• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



10.01.2025

Не прервалась связь времен

2 января 2025 года исполнилось 100 лет со дня рождения великой русской певицы Ирины Константиновны Архиповой. Именно в этот день Alma Mater певицы – Московская государственная консерватория им. П. И.Чайковского, одной из самых знаменитых выпускниц которой является Ирина Архипова, и в которой много лет она была профессором кафедры сольного пения, – провела удивительно атмосферный и представительный по составу участников концерт в Малом зале. Инициатором и организатором концерта выступил солист Оперного театра Московской консерватории, внук Ирины Константиновны Андрей Архипов.

Ирину Архипову справедливо называли царицей русской оперы и голосом вечной России. Более пяти десятилетий исполнительской, педагогической и общественной деятельности Ирины Архиповой составляют национальную гордость нашей страны. Выступления во всем ведущем оперном репертуаре меццо-сопрано в Большом театре и других театрах России, а также практически на всех основных оперных  сценах мира.  Огромный репертуар классических романсов и песенных циклов. «Детальная критика бессмысленна. Мы просто преклоняемся перед великой артисткой, которая служит примером для всех исполнителей», - писала об Архиповой взыскательная английская пресса. Однако, эпоха Архиповой в российском вокальном искусстве включает отнюдь не только выдающиеся достижения ее исполнительской карьеры. Ирина Константиновна активно и масштабно занималась профессиональным становлением молодых отечественных вокалистов. Эта ее деятельность была планомерной, кропотливой и ежедневной. Конкурсы, и прежде всего Всесоюзный, а затем Международный конкурс вокалистов имени Глинки, музыкальные фестивали, концертные программы, осененные ее именем… Работа на посту президента Международного союза музыкальных деятелей… Интереснейшие начинания Фонда Ирины Архиповой, идеи, которые обретали реальное воплощение… В результате – яркие успехи нескольких поколений отечественных певцов, имена которых сияют на российском и мировом оперном небосклоне.

Отрадно, что сейчас эту благородную работу по продвижению оперной молодежи продолжают вдохновленные примером Архиповой выдающиеся современные оперные примадонны Хибла Герзмава и Альбина Шагимуратова.

Тщательно продуманная программа концерта отразила все стороны деятельности Ирины Архиповой: прозвучали те произведения, которые словно представили своеобразный оммаж ее репертуару, причем исполнялись не только произведения, которые она сама пела, но и фрагменты тех опер, в которых звучал ее голос – например, из «Пиковой дамы» ария Елецкого в замечательном исполнении Андрея Григорьева, и ариозо Германа, спетое Михаилом Агафоновым с вокальной и актерской выразительностью, заставившей вспомнить выдающихся Германов отечественной оперной сцены. Прозвучала и просто прекрасная музыка, с наилучшей стороны представившая участников концерта, почти все из которых – лауреаты конкурса вокалистов имени Глинки разных лет.

Впрочем, самое радостное, что можно сказать об этом вечере – то, что он вызвал не грустную ностальгию, а удивительно светлое чувство непрерывающейся связи времен, единой линии современного вокального искусства. Многие его ценности были заложены именно Ириной Архиповой, ведь именно ее творчество, без сомнения, ознаменовало начало того самого нового этапа в его развитии, продолжение которого, подтвержденное множеством международных триумфов наших певцов, мы видим сегодня.

Выше уже говорилось о продуманности программы, первый блок которой был посвящен Оперной студии Московской консерватории (так она называлась в годы учебы Ирины Константиновны, сейчас это Оперный театр консерватории), и напомнил о первых оперных партиях, спетых именно там. Ольга Полторацкая и Анна Викторова представили дуэт Татьяны и Ольги из «Евгения Онегина», а затем перевоплотились в Снегурочку и Леля и к ним присоединились солистка Новой Оперы Ольга Терентьева (Весна) и Андрей Архипов (Мороз). Музыка Римского-Корсакова была представлена и «Царской невестой» – Анна Прилепко в дуэте с солистом Большого театра Андреем Григорьевым показали сцену Любаши и Грязного из первого акта.

Далее был настоящий парад солистов Московского театра Новая Опера им. Евг. Колобова и МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, лауреатов конкурса имени Глинки – Ольга и Елена Терентьевы, Нурлан Бекмухамбетов (победители еще «архиповских» конкурсов) и звезды конкурса, который прошел в 2024 году, под эгидой Альбины Шагимуратовой, – Екатерина Лукаш и Полина Шароварова. Звучала музыка Бородина, Верди, Равеля, Делиба. Из плеяды солистов концерта очень сложно кого-либо выделить, но объективно «царили», конечно же, меццо-сопрано. Анна Викторова, Анна Прилепко, Екатерина Лукаш (в сцене Кончаковны и Владимира Игоревича из «Князя Игоря»  и особенно в песне и частушках Варвары из оперы Щедрина «Не только любовь»), Полина Шароварова (арии Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского).

Некоторые артисты из «делегации Большого театра», как сказал Андрей Архипов во вступительном слове, в этот вечер были откомандированы в Санкт-Петербург, где 2 января в Мариинском театре также проходил гала-концерт, посвященный столетию Ирины Архиповой, либо заняты в репетициях, но команда театра, на сцену которого выходила Архипова, все равно оказалась представительной. К уже упомянутым Андрею Григорьеву и Михаилу Агафонову добавились две обладательницы «царствующего» в этот вечер голоса – Ирина Долженко и Александра Дурсенева, разумеется, с репертуаром Ирины Константиновны – песней Азучены из «Трубадура» Верди и романсом Чайковского «Нет, только тот, кто знал» (Долженко), ариозо Воина из кантаты «Москва» Чайковского и его же романсом «Мой гений, мой ангел, мой друг» (Дурсенева). Александра Дурсенева также принимала участие в организации вечера, но, главное, в финале концерта в дуэте с Михаилом Агафоновым исполнила знаменитый романс Глинки «Не искушай меня без нужды» и в ансамбле с трубой (Александр Костин) и органом (Олеся Ростовская) не менее знаменитую «Ave, Maria»  Каччини (Вавилова), произведения, которые прочно входили в концертный репертуар Ирины Архиповой и особенно часто исполнялись ей в последние годы сценической деятельности.

В ансамбле с солистами Большого театра выступила легендарная концертмейстер Любовь Орфенова – дочь солиста Большого театра и многолетнего зав.оперной группой Анатолия Орфенова, так же, как Ирина Архипова, много сил и внимания уделявшего творческому развитию молодых певцов.

Вслушиваясь в звучание таких разных голосов артистов разных певческих поколений, нельзя было не отметить, помимо очень достойного певческого уровня,  у всех без исключения совершенно особую, осмысленную и содержательную интонацию, создание образов чисто вокальными средствами, одухотворенность исполнения, что создало удивительную и возвышенную «архиповскую» атмосферу этого вечера. Было абсолютно явственное ощущение, что певцов по-настоящему вдохновляло осознание значимости того события, по поводу которого они вышли 2 января 2025 года на сцену Малого зала Московской консерватории. Именно в день рождения великой певицы был словно задан тон всем последующим многочисленным мероприятиям года столетнего юбилея Ирины Константиновны Архиповой. Их, по счастью, будет много.

Надежда КУЗЯКОВА

Фото Сергея Антипова
предоставлены Андреем Архиповым
На фото: 
Ольга Полторацкая и Андрей Архипов
Екатерина Лукаш 
Ирина Долженко
Михаил Агафонов 
Участники концерта

 

10.01.2025



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей