Новости |
29.11.2024
Мозаика модерна
В Петербурге завершился фестиваль «Римский-Корсаков – 180». К юбилею великого русского композитора на сценах города прозвучала ретроспектива сочинений, созданных в разные периоды творчества.
Вместе с Губернаторским симфоническим оркестром Петербурга под управлением Антона Лубченко выступили известные молодые инструменталисты, лауреаты международных конкурсов, а также солисты ведущих оперных театров Санкт-Петербурга и Москвы.
Художественный руководитель фестиваля и Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга Антон Лубченко включил в программу не только знаковые и хорошо известные произведения Римского-Корсакова, но и те незаслуженно забытые редкости, которые вообще мало, где возможно услышать на концертных сценах - это инструментальные концерты, кантаты, сюиты из опер, обработки русских народных песен.
Рядом с произведениями Римского-Корсакова звучали опусы его последователей и учеников. Так была представлена преемственность поколений и традиций, заложенных великим мастером. Лауреат Международного конкурса им. Чайковского Сергей Давыдченко сыграл Фортепианный концерт Римского-Корсакова.
Произведения композитора звучали в залах Зимнего дворца, в Эрмитажном театре, а также в музее-квартире композитора на Загородном проспекте.
Заключительный концерт состоялся в зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Участие народного артиста России Дениса Мацуева придало этому вечеру особый статус. Программа концерта - своеобразный мост-эстафета между различными этапами развития русской музыки от Римского-Корсакова до Прокофьева.
Во Втором фортепианном концерте Прокофьева, одного из талантливых и самобытных учеников Римского-Корсакова, Денис Мацуев сразил своей гипнотической игрой буквально с первых же тактов этой “скифской” многоликой партитуры. Жёсткая экспрессия и проникновенный лиризм отличают Второй фортепианный концерт от ряда других сочинений композитора.
Каждая новая встреча с Денисом Мацуевым представляет бездну исполнительских возможностей, моменты непредсказуемости рождают на сцене подлинное чудо созерцания и бешеную энергетику, в чем ничуть не сомневается дирижер Антон Лубченко: «С Денисом мы уже много играли в самых разных городах — от Владивостока до Сочи, а познакомились с ним на родном ему Байкале в городе Улан-Удэ. Я не хочу никого обидеть, но с тех пор не было у меня партнера по сцене, с которым до такой степени можно было бы отдаваться импровизации, подключаясь друг к другу прямо во время исполнения, ни о чём заранее не договариваясь, и никогда не зная, как мы сыграем следующий такт. Я сам на сцене всегда импровизирую, не секрет, что я недолюбливаю репетиционный процесс, предпочитая творить музыку прямо на концерте. Однако, с солистами импровизировать получается крайне редко, найти партнера, так же чувствующего драйв импровизации — большое счастье”.
Потрясающий музыкальный диалог состоялся в этот вечер на сцене Петербургской капеллы. Увлечённость и азарт, свойственные исполнительскому облику Мацуева, передались и музыкантам Губернаторского оркестра, чутко реагирующим на все нюансы и темпы пианиста. На бис в качестве разрядки Мацуев выбрал сокровенную Хоральную прелюдию Баха-Зилоти, ну а затем снова вернулся в привычный для него поток виртуозной страсти, исполнив знаменитую «Цыганскую песнь» из оперы «Кармен» Бизе в искусной транскрипции Владимира Горовица. Феерические головокружительные пассажи добавляли немало импульсов в бешеный темп этой искрометной миниатюры.
Исполнение во втором отделении симфонической сюиты «Ночь на горе Триглав» из музыки к III акту оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова запомнилось колоритом и экзотикой. Это было настоящее пиршество оркестровых красок и торжество гармонии и света! Римский-Корсаков - подлинный мастер оркестра, завораживающий своей самобытной звукописью и фантастическим колоритом музыки. «Млада» относится к лучшим страницам творчества композитора. Элементов обряда и сакральных таинств сложно не заметить в этой колористической партитуре.
Антон Лубченко давно мечтал исполнить «Ночь на горе Триглав», а в паре с прокофьевским концертом это произведение воспринимается ещё символичнее. «Это сочинение у Римского-Корсакова, пожалуй, самое авангардное. В целом, поздний Римский-Корсаков уже приоткрывает дверь в модернизм, предвосхищая Стравинского и Прокофьева. Но в «Триглав» эта дверь не приоткрывается, а, я бы сказал, распахивается, и через этот портал, будто сквозняк, врываются порывы ветра, несущего мотивы из «Поганого пляса» Стравинского, «Ивана Грозного» или Второго концерта Прокофьева, и даже некоторые страницы сочинений Щедрина. В этом был смысл программы закрытия фестиваля — показать, что даже на фоне раннего «скифского» периода Прокофьева Николай Андреевич не звучит менее современно, не теряется, а даже наоборот…», - говорит Антон Лубченко.
Что ж, Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга порадовал необычайной выразительной игрой, воодушевлением и наслаждением от встречи с этой волшебной музыкой.
Виктор АЛЕКСАНДРОВ
Фотограф Ирина Туминене
29.11.2024
Анонсы |
-07.12.24-
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-