• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



01.12.2024

Музыкальное сердце театра – 2024

В Самаре завершился всероссийский фестиваль «Музыкальное сердце театра – 2024». Проект реализуется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Самарской области и Президентского фонда культурных инициатив.

Этот фестиваль уникален тем, что он собирает под своё крыло музыкальные театры нашей страны, причем, особое внимание уделяется региональным театрам, работающим в разных музыкальных жанрах – оперетта, мюзикл, музыкальная драма, рок-опера и пр., словом, всё, кроме оперы и балета. Другая особенность этого фестиваля – в том, что в нем участвуют детские театральные студии или детские театры, ставящие музыкальные спектакли. И еще: это не только фестиваль, но и премия с таким же названием. Номинаций в ней на радость участникам много: помимо привычных, таких как «Лучший спектакль» или «Лучший исполнитель главной роли», есть еще редкие номинации, например, «Лучший текст песен», «Лучшее пластическое решение» или «Лучшее световое оформление».

В заключительной стадии фестиваля-премии, которая в этом году проводилась в двух городах – в Самаре и Тольятти – участвовало 17 спектаклей-финалистов, которые представляли театры из разных регионов России, и что особенно приятно, театры, спектакли которых посмотреть за пределами городов, где они находятся, удается единицам. Это, например, Ивановский музыкальный театр, Орловский государственный театр для детей и молодежи «Cвободное пространство» и Концертно-театральный центр «Югра-Классик» из Ханты-Мансийска.

В торжественных церемониях открытия приняли участие врио министра культуры Самарской области Ирина Калягина, директор Самарского академического театра драмы им. М. Горького Сергей Филиппов и генеральный продюсер фестиваля Дмитрий Калантаров в Самаре, а также руководитель Департамента Культуры г.о. Тольятти Марина Козлова и арт-директор фестиваля Светлана Горшкова. Было зачитано приветствие от генерального директора Президентского фонда культурных инициатив Романа Карманова. Ирина Калягина подчеркнула, что Самара и Тольятти всегда славились проведением театральных фестивалей: «Нам приятно, что самарский зритель имеет возможность увидеть лучшие музыкальные постановки российских коллективов этого сезона. Фестиваль многогранный, но самое главное, что он адресован семейному зрителю. Прекрасно, что в  программе есть спектакли для детской аудитории».

Генеральный продюсер фестиваля Дмитрий Калантаров обратил внимание на то, что Самара единственный регион, который напоминает форму сердца: «Мы давно обратили внимание на это совпадение. Интерес к фестивалям, любовь к музыкальному театру, зрительская культура и поддержка со стороны органов власти – благодаря этому мы находимся сегодня здесь!»

Фестиваль открылся яркими, запоминающимися постановками – музыкально-драматическим спектаклем «Два благородных дона» Самарского академического театра драмы им. М. Горького и водевилем «Медведь» Санкт-Петербургского Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева. Самарский театр драмы имени Горького принимал на своей сцене «юного» коллегу из Петербурга – ТЮЗ имени Брянцева. Спектакль «Два благородных дона» оммаж изящным временам Лопе де Веги, Шекспира, Тирсо де Молины, Гольдони… «Дон Кихот» роман, входящий в десятку самых продаваемых в мире. Почти такой же популярностью пользуется герой множества произведений Дон Жуан. Самарские авторы обратились к этим «вечным» сюжетам, чтобы продлить на театральных подмостках сценические судьбы двух ярких персонажей.

Что касается «Медведя», то история, рассказанная Чеховым, раскрылась во всем своем многообразии благодаря неожиданному решению: представить героев знаменитой пьесы-шутки как персонажей черно- белой кинокартины начала ХХ века.

Следующий блок спектаклей представлял спецпрограмму «Юные актёры». На сцене Драматического театра «Колесо» г. Тольятти был показан мюзикл Свердловской государственной детской филармонии (Екатеринбург) «В стране невыученных уроков» веселая и поучительная история Лии Гераскиной о приключениях Вити Перестукина в Стране невыученных уроков. Ожившие учебники – Математика, Русский язык и Окружающий мир – отправляют главного героя в волшебную страну, в которой ему предстоит пройти ряд испытаний, столкнувшись с результатами собственных невыученных уроков. Все герои этой сказки поют и танцуют, знаки препинания ведут ученый спор, а хулиганистый Кол с умницей Пятерочкой устраивают настоящий певческий баттл в борьбе за Витю.

В 2025 году этому мюзиклу исполнится 10 лет. Вырастают артисты, сменяются составы, но все годы в спектакле играют только дети. Яркие характеры, зажигательная музыка Александра Пантыкина  и безграничное обаяние юных артистов Детского театра мюзикла создают праздник для всей семьи, приводя своих зрителей к пониманию того, что знания – сила!

Самарский Театр юных зрителей «Самарт» супер-современное, очень удобное театральное здание, гостеприимно предоставил свою сцену для нескольких спектаклей-гостей. А очень необычный и познавательный спектакль-урок «Юная любовь в пяти театральных измерениях» московской Театральной студии Светланы Горшковой был показан даже два раза. И это не случайно! «Юная любовь…» инновационный спектакль, созданный по великой трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Благодаря особой сценической форме зрители увидели шекспировскую трагедию в воплощении пяти различных театральных школ, возникших в разных странах мира и навсегда вошедших в историю театра. Спектакль состоит из пяти частей, каждая из которых решена в стилистике одной из этих школ: театра Диониса (Древняя Греция), театра Кабуки (Япония), комедии дель арте (Италия), театра Бертольда Брехта (Германия), а также отечественной театральной школы, разработанной К.С. Станиславским.

Юные зрители данного спектакля не только узнали об оставшейся в веках истории любви Ромео и Джульетты, но и познакомились с театральными школами разных стран и эпох.     

Спектаклем-финалистом стал и раритетный детский мюзикл Лилии Тагировой «Золотая Семруг» в постановке Артура Амирова, представленный частной школой искусств «Вдохновение» (Казань). Это яркий синтез фольклорной и современной музыки, вокала, хореографии, сценических эффектов и игры юных артистов. Для каждого человека, неважно, взрослый он или ребенок, лето – особое время. А лето в деревне наполнено множеством волшебных историй и забавных приключений. Главные герои мюзикла Амина и Тимур отправляются на летние каникулы в деревню к своей Абике, где во время игры случайно рвут игрушку – Золотую птицу Семруг, хранительницу традиций и культуры татарского народа. Путешествие по планете, знакомство с чужеземцами, дегустация угощений и участие в обрядах – это лишь малая часть того, что происходило на сцене.

Еще один казанский театр, но уже профессиональный – Татарский государственный театр драмы и комедии имени. К. Тинчурина представил хип-хоп оперу «Флэшка, рэп и любовь». Авторы постановки (либреттист Ильгиз Зайнуллин, композитор – Ильяс Гафаров) задаются вопросом, чем живет нынешняя молодежь, какие у нее ценности, каких принципов она придерживается. Куда приведет поколения зуммеров их стремление заработать легкие деньги, завоевать пустую популярность с одной лишь целью – ее последующей монетизации?

Известные названия и традиционные постановки (но от того не менее красивые и захватывающие) представили Театральная студия Глеба Матвейчука (Москва) – мюзикл «Хозяйка медной горы» и Орловский государственный театр для детей и юношества «Свободное пространство» («Яга»). В «Хозяйке» (композитор Глеб Матвейчук, либретто Софьи Стрейзанд) невероятным образом переплетены самые яркие сцены и персонажи пяти известных сказок Павла Бажова, посвященных загадочной Хозяйке медной горы. Динамичное либретто и колоритная музыка полностью погружает зрителей в происходящее на сцене.

«Яга» (композитор Андрей Григорьев, либретто Марии Малухиной), как любая сказка, наполнена разными смыслами и идеями, но главное в ней, как и в жизни человек, его мысли, чувства и эмоции, то есть, всё то, что им управляет и вращает колесо судьбы.

В большом и роскошном Самарском академическом театре оперы и балета им. Д. Шостаковича демонстрировались мюзиклы «Три товарища» Музыкального театра  им. Шаляпина (Санкт-Петербург), «Остров сокровищ» Ивановского музыкального театра, «Лунная история» Концертно-театрального центра «Югра-Классик» (Ханты-Мансийск) и «Сказка странствий» Детского музыкального театра «Карамболь» (Санкт-Петербург).

Мюзикл «Три товарища» (композитор Евгений Загот, пьеса Михаила Бартенева) основан на знаменитом одноименном романе Э.М. Ремарка – истории о «потерянном» поколении молодых  людей, выживших в Первой мировой войне, но не сумевших найти свое место в мирной жизни. И о большой любви, в которую вмешивается болезнь и смерть героини Пат, которую просто и в этой простоте чрезвычайно пронзительно играет Вера Свешникова.

Ивановский «Остров сокровищ», конечно, имеет в основе роман Р. Л. Стивенсона, однако авторы мюзикла (композиторы Кирилл  Острецов и Андрей Колесников, либретто Леонид Острецов, Андрей Колесников и Александр Немировский) ввели в него новых персонажей, от чего сюжет стал еще более захватывающим. Красочные костюмы и декорации, новый взгляд на известную с детства историю, которая стала для главного героя первым шагом к взрослению и осознанию того, как важно оставаться верным себе и своему нравственному выбору.

«Лунная история» (композитор Максим Филин, автор текста Антон Васильков) основана на одной из завораживающих легенд народов Севера. Этот спектакль для зрителей-детей – не только яркое шоу, но и возможность стать участником захватывающего приключения и поиграть с персонажами, а для взрослых – познакомиться с традициями и укладом Северного края. А яркое оформление спектакля и красочность спецэффектов запоминается всем.

«Сказка странствий» история, знакомая по советскому фильму, уже болеет 40 лет остается актуальной и гармонично сочетает фэнтэзи и совсем не сказочные, философские смыслы. Подобный синтез, впечатляющие декорации и, конечно, музыка Альфреда Шнитке и слова Юлия Кима вызывают эмоциональный отклик у публики всех возрастов.

Помимо показа спектаклей, программа фестиваля включала очную работу творческой лаборатории фестиваля «Музыкальное сердце театра» под руководством композитора Александра Пантыкина и режиссера, арт-директора фестиваля Светланы Горшковой. Открылась Лаборатория лекцией генерального директора Московского театра мюзикла Александра Новикова «Московский театр мюзикла. Не делайте под Маяковского, делайте под себя».

В историческом центре Самары на площадке современного пространства КТК «Дирижабль» проходили мастер-классы и лекции мастеров театрального искусства. Мероприятия транслировались онлайн в социальных сетях фестиваля. Завершилась Лаборатория питчингом эскизов новых произведений для художественных руководителей и директоров театров, продюсеров, представителей органов управления в сфере культуры и СМИ.

Разумеется, все номинанты не только показывали свое искусство самарским зрителям и многочисленным гостям фестиваля, но и с нетерпением ждали объявления результатов премий. А поскольку номинаций было много, то премий – тоже.

Людмила ЛАВРОВА
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля
«Музыкальное сердце театра»

01.12.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей