• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Александр Соколов на открытии Рахманиновского зала МГК

Лучшее открытие апреля

30 апреля 2016 года Московская консерватория запомнит надолго, не говоря уже о том, что эта дата навсегда войдёт в её историю. Сразу два события произошли в последний день апреля: после капитального ремонта и реконструкции открылся Рахманиновский зал, а затем в Большом зале состоялась торжественная церемония открытия Первого международного конкурса юных пианистов Grand Piano Competion. В обоих событиях активное участие принимали ректор МГК им.П.И.Чайковского Александр Соколов и воспитанник консерватории знаменитый пианист Денис Мацуев.

Александр Соколов, Виталий Катков, Денис Мацуев

Рахманиновский зал, получивший имя величайшего русского композитора не так давно (в 1986 году), в своей истории хранит множество замечательных событий. И, безусловно, Сергей Васильевич Рахманинов, будучи и студентом консерватории, и начинающим композитором, и уже получив известность, неоднократно в нём бывал. Изначально здесь находилось Синодальное певческое училище (дата его открытия – 1886 год – даже запечатлена вверху на стене над сценой слева), к которому уже позже, в конце 90-ых годов XIX века был пристроен концертный зал с хорами. Именно здесь проходили репетиции и спевки Синодального хора перед первым исполнением гениальнейшей «Всенощной» Сергея Рахманинова.

Рахманиновский зал консерватории

«Русское слово» от 9 октября 1916 года:

«8 октября этого года «Ф. И. Шаляпин и С. В. Рахманинов были в московском Синодальном училище. Они приехали во время спевки. Синодальный хор под управлением Н. М. Данилина исполнил для гостей песнопения из «Всенощного бдения» в композиции С. В. Рахманинова. Гости выразили благодарность Н. М. Данилину, а также присутствовавшим на спевке прокурору Синодальной конторы Ф.П.Степанову,   директору   Синодального училища A. Д. Кастальскому. Шаляпин в свою очередь исполнил арии из «Бориса Годунова» и несколько романсов С. В. Рахманинова. Аккомпанировал С. В. Рахманинов».

Рахманинов

Каждый раз, бывая в Рахманиновском, я вспоминаю историю создания «Всенощного бдения» и представляю, как Сергей Васильевич сидел в первом ряду перед сценой. Наверно, это не удивительно – Рахманинов «зарядил» это пространство на столько лет вперёд, что духовное присутствие композитора ощущается здесь постоянно. Для многих Рахманиновский стал любимым из всех залов Московской консерватории.

Он ведь и правда – особенный. Сакральный. Со своей знаменитой уникальной «живой» акустикой (полётность звука зависит от того, насколько зал заполнен людьми), чудесной камерной атмосферой, бело-голубым сиянием стен, таинственным синим светом полукруглых окон и основательными подоконниками. Он – небольшой, но светлый и уютный. Да и певцы говорят, что «петь в нём легко и приятно».

Из истории:

Рахманиновский зал расположен в бывшем главном здании усадьбы Колычевых, к которому в 1880-х гг. был пристроен концертный зал, и где с 1880-х гг. располагалось училище синодальных певчих (архитектор В. Д. Шер, 1889-1897 гг.). Со стороны Среднего Кисловского переулка к залу примыкает «Дом синодальных певчих», где на рубеже XVIII-XIX вв. жили студенты и преподаватели училища (архитектор В. Д. Шер, 1897 г.).

В 1968 году это здание присоединили к консерватории, много лет ушло на реставрацию. Но в наши дни зал, увы, стал снова разрушаться. Трещины в стенах, аварийное состояние балконов, облупившаяся краска и отпадающая штукатурка, конечно, ярко свидетельствовали о принадлежности к «историческим объектам», тем не менее, зал срочно нуждался в капитальном ремонте. Замечательно, что непосредственным толчком к ремонту стал юбилей Московской консерватории, который, в соответствии с государственной программой юбилейных мероприятий, все её залы должны встретить в своей полной красе.

В июле 2015 года Рахманиновский корпус закрыли на реконструкцию. Первоначально открытие было запланировано на март 2016, но, в связи с усложнившимся ремонтом, его пришлось перенести. Тут и подоспел Первый Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition, открытие которого должно было состояться 30 апреля, и уже 1 мая именно в Рахманиновском зале юным участникам предстояло исполнить сольную программу (забегая вперёд, скажем, что Рахманиновский не подвёл – акустика была потрясающей, и каждый участник получил незабываемые впечатления от соприкосновения с его уникальной атмосферой). Так что строителям пришлось поторопиться и открытию конкурса завершить основные работы.

Рахманиновский зал, вход

И вот 30 апреля Рахманиновский зал принял своих первых зрителей. Кстати, строители убрали уродливый «стакан», встречавший ранее всех входящих в корпус, в результате образовалась приличная площадка перед входными дверьми, которых теперь стало две. Правда, закрыли арку-проход во внутренний двор и к Среднему Кисловскому переулку.

Само фойе стало очень уютным, гардероб на месте, а вот автоматы с напитками и снедью в холле убрали, зато открыли небольшой буфет. Но это всё заработает в полную силу позже, а 30 апреля в 17 часов ректор Московской консерватории Александр Соколов вместе с профессором Сергеем Доренским и прославленным воспитанником МГК им.П.И.Чайковского Денисом Мацуевым перерезали символическую красную ленточку.

Денис Мацуев, Александр Соколов и Сергей Доренский открывают Рахманиновский зал

Торжественная часть продолжилась в зале. Ректор первым поднялся на обновлённую сцену (мне, кстати, показалось, что она даже стала больше) и обратился к публике с приветственным словом, в котором упомянул, что в 1983 году, после того, как зал после реставрационного процесса вернулся в консерваторию, первым, кто прикоснулся к инструменту, был Святослав Рихтер. «Для нас очень важно, кто сегодня первым прикоснётся к инструменту на этой сцене, - подчеркнул Александр Сергеевич. – И им будет тот, кем консерватория гордится, кто её прославил. Этот музыкант – Денис Мацуев».

С этими словами ректор вручил находящемуся рядом с ним на сцене Денису «главный приз юбилейного года» - знак, изготовленный знаменитой Галереей Михайлова к 150-летию Московской консерватории («изделие из серебра и золота, где красиво и символично объединены фронтон Большого зала консерватории, орган Большого зала и рояль», - объяснил Соколов).

«Этот потрясающе уютный, уникальный по своей акустике зал – особенный для меня, потому что здесь я провёл свои годы учёбы, - заметил Денис. – Здесь мы играли наши классные вечера с моим любимым профессором Сергеем Леонидовичем Доренским, который сидит сегодня в этом зале. Эти вечера всегда были настолько домашними…Наши репетиции в Рахманиновском часто превращались в отдельные мастер-классы, и корректировки профессора я помню до сих пор».

Сергей Доренский, Денис Мацуев

В подарок своей альма матер Денис преподнёс сольное выступление, фактически превратившееся в полноценный klavierabend. Денис уверенно и виртуозно открыл новую страницу в истории Рахманиновского зала исполнением «Размышлений» Чайковского, Этюда-картины ля минор Рахманинова, разбавив бурный поток русской классики трагической «Крейслерианой» Шумана.

Денис Мацуев

Звук получился ярким, заполняющим всё пространство. Не случайно ректор Соколов заметил, что «акустика осталась великолепной, а, может быть, в чём-то стала лучше». «Распечатав» Рахманиновский, Денис переместился в Большой зал, где вечером его ждало открытие Grand Piano Competion и исполнение Второго концерта Прокофьева с Валерием Гергиевым и Госоркестром России.

Алексей Шалашов, Александр Сладковский

Что же, Рахманиновский зал открыт и по-прежнему радует нас своим совершенством и чудесной акустикой. Спасибо тем, кто сохранил для нас это чудо!

Ирина Шымчак

Фото автора

 

 

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей