Новости |
22.11.2024
На просторах Евразии
На XXIV Международном фестивале «Неделя консерваторий» представили две новые кантаты об истории России и Китая – совместный труд Антона Танонова и Сергея Екимова, а также произведение Яна Цзиньпэна.
Международный фестиваль «Неделя консерваторий» – значимое событие в мире академической музыки. Ежегодно под эгидой Санкт-Петербургской консерватории выступают представители высших учебных учреждений со всего мира. Помимо сочинений, уже ставших классикой, неотъемлемой частью фестиваля становятся и произведения, созданные в наше время.
Программа фестиваля никогда не обходится без музыки, исполняемой впервые. В этом году вечер премьер состоялся в Атриуме Главного штаба Эрмитажа. Многочисленная аудитория заполнила просторный зал с высокими стеклянными потолками, чтобы услышать две новые работы Антона Танонова – Сергеея Екимова и Яна Цзиньпэна.
До начала концерта внимание к себе привлекал большой экран, расположенный на сценической площадке, с хрониками фестиваля 2024 года (тщательную скрупулёзную работу проделал медиацентр петербургской консерватории). Даже сегодня, в весьма турбулентное время, фестиваль остаётся масштабным и сохраняет международный статус: разнообразный состав участников проекта объединяет и европейскую, и восточную музыкальную культуру.
В этом смысле очень кстати пришлась концепция концерта в Атриуме Главного штаба: организаторы посвятили его 75-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Сквозной идеей музыкального события стала история этих двух непохожих стран. А для её воплощения был избран, пожалуй, наиболее подходящий эпический музыкальный жанр – кантата.
Сочинения исполнили успешные студенческие коллективы – Камерный хор Санкт-Петербургской консерватории и Концертный хор Санкт-Петербургского института культуры. Инструментальную партию взяли на себя артисты оркестра «Невская камерата», а продирижировал всем составом профессор Антон Максимов.
Кантата «Сказание о Козьме Минине и граде Нижнем Новгороде» прозвучала в Санкт-Петербурге впервые (мировая премьера состоялась в прошлом году в том самом городе, которому посвящено сочинение). Музыка создавалась в тандеме петербургских композиторов – Антона Танонова, который родился в Нижнем Новгороде и потому пропустил сюжет через самого себя, и Сергея Екимова, отметившего в этом году юбилей. В плотном взаимодействии двух авторов на свет появился монументальный труд в восьми частях для чтеца, смешанного хора, домры, баяна, бас-гитары и ударных.
Сюжет кантаты повествует о страницах российской истории с XIII по XVII век – от основания Нижнего Новгорода до периода Смуты и 1612 года, когда народное ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским дало отпор польско-литовской интервенции. Либретто кантаты создал историк и поэт Дмитрий Дарин. Автор подошёл к созданию текста основательно, сделав упор на историческую достоверность. Партия чтеца (её исполнил Сергей Екимов) основана на подлинных фрагментах документов, среди которых Лавреньтевская летопись, Нижегородский летописец, Летопись о многих мятежах и о разорении Московского государства и многие другие источники.
В сочинении Танонова – Екимова светлые чувства восхищения родными краями и великой историей сплелись с драматичными, суровыми образами. Русская народная песенность, сочетание сдержанной героики и светлой грусти нашли отражение в первой части кантаты: река Ока, младшая сестрица широкой Волги, призывает князей поставить в холмах великий чудесный град. Ответом звучит вторая часть: «Звонче бейте, топоры, ставьте церквы и дворы!» – восклицает хор, а стук темпл-блоков иллюстрирует активную работу градостроителей. Высокая лирика нашла воплощение в четвёртой части «Волга – вечная сила Руси». В основной её теме отчётливо слышатся очертания бурлацкой песни «Эй, ухнем», только характер её совсем другой – не заунывно-тоскливый, а энергичный, молодецкий. Лирический же центр кантаты – это две части «Три свечи» и «Молитва Казанской иконе Божьей матери». Контрапунктом к тексту летописи выступает истовый вокализ – соло меццо-сопрано в исполнении Дарии Гавриловой, а вторят ему матовые аккорды хора, звучащие с закрытым ртом. Чтец произносит молитву – и этот духовный посыл выливается в крупный хоровой эпизод, в котором словно предстаёт взгляд на хоровую музыку сквозь века: от партесного пения до наших дней. Церковная стилистика постепенно обогащается смелыми альтерациями, диссонантными созвучиями, необычными ладами.
Совсем другие образы связаны с военными событиями. Татаро-монгольское нашествие изображено в третьей части. Протяжная песня у женских голосов прерывается жёсткой равномерной «поступью» мужской группы. Но всё заканчивается благополучно – и заключительный победный аккорд звучит в мажоре. Более драматична часть, отражающая события Смуты. Плотная партия ударных, акценты тарелок и чеканный ритм малого барабана создают батальный характер, звуки колоколов становятся знаком смерти и потерь. Леденит душу резкая, колючая интерлюдия баяна и домры (Юрий Гуревич, Юлиана Шевцова), впечатляет свистящая мелодия флексатона. Финал кантаты, в духе энергичного строевого марша, утверждает гордость за свою страну, непоколебимость и стойкость духа во все времена.
Второе отделение концерта переместило публику в другую часть Евразии: прозвучала мировая премьера кантаты Яна Цзиньпэна – композитора китайского происхождения, который за годы обучения в консерватории впитал в себя петербургскую композиторскую школу, а теперь и сам преподаёт в консерватории.
Либретто кантаты «Китайская лучезарность» создано на слова Су Жуоюй, полностью китайском языке. Перед исполнением сочинения композитор выступил со вступительным словом, в котором рассказал о сюжете каждой из частей. Кантата охватила огромный исторический период – с древнейших времён до современности – а в финальной части сконцентрировались мечты о будущем страны. Исполнителями хоровой партии стали китайские и русские студенты.
В суровых величественных тонах предстала древнекитайская цивилизация. Архаичная первая часть крупными оркестровыми мазками и монументальными хоровыми созвучиями создала картину древнего мира. В следующем номере повествуется об основании Великого шёлкового пути. Это лиричная проникновенная песня, мягкостью восточных ладов отражающая широту открывшихся просторов. Жизнеутверждающая третья часть – об эпохе слияния разных народов. Мощный голос солистки Ли Минчунь охватил всё пространство огромного атриума – зала, не самого простого для пения. Исполнение этой части настолько впечатлило слушателей, что по её окончании они не удержались от аплодисментов. Следующий эпизод воплотил драматичную историю нового и новейшего времени: тяжёлые военные события предшествовали приходу коммунистической партии и установлению в Китае стабильности. Музыка развивается от беспокойного блуждания, лишённого гармонической опоры, к решительному эмоциональному прорыву. Наконец, в финале кантаты композитор выражает надежду на дальнейшее процветание страны и дружбу с другими государствами, включая Россию. Неслучайно в партии хора, помимо интонаций китайской музыки, можно встретить и мелодии, славянские по своей природе.
Концерт в Атриуме Главного штаба стал замечательным поводом для доброжелательного диалога двух древних культур, живущих в одной части земного шара.
Диана АКСИНЕНКО
Фотографии предоставлены
пресс-службой проекта
22.11.2024
Анонсы |
-07.12.24-
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-