Новости


Подписаться на новости



Новая опера

Маэстро Колобову посвящается…

19 января исполнилось 70 лет со дня рождения Евгения Владимировича Колобова. Это имя прочно вошло в историю отечественной музыкальной культуры: Евгений Колобов – выдающийся дирижер, основатель и художественный руководитель Московского театра «Новая опера». Это имя носит и театр. Евгений Владимирович ушел из жизни очень рано – в 57 лет, «сгорел», как он сам говорил про Беллини или Пушкина…Но успел сделать очень многое. А главное его детище – театр «Новая опера» – стал любимой площадкой для столичных любителей оперного искусства, и не только оперного. Сюда идут на концерты в Зеркальном фойе, на фестивали и встречи со знаменитыми артистами, на балетные спектакли. Да и сам театр в этом году отмечает юбилей – четверть века.

Евгений Колобов

Об основателе театра здесь не забывают, впрочем, это и невозможно – жизнь Колобова была настолько сплетена с «Новой оперой», что, кажется, дух его витает в этих стенах. Не просто дирижер, а музыкант-философ, абсолютно уникальная личность, имевшая колоссальное воздействие на других, он был настолько многогранным и смелым творцом, что мы до сих пор не осознали величину и размах его гения. Прошло почти 13 лет после его ухода, в театре произошли огромные изменения, но здесь о нем по-прежнему помнят… Первый фестиваль, посвященный Евгению Колобову, «Крещенская неделя в Новой опере», прошел в январе 2005 года. А с 2014 года в Новой опере стали проводить «Крещенский фестиваль», каждый раз заточенный под конкретную идею: в 2014 году фестиваль охватывал великие литературные сюжеты в музыкальном искусстве, в прошлом году был посвящен дирижерской профессии, а в этом идеей фестиваля стала концепция «Диалоги и двойники».

Денис Петров-Жеребченко

В день, когда Евгению Колобову исполнилось бы 70 лет, «Крещенский фестиваль» собрал на концерт с участием солистов «Новой оперы» тех, кому дорога память о маэстро. Забегая вперед, замечу, что, когда уже после концерта мы беседовали с Денисом Петровым-Жеребченко, автором сценария и режиссером-постановщиком программы, он сказал: «После репетиций ко мне подходили солисты и говорили, что Евгений Владимирович как будто присутствует здесь, как будто мы здесь с ним на прослушивании».  

Концерт, посвященный юбилею Колобова, не тот торжественный, который еще впереди (гала-концерт 7 февраля, закрывающий Крещенский фестиваль – прим.автора), начался в два часа дня, но, несмотря на то, что происходило это в будний день, Зеркальное фойе плотно заполнилось публикой – свободных мест не было, рассаживались везде. Денис Петров-Жеребченко точно подобрал верную тональность самого действия: беседа, включавшая в себя отрывки из книги «Созвучия» (написанной Евгением Колобовым вместе с его другом, писателем Виктором Астафьевым) и цитаты из интервью, превратилась в задушевный разговор со зрителями, перемежавшийся музыкальными иллюстрациями в виде романсов в первом отделении и арий из опер во втором.

Замечу, что в концерте, скромно обозначенным в программке как «Концерт солистов театра «Новая опера», участвовали великолепные артисты: Ольга Ионова, Татьяна Смирнова, Ирина Ромишевская, Эльвира Хохлова, Татьяна Печникова, Марина Нерабеева, Наталья Креслина, Галина Лебедева, Елена Свечникова, Александра Саульская-Шулятьева, Анджей Белецкий, Марат Гареев, Александр Скварко, Дмитрий Пьянов, Сергей Шеремет, Владимир Кудашев, Александр Мартынов, Александр Богданов, Евгений Ставинский и Артем Крутько. Конечно, не все они знали маэстро Колобова лично, но убедительно и искренне сделали трогательное музыкальное приношение великому дирижеру.

Владимир Кудашев

«Евгения Владимировича нет с нами уже почти 13 лет, но сегодня 19-е января – день рождения нашего неподражаемого, неистового маэстро, и не просто его день, а юбилей, 70-летие, - так начал концерт Денис Петров-Жеребченко. – И мы отметим его вместе с вами, слушая его любимых композиторов в исполнении его любимых солистов и концертмейстера, а также вспомним некоторые его высказывания и крылатые фразы из разных интервью, статей, книг.  И даже услышим голос самого, читающего стихи Ивана Алексеевича Бунина».

Но перед тем, как начать концерт, нам показали, как выглядело рабочее место Колобова: на журнальном столике выложили ноты, партитуры с карандашом, сигареты «Кент», зажигалку, пепельницу, поставили чашку кофе…Получился «нехитрый набор для творчества». А потом зазвучал голос маэстро, декламирующего стихи Бунина. «Иногда на репетициях я им стихи читаю, потому что необходимо создать ауру, настроение. Важно, чтобы они эту музыку почувствовали вместе со мной», - говорил Колобов. Вот и в этот раз аура, возникшая после того, как растаял его голос, накрыла Зеркальное фойе невидимым облаком, и, когда к публике вышел Марат Гареев с русской народной песней «Не одна во поле дороженька», защемило сердце.

Евгений Ставинский

«Что может сделать сегодня искусство? Только помочь удержаться. Потому что искусство – это красота и любовь, а в том и другом присутствует Бог. Если и в таких трудных условиях нас влечёт к красивому, к поэзии, природе, музыке – значит, есть какие-то неистребимые запасы духовного. Думаю, они и Бог – это всё, на что остаётся надеяться России. А я своими силами ищу музыку, в которой Божественное начало открывается людям», - эти слова Колобова всегда актуальны. И где, как не в романсах великих русских композиторов, таится эта истина? Романсы – удивительный жанр. Они хранят в себе неизбывную мудрость, глубинный смысл и пронзительную красоту, а, исполненные мастерски, способны потрясти не меньше, чем оперные шедевры.

Колобов создал в «Новой опере» прекрасную традицию концертов в Зеркальном фойе, когда солисты выступают в камерном жанре. В этот раз они вышли, чтобы сказать – «Евгений Владимирович, мы Вас помним, Вы – с нами, мы Вам посвящаем этот концерт…». И прозвучали «Предчувствие» Свиридова в проникновенном исполнении Александра Скварко, «Когда волнуется желтеющая нива» Балакирева, которую изумительно спела Александра Саульская-Шулятьева, затем Анджей Белецкий преподнес нам «Легенду» Чайковского, Дмитрий Пьянов и Сергей Шеремет – рахманиновские «Как мне больно» и «Вчера мы встретились». Романсы, столь любимые маэстро, были блистательно исполнены солистами театра под чуткий аккомпанемент Екатерины Маклярской.

Во втором отделении властвовала опера. Правда, началось оно с Ave Maria Шуберта в исполнении контртенора Артема Крутько. А потом вышла Галина Лебедева со страстной Каватиной Марии из «Марии Стюарт» Доницетти. Эстафету подхватили грациозные Наталья Креслина и Марина Нерабеева с красивейшим дуэтом из «Нормы» Беллини, а великолепные Александр Богданов и Эльвира Хохлова вернули нас в мир «Марии Стюарт». Колобов говорил: «Стараюсь показать России то, что здесь никогда не звучало. Например, «Мария Стюарт» Доницетти. Володя Васильев привёз мне клавир, а раздобыть партитуру не удалось. Так я с кассеты на слух переписывал всю партитуру – адская работа. Но всё искупает тишина, которая возникает в зале после первых же аккордов, и слёзы на глазах зрителей. Когда музыка смолкает. Вот потрясающий гонорар для художника!»  А ведь так оно и происходит сейчас в Новой опере. И тишина в зале, и слезы на глазах зрителей…

Сольные арии, дуэты, ансамбли звучали так, что публика завороженно внимала, забыв, что это не зрительный зал с огромной сценой, а всего лишь небольшое уютное фойе. Наверно, и маэстро бы радовался мастерству солистов, их артистизму, полетности голосов и вдохновенности исполнения.

«Я всегда узнаю Беллини по первым же нотам. И Россини, и Доницетти, и Моцарта..», - признавался Евгений Владимирович. На концерте в его честь они звучали прекрасной россыпью арий в исполнении блистательных певцов. Последним номером в программе был септет из «Итальянки в Алжире» Россини, который, словно живая картинка, расцвеченная яркими, солнечными красками, в исполнении Ольги Ионовой, Татьяны Смирновой, Ирины Ромишевской, Марата Гареева, Александра Мартынова, Сергея Шеремета и Евгения Ставинского, просиял, заискрился волшебными звуками, и подарил нам удивительное чувство праздника.

Завершилась программа на трогательной ноте – все участники концерта, повернувшись лицом к колоколам, украшающим Зеркальное фойе «Новой оперы», исполнили молитву из одного из самых торжественных и проникновенных произведений великого Россини, «Маленькой торжественной мессы». Не случайно концерт закрылся произведением гениального итальянца: Россини – «божественный маэстро», сияющий, радостный и улыбчивый, как никто другой умел создавать ощущение праздника.

Нынешний «Крещенский фестиваль» продолжается до 7 февраля и, уверены, в «Новой опере» нас еще ждут удивительные встречи с истинным, великим искусством.

Ирина Шымчак

Фотографии Даниила Кочеткова

Автор фото Е.Колобова -  Лев Шерстенников

 


← события

Третий звонок

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
      12 
 3456789 
 10111213141516 
 17181920212223 
 24252627282930 
 31       

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши






афиша

 

 
Рассылка новостей