Новости


Подписаться на новости



11.11.2021

Музыкант, художник и поэт –
история на все времена

В Москве продолжается Шестой фестиваль «Видеть музыку», который Ассоциация музыкальных театров проводит при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов. Театр оперы и балета Республики Коми на фестивале представил «Фиалку Монмартра» Имре Кальмана, доказав, что история талантливых молодых людей, обитателей парижской мансарды, сейчас не менее актуальна, чем во время ее написания (премьера состоялась в 1930 году). Судите сами -  трое молодых людей приезжают в большой город. Снимают вскладчину мансарду и пытаются покорить мир, будучи уверенными в своих талантах. Знакомо, да? Достаточно просто зайти в какую-нибудь группу в соцсетях, где люди в поисках недорогого жилья. А история девушки, которая предпочитает покровительство немолодого влиятельного человека первому и чистому чувству к своему ровеснику – зато с артистической карьерой все будет в порядке! Таких историй – просто тьма. И если раньше они были предметом обсуждений кумушек на лавочках, то сейчас их можно встретить в телевизионных шоу и на страницах глянцевых журналов. Поэтому то, что персонажи одеты подчеркнуто современно в джинсы (стильно «рваные»), толстовки и футболки, выглядит очень естественно, словно стирает границы между зрителями и артистами. Постановочная группа (режиссер Илья Можайский, дирижер Роман Денисов, художник Юрий Самодуров, художник по костюмам Наталия Кравченко, художник по свету Нелли Сватова, хормейстеры Ольга Рочева и Алла Швецова) снова по-настоящему порадовала тем, что им удалось сделать абсолютно свежий, современный и, наверное, даже модный спектакль, при этом не уйдя от канонов жанра, относясь с настоящим пиететом к музыкальной составляющей и сюжетным коллизиям.

В спектакле исполняется оригинальная партитура Кальмана, без какой-либо адаптации или упрощения. Драматургия, если и претерпела изменения, то незначительные, за исключением одного важного момента – спектакль начинается с того, что вот именно сейчас будет представлена та самая оперетта, которую сочиняли в своей мансарде поэт Анри и композитор Марсель. То есть успех ребятами уже достигнут, и почти все драматичные перипетии сюжета уже в прошлом, в которое действие спектакля на какое-то время возвращает всех персонажей. Да еще красотка, выбравшая карьеру ценой отказа от любви, получила имя Мадлен вместо привычного Нинон (хотя в некоторых редакциях это имя встречается), а посыльный, впоследствии ставший суфлером, также сменил имя - на Томас, и стал шотландцем, что позволило добавить в визуальный ряд спектакля яркую гамму красочного шотландского костюма.

Сцена из спектакля. Марсель - Михаил Ярмольский, Виолетта – Анастасия Морараш,
Рауль – Андрей Ковалев, Анри – Никита Одалин

Отказавшись от псевдосовременных приемов, которые подразумевают вторжение в музыкальную и драматургическую ткань, создатели спектакля сосредоточились на оригинальной форме, впечатляющей визуальной составляющей, разработке убедительных сценических образов не только главных героев, но и всех персонажей спектакля, даже эпизодических.

Оркестр расположен на сцене, маэстро Денисов активно участвует в действии спектакля, демонстрируя незаурядное актерское дарование и свободу сценического существования. Однако, не само по себе присутствие оркестра на сцене доказывает, что музыка в спектакле на первом месте. Надо сказать, что «Фиалка Монмартра», даже по сравнению с «Сильвой», «Графиней Марицей» и «Принцессой цирка», сильнее тяготеет к большой форме, в ней много развернутых ансамблей, а финальные сцены актов с участием всех персонажей и хора буквально заставляют вспомнить знаменитые оперные гранд-финалы. И то, что северная «Фиалка» исполняется с использованием всех возможностей театра оперы и балета, с полным составом оркестра и хора, с солистами, обладающими оперными голосами, конечно же, дарит прежде всего радость от самого звучания музыки, его богатства и эмоциональности. Оркестр звучит просто великолепно, при том, что соблюден хороший баланс с солистами, хотя и присутствует микрофонная подзвучка (что может нравиться или не нравиться, но на сегодняшний день это является нормой для оперетты). 

Оформление спектакля интересно тем, что оно одновременно вполне конкретно – например, детали интерьера мастерской художника, а легкие белые ажурные конструкции, создающие образ спектакля, скорее условны и легко трансформируются. На заднем плане возникают панорамы Парижа, другие картины и все это естественно и логично. И так же естественно появляются артисты балета (хореограф-постановщик Андрей Альшаков). Помимо собственно балетных сцен они составляют своеобразный антураж к сольным высказываниям героинь. Это очень органично. И очень динамичны, современны балетные танцовщики в знаменитой «Карамболине», где элементы акробатики и брейк-данса также оказываются очень уместными. Обыденность повседневной одежды в эпизодах шоу сменяется яркими театральными костюмами, и они продолжают нести смысл – агрессивно-яркое красное платье Мадлен в «Карамболине» словно подчеркивает ее напор в стремлении к успеху любой ценой, а в тот момент, когда конфликт должен разрешиться, чистая и преданная юная цветочница Виолетта в белом, а предавшая свою любовь Мадлен в черном платье – так, немного даже «в лоб» обозначается то, что есть свет и что противоположность свету.

Мадлен – Елена Лодыгина 

В роли Виолетты – Анастасия Морараш, настоящая «звездочка» театра, уже хорошо знакомая московской аудитории, ее успех в «Сказках Гофмана» и «Любовном напитке» на прошлых фестивалях «Видеть музыку», судя по всему даже сформировал своеобразный пул столичных поклонников. Завораживающий звонкий, яркий, лучистый голос, свобода звучания, легкость и естественность колоратур – все это Анастасия продемонстрировала и в «Фиалке Монмартра», создав образ необычайно трогательный и лиричный, а в кульминации драматических событий (она обязательно должна быть в оперетте, иначе мы не сможем в полной мере порадоваться хеппи-энду) заставляя зал отчаянно сопереживать ее героине.

Андрей Ковалев (художник Рауль) подтверждает свое амплуа – лирико-романтического героя, как мы уже неоднократно отмечали, истинного «благородного баритона» (голос у Андрея очень красивого «теплого» тембра),однако, у его персонажа весьма разные состояния на протяжении спектакля, и отнюдь не только лирические – в комедийных моментах он не менее убедителен, чем в лирике, в драматических – импульсивен и порывист.  Отличные сценические работы у Михаила Ярмольского (Марсель) и Никиты Одалина (Анри), артисты очень органичны, хорошо доносят текст и в пении, и в речи, динамичные движения и танцы нисколько не мешают яркому вокалу. Перед Еленой Лодыгиной (Мадлен) стояла непростая задача преобразиться из «девушки с мансарды» в звезду оперетты и исполнить знаменитую «Карамболину», номер, который относится к самым ярким опереточным «хитам». Она блистательно это сделала, воплотила на сцене настоящую примадонну и прозвучала уверенно и ярко. «Фиалка» еще раз подтвердила, что оперная труппа театра обладает целым рядом интересных молодых артистов. Старшее поколение театра Коми также украсило спектакль. Подумалось, что во время репетиций между актерами разных поколений происходил своеобразный «энергообмен», что послужило созданию настоящего ансамбля. Совершенно великолепным был Анатолий Журавлев в партии Фраскатти. В таких «буффонных» ролях очень сложно не впасть в откровенное комикование. Но артист исполнил свою  роль просто изысканно – не побоюсь сказать, его игра заставила вспомнить персонажей старых классических черно-белых комедий и великих комиков Голливуда.

И, конечно, замечательная пара: Геннадий Муралев (Томас Скотт) и Антонина Белоброва (мадам Арно). Великолепный дуэт и зажигательные танцы вызвали бурю восторга у аудитории.

Словом, повторим еще раз: в театре  оперы и балета Республики Коми снова доказали, что не отступая от первоисточника, можно сделать замечательный современный драматургически выстроенный и цельный спектакль, который никого не оставит равнодушным: ни ценителей жанра со стажем, ни тех, кто пришел в театр впервые. И спектакль этот внушает большой оптимизм, потому что молодая энергия, чистота замыслов и благородство отношений в итоге будут вознаграждены. Наверное, сейчас это особенно важно.

 

Надежда КУЗЯКОВА

Фото Е.Лапиной предоставлены
пресс-службой фестиваля «Видеть музыку»

11.11.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Афиша

Афиша

Все афиши


Подписка RSS    Лента RSS






афиша

 

 
Рассылка новостей