• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



25.03.2024

Моцарт VS Сальери

Премьеру музыкальной драмы «Моцарт и Сальери. Версия» представил на малой сцене театр Терезы Дуровой. Сюжет из «Маленьких трагедий» Александра Пушкина дополнили малоизвестными материалами судебного процесса конца 20 века в Милане.

Из исторических источников известно, что в 1791 году из-за газетной публикации по Европе разлетелись порочащие композитора Антонио Сальери слухи: он отравил Моцарта. Изложенные обстоятельства дали почву для написания Александром Пушкиным пьесы о гении и злодействе, вошедшей в цикл "Маленькие трагедии". Слухи эти были небезосновательны: страдая расстройством рассудка, Сальери как-то сам признался в преступлении, но перед смертью отрицал это, называя злобной клеветой. Все доказательства «за» и «против» артисты театра представили в первом акте премьеры – своеобразной реконструкции судебного заседания в Миланском Дворце правосудия 1997 года. Как известно, тогда на процессе объявили: вина Антонио Сальери не может быть доказана, причём были приведены достаточно весомые аргументы, реабилитирующие имя некогда куда более успешного, чем Моцарт, придворного композитора… Но даже сами создатели спектакля – художественный руководитель и главный режиссёр театра Тереза Дурова и сценарист Артём Абрамов – работая над постановкой, пришли к разным выводам.

Артём АБРАМОВ: «Я не объективен, я бы хотел реабилитировать Сальери! Потому что, исследовав все доступные материалы по этому вопросу, я понял, что им нечего было с Моцартом делить. Они не были врагами, но толком, они и конкурентами не были! Сальери помогал семье Моцарта деньгами, Сальери обучал сына Моцарта, как и других самых известных впоследствии композиторов от Бетховена до Шуберта и Листа! И Сальери всю свою жизнь пытался развеять эти слухи…Я на стороне Сальери, я просто болею за него!»

А для руководителя театра, народной артистки Терезы Дуровой главное в этой постановке – подняться над многочисленными противоречивыми фактами и посмотреть сквозь века на первопричину трагедии. А это – зависть, суетность и стремление создать шумиху, привлечь внимание на любой острой теме – что в 18 веке, что сейчас: «Сейчас в нашем мире очень много лжи, которую, не проверяя, выплёскивают в мир – и люди принимают её за правду, даже не пытаясь анализировать. Какой-то журналист 18 века решает выпустить громкую статью, не думая, как это отразится в веках на судьбах людей… Я постаралась разграничить в этой постановке Сальери-музыканта и Сальери-человека. Для музыки он, безусловно, сделал очень многое, давайте всё-таки разбираться. Но вот когда разбираешься, понимаешь, здесь речь не о профессиональной конкуренции – здесь речь о зависти. Это болезнь, которая пожирает самых благополучных людей… Могла ли она пожирать Сальери? Чтобы каждый зритель сам ответил на этот вопрос, мы вводим своеобразный третий акт – музыкальный».

В спектакле звучат сочинения Моцарта и Сальери, Ариости и Генри Пёрселла, Клаудио Монтеверди, Торлы О’Каролана и Генриха фон Бибера.  Исполняет их оркестр исторических инструментов — клавесин, виола да гамба, виоль д’амур, барочная гитара. По замыслу Терезы Дуровой, услышав эти произведения каждый зритель должен сам решить, мог ли Антонио Сальери, любимый придворный музыкант императора Иосифа стать убийцей? Почему он должен был завидовать именно Моцарту, когда вокруг творило немало первоклассных композиторов? Так, проштудировав в начале спектакля вместе с артистами материалы Миланского суда, мы возвращаемся вновь к мучительному вопросу: совместимы ли гений и убийство? Но когда среди самых популярных сочинений минувших веков раздаётся музыка Моцарта, становится абсолютно ясным: среди всех них гением был только один.

Елена Шилова

Фото предоставлено
пресс-службой театра Терезы Дуровой

25.03.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей