• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



24.12.2024

Музицируем, изучая историю России

Репертуар концертирующих фортепианных ансамблей не слишком велик, но и не беден. Начиная с 1990 года, с момента образования Всесоюзной (позже – Общенациональной) ассоциации фортепианных дуэтов, интерес композиторов к этому виду музицирования подогревается и инициируется, в основном, исполнителями. Это и специальные, именные заказы, авторские подношения, и желание прозвучать с большой сцены, не остаться в стороне от фортепианно-дуэтных событий, каких сейчас много. Но издание сочинений в нотах остаётся проблемой. Хотя и в этом плане дело не стоит на месте. Поэтому появление альбома «Семейное музицирование» стало событием долгожданным и сенсационным: ведь ни одно из сочинений, размещённых в альбоме, никогда не издавалось, все «исходники» — рукописные, некоторые обнаружены в архивах РГБ и РНБ в личных делах дворянских фамилий, не связанных с профессиональной музыкальной деятельностью. Авторов некоторых композиций удалось установить, поиски некоторых других продолжаются. Составитель — кандидат искусствоведения, главный исследователь истории отечественного фортепианно-дуэтного исполнительства Л. А. Осипова — собирала материал почти тридцать лет. Усилия были оправданы, и сборник, едва увидев свет, немедленно стал репертуарным бестселлером.

Во вступительной статье составителем описывается краткая история каждого опубликованного сочинения и его автора — известного, или пока неустановленного. Таким образом, у исполнителей есть готовые комментарии к концерту, которых с интересом ждёт публика.

Рассказывая о бытовании жанра в Российской империи рубежа XVIII–XIX веков, составитель указывает, между прочим, дату первого рукописного альбома: 1 января 1786 года. Таким образом, нам стал доступен нотный материал, который 238 лет назад переписала себе в альбом дворянка Авдотья Иванова.

Анонимность некоторых пьес, найденных в архивах, безусловно, создаёт особую интригу. Именно по сканированным рукописным образцам первыми в современной России исполнили эти сочинения фортепианные ансамбли сестёр Н. и Е. Каретниковых, А. Рогалёвой и Д. Петрова. Был выпущен CD «Неизвестная Россия», записанный Фортепианным ПетРо Дуэтом. В альбоме «Семейное музицирование» даётся QR-код на прослушивание всех изданных композиций.

Три виртуозные сонаты для клавира/клавесина в три руки Эрнста Вильгельма Вольфа представляют собой образец концертного барочного стиля, они весьма необычны для сценического воплощения, поскольку предназначены для «неполного клавирного дуэта» — двоих людей, музицирующих в 3 руки. В историческом контексте такое решение было обусловлено возможностями пианистов либо ситуацией исполнения.

Весомая часть альбома отдана композитору, барону Вильгельму Людвигу Тепперу де Фергюсону (Увертюра для двух фортепиано в восемь рук), придворному капельмейстеру, учителю музыки самого А. С. Пушкина. Знакомство с его творчеством тем более интересно, что в его небольшом особняке, находящемся в Царском Селе близ Лицея, сейчас возобновляются дуэтные вечера, и музыка прежнего хозяина вновь зазвучит в родных стенах.

Опыт и профессионализм характеризуют Л. А. Осипову, в комментариях которой нет ничего лишнего. Читая их, не перестаешь удивляться тому, насколько искренне автор увлечена жанром фортепианного дуэта. Ее любовь дает импульс, зажигает фантазию, и удивительным образом передается воспринимающей стороне – эти произведения хочется играть. Именно Л. А. Осипова организовывала с помощью творческих союзов и филармоний первые в России фестивали фортепианных дуэтов, как исследователь выдвинула авторскую теорию феномена лидерства в совместном музицировании. Более 40 лет она не только следит за ходом развития дуэта, но зачастую направляет этот процесс, инициируя тематические мероприятия. На свои концертные программы в легендарном музыкальном салоне клуба «Архитектурные среды» в Центральном Доме архитектора в Москве Людмила Александровна приглашает маститых профессионалов, а также открывает новые имена. Исполнители ее хорошо знают, любят, и, можно смело сказать, что российские дуэты, играющие много лет вместе, для Людмилы Александровны настоящая большая семья.  Счастливы те, кто чувствует себя ее частью. Талант исследователя кандидата искусствоведения Л. А. Осиповой раскрыт в ее диссертации об истории фортепианно-дуэтного исполнительства в России XVIIIXIX столетий, музыковед выступает на конференциях и форумах, работает в жюри различных дуэтных конкурсов.

Издание сборника «Семейное музицирование» приурочено к объявленному в России Году семьи, цель которого возвысить в сознании наших сограждан семейные ценности — любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержку. Однако в современном мире способность человека к проявлениям этих взаимоотношений нередко становится лишь мечтой, идеальной моделью, которая рушится о разобщенность и равнодушие. Пути достижения согласия двоих открываются порой в самых неожиданных областях, одной из которых является совместное музицирование.

Почему среди пианистов, играющих в фортепианном дуэте, так много счастливых семейных пар? Разве ансамблевые занятия музыкой так бесконфликтны? Напротив, во время репетиций происходят поиски верных решений, отстаивание интересов, возникают конфликты и примирения, не оставляя места спорам в обычной жизни. И если ваш фортепианный дуэт не семейная пара, а дружеский или коллегиальный союз, вы чувствуете себя не только родственными душами, но родственниками.

Альбом «Семейное музицирование» издан с замечательной полиграфией в классических чёрно-белых тонах, нотный текст набран чётко и организован по правилам: в четырёхручных композициях партии размещены, согласно сложившимся традициям, на соседних страницах, трёхручные пьесы объединяются общей акколадой. Единственным недостатком издания можно назвать пустой лист на с.76 — Мазурка для фортепиано в три руки А. И. Пашкова уместилась на одной страничке (с. 75), далее идёт восьмиручная Увертюра, требующая двухстраничного разворота. Почему бы на «белом» месте не разместить рекламу самого издательства?

Как концертирующая в ансамблях пианистка, могу с уверенностью сказать, что альбом пьес «Семейное музицирование» для фортепиано в 3, 4 и 8 рук представляет безусловную актуальность для профессиональных пианистов, интересующихся эксклюзивными находками, способными добавить в концертные программы неповторимость и уникальность, и доставить радость погружения в эпоху аристократических салонов слушателям и всем, кто ценит в своей культурной самоидентификации хороший вкус и благородство.

Надежда Викторовна Медведева,
 кандидат искусствоведения,

профессор Российского государственного
педагогического университета им. А. И. Герцена,
председатель Санкт-Петербургского
 Объединения фортепианных дуэтов.

24.12.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей