Новости |
Лучшее открытие апреля
30 апреля 2016 года Московская консерватория запомнит надолго, не говоря уже о том, что эта дата навсегда войдёт в её историю. Сразу два события произошли в последний день апреля: после капитального ремонта и реконструкции открылся Рахманиновский зал, а затем в Большом зале состоялась торжественная церемония открытия Первого международного конкурса юных пианистов Grand Piano Competion. В обоих событиях активное участие принимали ректор МГК им.П.И.Чайковского Александр Соколов и воспитанник консерватории знаменитый пианист Денис Мацуев.
Рахманиновский зал, получивший имя величайшего русского композитора не так давно (в 1986 году), в своей истории хранит множество замечательных событий. И, безусловно, Сергей Васильевич Рахманинов, будучи и студентом консерватории, и начинающим композитором, и уже получив известность, неоднократно в нём бывал. Изначально здесь находилось Синодальное певческое училище (дата его открытия – 1886 год – даже запечатлена вверху на стене над сценой слева), к которому уже позже, в конце 90-ых годов XIX века был пристроен концертный зал с хорами. Именно здесь проходили репетиции и спевки Синодального хора перед первым исполнением гениальнейшей «Всенощной» Сергея Рахманинова.
«Русское слово» от 9 октября 1916 года:
«8 октября этого года «Ф. И. Шаляпин и С. В. Рахманинов были в московском Синодальном училище. Они приехали во время спевки. Синодальный хор под управлением Н. М. Данилина исполнил для гостей песнопения из «Всенощного бдения» в композиции С. В. Рахманинова. Гости выразили благодарность Н. М. Данилину, а также присутствовавшим на спевке прокурору Синодальной конторы Ф.П.Степанову, директору Синодального училища A. Д. Кастальскому. Шаляпин в свою очередь исполнил арии из «Бориса Годунова» и несколько романсов С. В. Рахманинова. Аккомпанировал С. В. Рахманинов».
Каждый раз, бывая в Рахманиновском, я вспоминаю историю создания «Всенощного бдения» и представляю, как Сергей Васильевич сидел в первом ряду перед сценой. Наверно, это не удивительно – Рахманинов «зарядил» это пространство на столько лет вперёд, что духовное присутствие композитора ощущается здесь постоянно. Для многих Рахманиновский стал любимым из всех залов Московской консерватории.
Он ведь и правда – особенный. Сакральный. Со своей знаменитой уникальной «живой» акустикой (полётность звука зависит от того, насколько зал заполнен людьми), чудесной камерной атмосферой, бело-голубым сиянием стен, таинственным синим светом полукруглых окон и основательными подоконниками. Он – небольшой, но светлый и уютный. Да и певцы говорят, что «петь в нём легко и приятно».
Из истории:
Рахманиновский зал расположен в бывшем главном здании усадьбы Колычевых, к которому в 1880-х гг. был пристроен концертный зал, и где с 1880-х гг. располагалось училище синодальных певчих (архитектор В. Д. Шер, 1889-1897 гг.). Со стороны Среднего Кисловского переулка к залу примыкает «Дом синодальных певчих», где на рубеже XVIII-XIX вв. жили студенты и преподаватели училища (архитектор В. Д. Шер, 1897 г.).
В 1968 году это здание присоединили к консерватории, много лет ушло на реставрацию. Но в наши дни зал, увы, стал снова разрушаться. Трещины в стенах, аварийное состояние балконов, облупившаяся краска и отпадающая штукатурка, конечно, ярко свидетельствовали о принадлежности к «историческим объектам», тем не менее, зал срочно нуждался в капитальном ремонте. Замечательно, что непосредственным толчком к ремонту стал юбилей Московской консерватории, который, в соответствии с государственной программой юбилейных мероприятий, все её залы должны встретить в своей полной красе.
В июле 2015 года Рахманиновский корпус закрыли на реконструкцию. Первоначально открытие было запланировано на март 2016, но, в связи с усложнившимся ремонтом, его пришлось перенести. Тут и подоспел Первый Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition, открытие которого должно было состояться 30 апреля, и уже 1 мая именно в Рахманиновском зале юным участникам предстояло исполнить сольную программу (забегая вперёд, скажем, что Рахманиновский не подвёл – акустика была потрясающей, и каждый участник получил незабываемые впечатления от соприкосновения с его уникальной атмосферой). Так что строителям пришлось поторопиться и открытию конкурса завершить основные работы.
И вот 30 апреля Рахманиновский зал принял своих первых зрителей. Кстати, строители убрали уродливый «стакан», встречавший ранее всех входящих в корпус, в результате образовалась приличная площадка перед входными дверьми, которых теперь стало две. Правда, закрыли арку-проход во внутренний двор и к Среднему Кисловскому переулку.
Само фойе стало очень уютным, гардероб на месте, а вот автоматы с напитками и снедью в холле убрали, зато открыли небольшой буфет. Но это всё заработает в полную силу позже, а 30 апреля в 17 часов ректор Московской консерватории Александр Соколов вместе с профессором Сергеем Доренским и прославленным воспитанником МГК им.П.И.Чайковского Денисом Мацуевым перерезали символическую красную ленточку.
Торжественная часть продолжилась в зале. Ректор первым поднялся на обновлённую сцену (мне, кстати, показалось, что она даже стала больше) и обратился к публике с приветственным словом, в котором упомянул, что в 1983 году, после того, как зал после реставрационного процесса вернулся в консерваторию, первым, кто прикоснулся к инструменту, был Святослав Рихтер. «Для нас очень важно, кто сегодня первым прикоснётся к инструменту на этой сцене, - подчеркнул Александр Сергеевич. – И им будет тот, кем консерватория гордится, кто её прославил. Этот музыкант – Денис Мацуев».
С этими словами ректор вручил находящемуся рядом с ним на сцене Денису «главный приз юбилейного года» - знак, изготовленный знаменитой Галереей Михайлова к 150-летию Московской консерватории («изделие из серебра и золота, где красиво и символично объединены фронтон Большого зала консерватории, орган Большого зала и рояль», - объяснил Соколов).
«Этот потрясающе уютный, уникальный по своей акустике зал – особенный для меня, потому что здесь я провёл свои годы учёбы, - заметил Денис. – Здесь мы играли наши классные вечера с моим любимым профессором Сергеем Леонидовичем Доренским, который сидит сегодня в этом зале. Эти вечера всегда были настолько домашними…Наши репетиции в Рахманиновском часто превращались в отдельные мастер-классы, и корректировки профессора я помню до сих пор».
В подарок своей альма матер Денис преподнёс сольное выступление, фактически превратившееся в полноценный klavierabend. Денис уверенно и виртуозно открыл новую страницу в истории Рахманиновского зала исполнением «Размышлений» Чайковского, Этюда-картины ля минор Рахманинова, разбавив бурный поток русской классики трагической «Крейслерианой» Шумана.
Звук получился ярким, заполняющим всё пространство. Не случайно ректор Соколов заметил, что «акустика осталась великолепной, а, может быть, в чём-то стала лучше». «Распечатав» Рахманиновский, Денис переместился в Большой зал, где вечером его ждало открытие Grand Piano Competion и исполнение Второго концерта Прокофьева с Валерием Гергиевым и Госоркестром России.
Что же, Рахманиновский зал открыт и по-прежнему радует нас своим совершенством и чудесной акустикой. Спасибо тем, кто сохранил для нас это чудо!
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-