ли не один из главных мистических персонажей в сцене таинственного бала, которому, помимо всего, необходимо двигаться на уровне артистов балета), Максима Палия и Бориса Калашникова (Сурин и Чекалинский), Иране Ибрагимли, запомнившейся в крошечной партии Маши.

Яна Пикулева – прелестная Полина-Миловзор, красивое меццо-сопрано богатого тембра, убедительная актерски и в сценах с Лизой первого акта, и в Пасторали.

Настоящий двигатель действия – Томский, собственно, он и есть персонификация темных сил (воплощение Мефистофеля?). Он именно «искушает» главного героя балладой о трех картах, и именно он в финале  с улыбкой вручает Герману пистолет, словно приглашая его совершить самоубийство. Никита Одалин сумел передать несомненную инфернальность своего персонажа, найдя нужные голосовые краски и верные интонации, при этом был по-настоящему харизматичен. 

Андрей Ковалев в партии Елецкого представил подлинно благородного героя - красивый тембр, ровность звуковедения, и – несмотря на внешнюю сдержанность, передана глубина чувства. Очень сильное впечатление в сцене игорного дома, когда интонация его фразы «Я знаю, что я делаю…» уже говорит о неотвратимости краха Германа еще до того, как его пиковая дама бита.

Сцена из спектакля. Графиня – Оксана Корниевская

В главных партиях в московском спектакле были заняты гости театра Коми – солисты из Москвы и Санкт-Петербурга. Впрочем, их гостями можно назвать достаточно условно – они принимали полноценное участие в постановочном процессе и входят в постоянный состав исполнителей оперы.

Лиза – Ольга Георгиева из петербургского театра «Зазеркалье» (кстати, она родилась в Республике Коми и работала в театре оперы и балета). Светлый поначалу образ, в котором постепенно проступают черты трагического надлома и обреченности. Такой же светлый и красивый голос, в котором даже в самые драматические моменты сохраняется лирический характер.

Настоящий центр спектакля – конечно, Герман Николая Ерохина, певца, которого по праву можно считать одним из лучших современных исполнителей партии Германа. Он обладает не только редким комплексом необходимых для этой партии данных, но и особой притягательностью звучания, умеющий «держать» зал, захватывать слушателя не только бесспорной харизмой большого голоса, но и богатством интонаций, смысловой насыщенностью звука. Отметим, что дикция его безупречна, и донесено буквально каждое слово. Для такой оперы, как «Пиковая дама», это особенно важно.

Сцена из спектакля.
Графиня – Оксана Корниевская, Герман – Николай Ерохин

Квинтэссенция всей мистики спектакля - образ Графини (в заглавной партии оперы - Оксана Корниевская, обладательница красивого, тембрально насыщенного голоса). Если в сценах Летнего Сада и комнаты Лизы Графиня ещё близка к традиционным трактовкам образа, то затем обретает  черты зловещего фантома задолго до своего появления в образе призрака. Невероятное преображение статной и властной благородной старухи практически в живого мертвеца, согбенную фигуру со странной изломанной пластикой, производит очень сильное впечатление.

Безусловное «браво» оркестру театра под управлением Романа Денисова – музыка оперы прозвучала романтически экспрессивно, захватывающе, выразительно, в едином дыхании с солистами и хором. Чувствовалась детальная проработка нюансов.

Спектакль был очень горячо встречен московской публикой, покоренной как достойным музыкальным исполнением, так и убедительностью представленной мистической истории, рассказывающей о самых серьезных вопросах человеческого бытия.

Елена ЛАЩЕНКО

Фото предоставлены пресс-службой
Государственного театра оперы и балета
Республики Коми

25.10.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей