• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



21.12.2022

Москонцерт на передовой

Поездка Москонцерта была из тех, которые отменить невозможно - рано или поздно она должна была произойти. Во-первых, потому что старейшая концертная организация никогда не оставалась в стороне от политики и общественной жизни, а еще потому, что полтора года назад ее возглавил Илья Бачурин.

В январе 2022 года новый генеральный директор Москонцерта дебютировал большим проектом «Фанерон – город мечты». Продолжая взятый курс на инновации, впервые провел фестивали «новой классики» и косплея, включил Москонцерт в программу Российской креативной недели и Национальной всероссийской премии в области креативных индустрий. За последние 9 месяцев артисты Москонцерта дали более сотни концертов в поддержку тех, кто живет на территориях новых республик.


Поездку на новые территории  от начала до конца инициировал и возглавил тоже он, определил  концепцию и выстроил логистику нового проекта – Культбригада Москонцерта. «Вы сами зачем едете? » - спросили Бачурина. «Я это придумал, а сам в кусты? Нет, так не пойдет». 

Культбригада Москонцерта с врачами Станично-луганской больницы. На фото слева направо Светлана Потемкина,  Олег Ливенцев, Генеральный директор Москонцерта Илья Бачурин, Сергей Борзов, почетный деятель искусств г.Москвы Ирина Суханова, Павел Быков, Екатерина Берлускони

На станции Каменская поезд стоит три минуты. Ровно половины этого времени хватило, чтобы четверо солистов Москонцерта спустились на платформу с костюмами, сухим пайком, феном, несколькими чемоданами и комплектом звуковой аппаратуры, включавшим десятикилограммовую колонку. Ровно 20 минут понадобилось, чтобы подключиться к местной аппаратуре и начать концерт. В этой поездке все происходило быстро, Илья Бачурин задавал темп, варьируя между аллегро и престо: фотографируя, обращаясь со сцены к зрителям, беседуя с министрами и детьми, врачами и котами, таксистами и военными; кормя, надевая на актёров бронежилеты, мчась по гололеду к водителям с омывающей жидкостью, рассаживая по машинам: сам с ребятами - в «буханку», девчонок - в джип, где покомфортнее; перехватывая багаж и легко роняя на лету: «Не бери чемодан, у тебя спина болит, я отнесу». «А как вы догадались?» - «Увидел, как ты наклоняешься».

Его умение видеть и вести огромное количество людей и дел одновременно, произносить понятные слова и шутить там, где другие объясняются лозунгами, аристократично облекать распоряжения в форму пожеланий, искать и находить выходы из тупиков – свойства, позволяющие за короткий срок создать команду, которая работает как часы.

Вдохновение пребывало с нашей небольшой командой с самого начала и до расставания на вокзале по возвращении. Помимо каждого из участников к этому приложили руку самые разные люди, большие чиновники, серьезные военные, многочисленные волонтеры и, конечно, самые главные в этой поездке – те, кто приходил на наши выступления, зрители.

Концерт для врачей Станично-луганской больницы,
отметившей в этот день свое 40-летие.

На фото слева направо участники Культбригады Москонцерта: Генеральный директор Москонцерта Илья Бачурин и солисты Сергей Борзов, Екатерина Берлускони, почетный деятель искусств г.Москвы Ирина Суханова, Павел Быков

Коротко перечислю тех, без кого Культбригады и не было бы: в первую очередь, это Министр культуры г. Москвы Александр Кибовский,  силовые генералы, которых и называть-то поименно нельзя, министры культуры ДНР Михаил Желтяков и ЛНР Дмитрий Сидоров, мэр Мариуполя Константин Иващенко, директор общества "Знание" Максим Древаль, командующий батальоном "Пятнашка" легендарный Ахра и еще очень многие, а в первую очередь, надежные и прекрасные Олег Ливенцев  и Константин  Бочарников, руководители общественной организации «Основа», занимающиеся гуманитарными проектами на территориях с самого начала спецоперации, сопровождавшие Культбригаду Москонцерта на протяжении всей поездки.

Так совпало, что участниками "Культбригады Москонцерта" оказались те, кто сегодня представляет лицо старейшей концертной организации, выполняя основную часть государственного задания: почетный деятель искусств г. Москвы Ирина Суханова (сопрано), Сергей Борзов (тенор), Павел Быков (баритон), Екатерина Берлускони (актриса, ведущая).

Здесь, как никогда, пригодился их колоссальный опыт выступлений в самых разных форматах: от сцены Дворца съездов до деревянной эстрады Екатерининского парка; разнообразный вокальный репертуар, умение быстро выстроить программу и после трехсот километров пути шагнуть из салона «буханки» на сцену, вызывая горячий отклик у зрителей.

Эти традиции Москонцерт ведет от Лидии Руслановой, Клавдии Шульженко, отправлявшихся в концертных бригадах на фронт во время Великой Отечественной, от Иосифа Кобзона, выступавшего перед бойцами в Афганистане, от тех, кто давал концерты в горячих точках – в Сирии и Чечне. За 90 лет своего существования Москонцерт зарекомендовал себя как самая мобильная организация на культурном фронте,  своего рода МЧС по части культуры.

«До мурашек. У нас никогда не звучали такие голоса. Приезжайте к нам, пожалуйста, еще», - сказал директор Дома культуры в Васильевке Запорожской области, повторяя слова, которыми артистов Москонцерта провожали зрители в Луганске, Донецке, Комсомольске.

16 концертов  за 10 дней - это не только искусство согревать сердца зрителей, но и умение владеть собой.  Наверное, никогда песня Богословского и Агатова «Тёмная ночь» и особенно строчка  "Только пули свистят по степи" не  звучала так реалистично, как в блиндаже недалеко от линии фронта.

Павел Быков, Екатерина Берлускони, Сергей Борзов,
почетный деятель искусств г.Москвы Ирина Суханова

Командир 15 батальона  Ахра Авидзе держит рацию, через которую трансляцию концерта слушают бойцы нескольких десятков позиций, прямо сейчас обороняющие Донецк.  Где-то в середине романса "Не уходи, побудь со мною" прямо рядом с блиндажом начинается сильная стрельба, но концерт продолжается.  "Смуглянка", "Группа крови на рукаве", "Кукушка" переходят в концерт по заявкам. В глазах военных – благодарность, они становятся спокойней, более мирными, обычными. 

«Здесь очень чувствуется любая фальшь, поэтому лучше пусть встречи с артистами  будут реже, но вот так - от души. Спасибо за искренность. Это лучший концерт, который мы слышали», - напутствует артистов Ахра, садится за руль и, взлетая на ухабах, бронированная машина по рваной траектории вывозит Культбригаду Москонцерта подальше от передовой.

Дальше – все по плану. Долгие переезды, сотни километров переездов. Донецк, Мариуполь, Мелитополь, прифронтовая Васильевка. Ночные поездки с мигалкой на огромной скорости, часы, проведенные в сплошном тумане, резкое торможение на скорости 130 км в час из-за того, что спецтехника передвигается без единого огня, отсутствие телефона, выключенного, чтобы не "дать наводку" для обстрела, встречи с людьми, которые пережили в подвалах многодневную блокаду и бомбардировки. И опять чёрный, выжженный дотла Мариуполь. Такой вот круговорот.

Примерно представляя условия, в которых будут жить участники Культбригады Москонцерта, Илья Бачурин поначалу решил «девчонок в поездку не брать», но потом все-таки предложил желающим поехать. 

Ирина Суханова сидит на кровати, окруженной двумя обогревателями: «Мы знали, что здесь происходит каждый день, и зачем мы едем». Певицу неожиданно узнавали в кафе, после концертов просили автографы и фотографии, говорили, что Рахманинов, Кальман и песни Пахмутовой в ее исполнении звучат как с любимых пластинок - задушевно, невероятно естественно, и это особенно нужно сейчас.  Но реакция зала, встрепенувшегося после ее выхода, была, конечно, главным. Все, что мы и раньше знали о Сухановой - оперный голос, бархатный тембр, красота и осанка героини, - соединились здесь со стойкостью характера, силой духа, которая «считывалась» зрителями.

Петь на улице, петь в ледяном зале, ощущая, что выстрелы могут раздаться в любой момент - все к этому готовы, нервы напряжены. Несколько раз концерты отменялись из-за того, что район подвергся обстрелам накануне. Несколько раз Культбригада Москонцерта уезжала за считанные минуты до обстрела, как это было в Донецке. В тот день, помимо концертов и встречи с министром культуры ДНР, Павел Быков увиделся с родственниками. «В этой поездке мы как будто стали участниками историй, о которых когда-то читали в книжках, - поделился своими впечатлениями Павел на обратном пути. - Это такая же сплоченность, юношеский азарт, воодушевление и уверенность, что все получится». 

На пути в Мариуполь. 

Одним из важных вопросов, который мучил всех еще до начала поездки, касался репертуара. Выходя к зрителям в первый день, Илья Бачурин так и сказал: «Простите нас и не обессудьте, если наш репертуар покажется вам слишком веселым или чересчур официальным, всей душой мы с вами, но пока не понимаем, что будет уместно».  Уместным, как выяснилось, было все - с небольшими вариациями в зависимости от зала и зрителей. Главным фактором были, прежде всего, исполнители, а каждого из них принимали сердечно.

Кстати оказалось все, с чем выходил к залу Сергей Борзов. В первый день из-за отсутствия звукорежиссера он успевал не только петь, но и отстраивать звук для себя и всей команды. Любой репертуар в его исполнении вызывал живой отклик публики, счастливый смех и даже попытки танцевать. Невероятная чуткость к зрителям и партнерам, умение говорить с залом и, в первую очередь, конечно, объемный, чистый тенор, которым его так щедро одарила природа и сформировала школа, оценили по достоинству везде.  Удачным форматом стало чтение стихов под аккомпанемент гитары, дуэт Павла Быкова с Екатериной Берлускони, несомненно, украсившей программу и как актриса, и как ведущая. Мастерское владение Быкова инструментом, его умение импровизировать, оказалось в поездке бесценным качеством. Павел раскрылся и как вокалист - исполнитель патриотического репертуара и даже рока - в его романтической трактовке песни В.Цоя зазвучали совершенно по-новому. И, конечно, абсолютным хитом стала песня  Эдуарда Ханка и Ильи Резника «Служить России», завершавшая почти каждый концерт.

Вообще за всю поездку не было ни одного выступления, которое бы не вызывало чувства гордости за Москонцерт, что бы ни исполняли наши артисты - военные песни, оперетту, оперную классику, романсы или советские песни.

На Казанский вокзал Культбригаду приехали встречать с шампанским представители сразу нескольких отделов Москонцерта под предводительством Светланы Теняевой, и когда на перроне поднялись бокалы с тостом за генерального директора, стало ясно, что старейшая концертная организация всегда будет на передовой, а в её жизни появился не просто новый проект, скорее – новый смысл и новое постоянное направление деятельности.

Светлана ПОТЕМКИНА
фото предоставлены пресс-службой
Москонцерт

21.12.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей