Новости |
06.06.2025
Муки совести и раскаяния
Мировая премьера исторической оперы «Иван Грозный и Анастасия» современного российского композитора Владимира Купцова прозвучала в первый день лета на сцене Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге.
Произведение было создано Владимиром Купцовым в 2020 году на либретто Виктора Добросоцкого и тексты Олега Грисевича. В 2024 году композитор осуществил новую редакцию оперы, которую и представили на суд зрителей. Визуализацию исторической хроники дополнили на специальном экране на авансцене художники видеопроекций – Мария и Григорий Яцентковские.
Перу Владимира Купцова — выпускника Московской государственной консерватории по классу народного артиста СССР профессора Тихона Хренникова, — принадлежит немало произведений. Он автор 300 песен, музыки к 30 кинофильмам и сериалам, множества инструментальных и камерных сочинений, симфоний, мюзиклов и балетов на исторические и сказочные сюжеты. «Ивану Грозному и Анастасии» предшествовали оперы, также связанные с великой русской историей: «Петр и Феврония», «Князь Владимир – креститель Руси».
Царь Иван Грозный, — возможно, самая противоречивая фигура в истории России. Его царствование и личность до сих пор не получили однозначной оценки на весах истории. На одной чаше — важные внутренние реформы, успешные военные походы, присоединение Казани и Астрахани, на другой — поражение в Ливонской войне, опричнина и поиск внутренних врагов.
Владимир Купцов видит прямую связь между заслугами Ивана Грозного перед отечеством и супружеским союзом с Анастасией Захарьиной-Юрьевой. Она была любимой женой и верной сподвижницей государя, а ее безвременная кончина отразилась на его дальнейшем царствовании черным пятном.
«Меня всегда интересовала личность Ивана Грозного — Великого царя всея Руси, который прирастил страну территориями: Казанское и Астраханские ханства, Сибирь на его счету. Он был очень образованным человеком своего времени, но прежде всего, конечно, он создал мощное государство. Известно, что у него было несколько жен, в том числе Анастасия. Он был еще совсем молодым человеком, она – юной девушкой, когда судьба свела их. Оба любили друг друга, но, к сожалению, как тогда водилось, бояре плели интриги и, в конце концов, несчастную супругу отравили. Это отражено и в сюжете оперы, только с акцентом на том, что именно после ее смерти царь пообещал мстить боярам за их злодеяния, поэтому организовал опричнину. Но в опере я не показываю, как он начинает карать бояр, а затрагиваю лишь ранний период жизни царя и заканчиваю смертью Анастасии», – размышляет композитор о своем произведении.
Трагическая история любви царя Ивана IV к первой жене Анастасии – самый плодотворный в государственном плане и счастливый в личной жизни, период жизни государя. После смерти Анастасии царь становится другим человеком, превращаясь в грозного реформатора, забывшего о Боге, милосердии и смирении. Грозный не в силах совладать с собственным рассудком. Ему необходимы власть и энергия. «Чтобы править Русью, нужно быть одному. Иначе, слаб человек, хотя бывает, что ему кажется – он Бог на земле. Или, просто, Иван Грозный, страшный царь. Где твоя Анастасия? Кто ты без нее? Царь, монах, палач»?
В исполнении сочинения приняли участие Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Антона Лубченко, художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинского театра народная артистка России Лариса Гергиева, солисты Мариинского театра и Академии молодых певцов, Камерный хор «Петербургские серенады» (хормейстер – Егор Лосев. Баритон Ярослав Петряник воплотил на сцене образ мятущегося царя Ивана Грозного. Сопрано Екатерина Латышева с ее нежным и мягким голосом сыграла жену Анастасию Захарьину, наделив свою героиню кротостью и смирением. Запомнились яркие и неоднозначные вокальные работы других участников, солистов Академии молодых певцов Мариинского театра: Елизаветы Захаровой в роли Боярыни Ульяны Захарьиной (матери Анастасии), Александра Корякова (Митрополит Макарий), Дмитрия Воропаева (Протопоп Сильвестр), Дмитрия Федорова (Адашев, стольник, приближенный царя Ивана IV), Павла Стасенко (Дубыня, мастеровой) и Игоря Чикишева, великолепно сыгравшего потешного Прошку, личного скомороха царя, не боявшегося правды, но в итоге уязвленного самолюбием и предательством.
Без участия Ларисы Гергиевой этот проект вряд ли мог быть осуществлен. Она направляла вокалистов к тщательному изучению материала, погружению в образную драматургию сочинения и исторического контекста. Фантастический художественный результат исполнения оправдал ожидания и зрителей, и музыкантов, и, конечно же, самого композитора, которого зрители вызывали на сцену. Закрепится ли это произведение на театральной сцене, покажет время. Во всяком случае, радует тот факт, что в оперном мире противоречивая фигура Царя Ивана Грозного находит все новое и новое воплощение. Притягательный в своей непостижимости персонаж присутствует в «Псковитянке» и «Царской невесте» Римского-Корсакова, в «Опричнике» Чайковского, оратории «Иван Грозный» Прокофьева — и это только самые известные произведения…
Виктор АЛЕКСАНДРОВ, Санкт-Петербург
фотограф Владимир Постнов
06.06.2025
Анонсы |
-26.06.25-
-27.06.25-
-04.07.25-