• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



13.10.2023

Национальные святыни

VIII фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», который проводит Ассоциация музыкальных театров России (президент – Георгий Исаакян) при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив, в этом году особенно богат на спектакли студенческих коллективов.

Казанская консерватория. «Башмачки»

В рамках фестиваля сформирована специальная «Студенческая программа», в которую вошли спектакли как столичных, так и многих региональных студий при вузах – оперных, музыкальных, театральных. Она проводится фестивалем «Видеть музыку» в сотрудничестве с Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений, существует наравне с основной афишей форума и привлекает не меньшее внимание публики, чем основная программа. Уже показаны на московских сценах многие работы в ее рамках, но впереди ожидается еще больше спектаклей, в том числе по совершенно эксклюзивным произведениям, каких в стандартной московской театральной афише увидеть невозможно.

Скептики ворчат: половина фестивальных событий – студийные! Это, мол, снижение стандартов форума – так дело дойдет до народных театров и кружков самодеятельности! Претензии не вполне оправданные – оперные студии ведущих российских консерваторий выдают очень серьезный подчас продукт, там выступают те, кто уже завтра выйдет на профессиональную сцену. А некоторые молодые солисты уже на таких сценах выступают – являются солистами оперных театров страны. Работают с молодежью маститые режиссеры, признанные мастера своего дела.

В первую декаду октября практически подряд на сцене Концертного зала Российской академии музыки имени Гнесиных были показаны как раз две убедительные и интересные работы из числа студийных. Зал Гнесинки не слишком приспособлен для проката именно театральной продукции, но постановщики сумели использовать его особенности так, что в целом музыкально-театральные высказывания вышли убедительными.

Первой свою работу показала Оперная студия Казанской консерватории имени Жиганова – она привезла в Москву не оперу (хотя и с операми выступала тут ранее, на предыдущих фестивалях), а национальную музыкальную комедию. «Башмачки» Джаудата Файзи на либретто Тази Гиззата – это своего рода татарский вариант «Ханумы», с невероятным чувством юмора рассказывающий о паре молодых влюбленных, которым мешают меркантильные соображения стариков, но помогает смекалка и находчивость – в итоге они преодолевают все препятствия и обретают свое счастье.

Впервые сочинение татарского советского классика увидело свет рампы в далеком 1942-м на сцене совсем молодого тогда Татарского театра оперы и балета и с тех пор комедия очень прижилась на татарской сцене – выдержала более шестисот представлений. Файзи опирался на богатые музыкально-театральные народные традиции – простое инсценирование народной песни и создание на ее основе сюжета целой пьесы практиковалось в татарском искусстве еще в дореволюционное время.  В музкомедии усилены сатиричекие моменты, заострена социальная направленность – что было очень органично для советского периода, однозначно осуждавшего дореволюционные порядки и обычаи. Сегодня это смотрится в большей степени как этнографический театр, милый и симпатичный именно своим обращением к истокам народного творчества, но поданным на высоком профессиональном уровне академической музыки.

Жизнерадостная музыка Файзи, выраженная в ярких татарских танцах (хореограф Гульназ Фаухиева), соседствует со страницами выразительной лирики. Особенно запоминаются партии влюбленных Сарвар и Галимжана – их уверенно исполнили на московском показе Элина Сафина и Динар Шарафетдинов, порадовав свежестью и звонкостью голосов и уже немалым мастерством. Выразительны костюмы в национальном стиле, привлекающие внимание яркостью цветовых сочетаний: они несут в спектакле основную визуальную нагрузку, поскольку сценография весьма лапидарна. Откровением стало звучание татарских национальных инструментов, каковыми наравне с классическими европейскими укомплектован оркестр «Татарика» под управлением Рината Халитова.

Своеобразием и одновременно в некоторой степени недостатком московского показа явилось исполнение оперетты на татарском языке не только без перевода (субтитров), но и даже без подробного содержания в программках – многие детали разговорных диалогов оказались совершенно недоступны преимущественно русскоязычной аудитории, которая могла лишь кое о чем догадаться по эмоциональной игре актеров (режиссер Рустам Фаткуллин). Для музыкальных номеров это не было особой проблемой, поскольку музыка подсказывала многое, чего невозможно было понять, не зная языка исполнения, а вот в пространных разговорных сценах это оказалось существенным моментом, рассеивавшим внимание и даже утомлявшим зрителя.

Тем не менее, показ прошел на большом эмоциональном подъеме, артисты выступали с задором и энтузиазмом, искренне желая донести до столичной публики красоту и обаяние национальной музыкальной комедии.

РАМ им. Гнесиных. «Онегин»

Буквально через день на той же сцене свою новую работу показал Оперный театр-студия имени Ю. А. Сперанского РАМ им. Гнесиных – маститый московский режиссер Ольга Иванова сделала со студийцами нового «Онегина». Приветом от легендарной постановки 1922 года Константина Станиславского стали абрисы белых колонн, по периметру сцены украсившие спектакль и отделившие авансцену, где происходит все действие спектакля, от глубинной части сцены, где сидит оркестр (художник Т. Спасоломская). На небольшом сценическом пространстве Иванова сумела развернуть живое и увлекательное действо, удачно вписав большую русскую оперу в условия фактически камерного пространства.

Здесь было все – и торжественный полонез, и дуэль на хоровых станках, и массовые танцы на Татьяниных именинах – словом, все по-взрослому, как в настоящей опере: «Онегин» прошел без потерь и существенных купюр, большая опера в семи картинах была представлена внушительно. Режиссер задействовала и пространство зала – Татьяна и Гремин на петербургском балу наблюдают за метаниями Онегина из-за колоннады уже в зрительном зале. Кстати эти колонны удачно рифмуются с колоннами сценографии, а Татьяна на великосветском балу является не просто в малиновом берете, а вообще вся в ярко-красном наряде, что призвано подчеркнуть произошедшие в героини кардинальные перемены.

Притягательным моментом спектакля стал высокий уровень вокала – в целом не студенческий. Особенно порадовали А. Мельникова – Татьяна, Г. Горбоконь – Ленский и Д. Чернецов – Онегин: не только молодыми и красивыми голосами, но и хорошим уровнем владения ими. Неплохо прозвучали хоровые сцены и фрагменты (хормейстер Ю. Зиновьева), а вот оркестру под управлением В. Феллера еще многого недостает – нередки были неточности и помарки в исполнении, хотя в целом маэстро провел спектакль стремительно и динамично, уверенно собрав форму произведения.

Тем не менее, общее впечатление – очень позитивное: спектакль в целом оказался высокого, нестудийного уровня, он здорово украсил афишу фестиваля «Видеть музыку».

Александр МАТУСЕВИЧ
  фотографии предоставлены
пресс-службой фестиваля
«Видеть музыку»

13.10.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей