• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



11.04.2024

Musica Sacra Nova – от модерна к первому авангарду

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы вокальный ансамбль Intrada и его дирижер Екатерина Антоненко представили публике Концертного зала имени Чайковского подлинные музыкально-духовные раритеты хоровые сочинения учеников Николая Римского-Корсакова: Максимилиана Штейнберга, Николая Черепнина, Игоря Стравинского, а также российскую премьеру Двух еврейских псалмов Александра Гречанинова.

Абонемент Московской филармонии «Musica sacra nova» в соавторстве с Фондом Николая Каретникова посвящен духовной музыке русского модерна и первого авангарда. В центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность» с ее универсальными идеями русского космизма, модерна, неоархаики и символистских традиций.

Концерт открыли Три духовных хора без сопровождения на церковнославянские тексты православного обихода Стравинского. Композитор завершил свое сочинение в 1934 году, а в 1949-м осуществил редакцию с латинским текстом. Духовное наследие Гречанинова и Черепнина, чья музыка продолжила хоровой вечер, представляет ряд выдающихся произведений для хора a cappella. Гречанинов создавал духовные опусы в расчете на исполнительские силы Московского Синодального хора, а Черепнин хорошо знал нужды церковного пения, будучи преподавателем Придворной певческой капеллы. В отличие от Шести песнопений вечерни Черепнина, прочно закрепившимся в хоровом репертуаре, Два еврейских псалма Гречанинова, созданные в Нью-Йорке в начале Второй мировой войны, никогда прежде не исполнялись в России. На концерте в Москве партию органа исполнила Марианна Высоцкая, солисты – Владимир Красов (баритон) и Анастасия Бондарева (меццо-сопрано).

Сердцевина программы московского выступления вокального ансамбля «Intrada» хоровой цикл «Страстная седмица» Штейнберга, – многострадальное сочинение, которому пришлось ждать своей премьеры почти целый век. Это единственное духовное произведение композитора и последний духовный опус, созданный в СССР перед началом гонений советской власти на церковь и запретом на исполнение церковной музыки. Долгие годы ноты «Страстной седмицы» переходили из рук в руки; лишь в 2014 году состоялась мировая премьера цикла, а в 2016 – российская.

Сочинение полно откровений и созерцания и не чуждо театральным элементам, в том числе экуменических прозрений примет, связывающих партитуру «Страстной седмицы» Штейнберга с лучшими духовными произведениями XX века. В основе сочинения обработки духовных песнопений богослужений на Страстной неделе Великого поста.

Екатерина Антоненко: «Страстную седмицу» Максимилиана Штейнберга открыли недавно. Композитор написал этот духовный цикл в 1923 году. До начала нынешнего века об исполнениях произведения практически ничего не было известно. После мировой премьеры в 2001 году в США оно было записано двумя коллективами. В апреле 2014 года американский хормейстер и музыковед Александр Лингас, создатель и художественный руководитель хора Capella Romana, провел первые исполнения «Страстной седмицы» в Портленде и в Сиэтле, а спустя несколько месяцев музыку мессы Штейнберга услышали в Нью-Йорке. Хором  Clarion дирижировал Стивен Фокс. И только потом это сочинение прозвучало в нашей стране. Его исполнил тоже Стивен Фокс со своим хором. Они приезжали в Москву и Санкт-Петербург. Весной 2021 года накануне Пасхи «Страстная седмица» прозвучала в Пермском театре оперы и балета при участии хора Parma Voices под руководством Евгения Воробьева. Сейчас этим хоровым коллективом руковожу я. Сочинение Штейнберга еще только предстоит оценить публике нашей страны. Вообще вся программа нынешнего выступления представляет некий срез музыки первой половины XX века. Действительно, это ведущие композиторы, которые создавали духовную музыку в тот период, когда ее написание находилось под запретом».

Мистериальное звучание вокального ансамбля «Интрада» под чутким руководством Екатерины Антоненко было пронизано лучезарным светом и благовестом, каждая интонация наполнялась особым смыслом и сакральностью идей.

Виктор АЛЕКСАНДРОВ
Фотограф Владимир Волков (Московская филармония)

11.04.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей