• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



24.10.2024

На все руки мастера

Одним из главных гастролеров на IX фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», организованном Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры России и Президентского фонда культурных инициатив, стал «Шостакович Опера Балет»: гости из Самары привезли аж три спектакля.

Оперная программа превалировала – два из трех спектаклей были операми, причем операми современными, но совершенно разных форматов. 17 октября Москва увидела, наконец, нашумевшую премьеру прошлого сезона – самарский коллектив показал на Исторической сцене Большого театра России оперу Сергея Слонимского «Мастер и Маргарита». А на следующий день в ротонде Детского музыкального театра им. Н. И. Сац гости с берегов Волги сыграли крохотную миниатюру Сергея Баневича – оперу для всей семьи «Как заяц страх победил».

Осенью 2023 года «Шостакович Опера Балет» представил новую версию «Мастера и Маргариты» – премьеру приурочили к 90-летию композитора, продолжив богатую традицию исполнения его сочинений на самарской земле. Судьба оперы Сергея Слонимского «Мастер и Маргарита» столь же не проста, как и судьба романа Булгакова, по которому создан этот музыкальный опус. Написанная на рубеже 1960-70-х, после того как роман стал доступен в СССР и его прочел композитор, она была исполнена в Ленинграде в 1972-м в концертном варианте и… оказалась не у дел. После первой оперы Слонимского «Виринея», написанной на революционный сюжет – о нравственно-духовном перерождении кержачки, принявшей идеи Октября – обращение к подозрительному роману Булгакова казалось странным и неуместным выбором. Несмотря на официальную публикацию в журнале «Москва» роман все равно оставался сочинением, на которое смотрели косо в советской действительности. А уж опера по нему была и подавно «несвоевременной».

Уже после смерти автора опера наконец пришла к российской публике в виде масштабной и полноценной театральной постановки. Неслучайно, что ее сделали в Самаре – здесь прошли мировые премьеры двух опер Слонимского («Марии Стюарт» в 1980-м и «Видений Иоанна Грозного» в 1999-м), были поставлены и исполнены и другие его сочинения, например, оперы «Виринея» (1967) и «Гамлет» (1993).

«Мастер» получился у Слонимского очень необычным – по продолжительности, масштабности действия, количеству персонажей это настоящая большая опера для большой сцены. Однако сам автор называл ее камерной – в просторной оркестровой яме сидит небольшой инструментальный ансамбль, благодаря чему нет мощи звучания, оглушающих децибел, богатой колористики, а голоса солистов всегда слышны очень хорошо и у певцов понятно каждое слово без помощи бегущей строки (которую театр все же использует на всякий случай). Их партии – речитативны, монотонны, эмоционально скупы и нарочито неразнообразны, их монодический почти церковный склад словно протягивает ниточки к сакральной тематике литературного первоисточника. Единственная музыкально по-настоящему яркая сцена в опере – это бал-шабаш у Воланда во втором акте, в остальном музыкальный язык сочинения лапидарен, сосредоточенно обращен во внутренний мир героев, нацелен на их сложные психологические состояния. Композитор предусмотрел индивидуальное инструментальное сопровождение каждому персонажу – именно оно гораздо полнее характеризует каждого, нежели собственно вокальная партия. Единственная вокально ярко обрисована любовница Иуды (Ярослав Кожевников), соблазнительная гречанка Низа, которую мастерски озвучивает красивое меццо Анны Костенко – здесь есть что попеть в традиционном оперном понимании. Постановщик оперы Юрий Александров по этому поводу справедливо замечает: «К традиционной опере это не имеет никакого отношения. Это не пение, а особое существование артиста. Это как бы драматический спектакль с музыкой».

В противовес камерному музыкальному решению спектакль маститого петербургского режиссера – масштабен и многослоен. Это очень мощное театральное высказывание, задействующее все возможности сложного механизма большого оперного театра. Присущая роману кинематографичность, сохраненная и в опере, предполагает быстрое переключение с одного на другой пласт повествования – то публика видит древнюю Палестину и уже через пару минут вновь возвращается в Москву 1930-х. С помощью видеопроекций (сценограф Сергей Новиков и Digital Opera) и света (Ирина Вторникова), активного использования полупрозрачных занавесов удается мастерски организовать это переключение с одной реальности на другую, благодаря чему действие развивается стремительно и бесшовно, а спектакль смотрится как технически продвинутое кино.

Сценографическая визуальная основа ершалаимских сцен – три взметнувшиеся вверх лестницы, увенчанные каждая распятием, на которых казнят Иешуа (Георгий Цветков) и двух разбойников – Гестаса (Виктор Кондратюк) и Дисмаса (Евгений Саврасов). Перед ними на авансцене на троне восседает колоритный Пилат – в латах и пурпуре, с посеребренной сединой мощной шевелюрой, в облике которого при желании можно угадать сталинские черты: невероятно глубокая и объемная роль Степана Волкова. Главный элемент московских сцен – огромный трамвай, тот самый, который отрезал голову Берлиозу (в опере персонаж не имеет имени, он назван Здравомыслящим – в этой роли Анатолий Невдах): внутри него заседают под лозунгом «Искусство принадлежит…» анафематствующие Мастера (Виктор Боровиков) критики.

Периодически действие выплескивается в зал – это словно еще одно его измерение, помимо Москвы 1930-х и библейской Палестины. Маргарита (Анастасия Лапа) бегает между рядами публики и призывно поет: «Любите! Любите!» А есть еще и четвертое пространство – область ирреального, за которую отвечают великолепные видеопроекции, в которых – то гигантская загадочная луна, то светящийся неизреченный свет в конце туннеля, то полет в колодце межлестничного пространства того самого булгаковского дома, в котором находилась «нехорошая квартира»… Фантастическое, которого так много в романе, показано в спектакле с размахом и не менее реалистично, чем подробности советской или иудейской действительности.

«Шостакович Опера Балет» отнесся к представлению нового сочинения с огромной ответственностью, что очень чувствуется. Партитура выучена на совесть, инструментальный ансамбль под управлением худрука театра Евгения Хохлова звучит скрупулезно точно и изысканно утонченно, все партии озвучены выразительно и музыкально. У Самарского оперного – великолепная и очень крепкая, мастеровитая труппа, к тому же имеющая вкус к современной опере, не боящаяся ее объективных сложностей.

В том числе и таких, которые появляются в опере совсем иного плана – миниатюре ленинградского композитора Баневича. Он – автор множества музыкальных сочинений для детей, в том числе и крупного формата. Его самое известное произведение – большая опера «История Кая и Герды» по знаменитой сказке Андерсена «Снежная королева» – пользуется неизменным сниманием отечественных театров.

Опера Баневича, которую предложили самарцы – не просто миниатюра, но опера – детская, да еще и для самых маленьких, с рекомендуемым возрастом просмотра «0+».

Приобщить ребенка к высокому академическому искусству, к классической музыке, к опере – задача благородная и одновременно совсем непростая. Как и чем заинтересовать, внимание удержать, помочь прочувствовать особый мир музыкального театра, прелесть его специфических средств выразительности? Как не утомить, сделать просто, но на высоком уровне академического искусства? А еще и с юмором? Кажется, Самарскому оперному театру это удалось.

На маленькой площадке ротонды ДМТ режиссер Оксана Штанина и сценограф Ирина Комарова развернули уютный мир сказочного леса – посредине пенек, по бокам – массивные елки. Тут живут дружно миролюбивые зверушки – Зайчиха и ее сынок Зайка, Белочка, Пёс Постойко и Лисичка (последняя тоже почему-то попала в не хищники), все вместе они боятся страшного коварного Волка. И вместе придумывают, как с ним бороться: возглавляет затею воинственный Зайка, облачившийся в латы из листьев, вооружившийся палкой и щитом из древесной коры, но и прочие не дремлют – Пёс, Лисичка и Белочка решают обстреливать Волка шишками. Как ни странно – у них это получается: Волк посрамлен и изгнан с лужайки. Звери-миротворцы торжествуют. В основу либретто композитора и Олега Сердобольского положена «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» русского писателя позапрошлого века Дмитрия Мамина-Сибиряка из его сборника «Алёнушкины рассказы».

Музыкальные номера перемежаются с многочисленными разговорными диалогами и отдельными репликами, произносимыми артистами очень выпукло, доходчиво для малышей. Мелодичная и яркая музыка Баневича радостна и игрива, рисует мир светлой сказки со счастливым, справедливым концом.

Исполнение заслуживает всяческих похвал. Нежное высокое сопрано Ирины Янцевой живописует характер заботливой Зайчихи. Брутальный баритон Владимира Боровикова – наглого Волка. Яркие тенора Давид Погосян и Ярослав Кожевников – Зайка и Пёс. Стройный ансамбль дополняют сопрано Мария Курьянова (Белочка) и Елена Марченко (Лисичка). Кроме качественного пения все артисты исполняют свои роли с куражом – действо становится реально очень динамичным и веселым. Музыкальное сопровождение обеспечивает инструментальный квинтет в составе Юлии Ставцовой (фортепиано), Евгении Трибунской (флейта), Дмитрия Жаркова (кларнет), Валерия Савельева (контрабас) и Ивана Пилюкшина (перкуссия). Коротенькая опера-безделушка дарит пришедшим в зал море позитива. А еще подтверждает класс театра, которому все по плечу – и большое, и малое, и простое (но в котором нужно быть убедительным своей искренностью), и сложное.

Александр МАТУСЕВИЧ
Фотографии предоставлены
пресс-службой фестиваля
Фото спектакля «Мастер и Маргарита»: Елена Лапина
Фото спектакля «Как заяц страх победил»Наталия Зыкова

24.10.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей