Новости |
Несравненная «Эсмеральда»
Празднование 200-летия Мариуса Петипа в Самарском академическом театре оперы и балета началось задолго до знаменательной даты 11 марта 2018 года – дня рождения великого русского балетмейстера, выдающегося танцовщика, педагога и театрального деятеля, стоявшего у истоков русского классического балета, окончательно утвердившего стиль академического классического танца.
Мариусу Петипа были посвящены состоявшиеся на исходе 2017 года XVII Шелестовский фестиваль классического балета, программу которого, наряду с репертуарными спектаклями театра с хореографией Петипа, составили фрагменты не идущих на самарской сцене его балетов, реконструированных и представших в новой хореографической редакции главным балетмейстером театра Юрием Бурлакой, а также премьера двухактного балета-дивертисмента Grand pas Петипа.
Главным событием юбилейного марафона, посвященного Мариусу Петипа, стала премьера балета Цезаря Пуни «Эсмеральда», одного из выдающихся творений хореографии, вошедших в сокровищницу русского классического наследия. В основе либретто этого романтического балета, автором которого является знаменитый балетмейстер XIX века Жюль Перро, - роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и сочиненный писателем сценарий одноименной оперы. Основное внимание в балете, который в противоположность литературному первоисточнику завершается счастливой развязкой, сконцентрировано на личной драме героев.
Премьера «Эсмеральды» в хореографии Перро состоялась в Лондоне в 1844 году с Карлоттой Гризи в заглавной партии, а спустя четыре года этот балет увидели в Петербурге со знаменитой Фанни Эльстер. Но вся дальнейшая судьба «Эсмеральды» в России связана с Мариусом Петипа. В 1886 году Петипа осуществил новую постановку балета, дополнив хореографическую партитуру Перро танцевальными сценами на музыку Риккардо Дриго. Музыкальная редакция Петипа 1899 года послужила основой для всех последующих версий «Эсмеральды».
Нынешнюю самарскую постановку «Эсмеральды» можно смело назвать заметной вехой в сценической биографии этого балета. Балетмейстер-постановщик Юрий Бурлака, являющийся признанным специалистом по историческим реконструкциям балетов классического наследия, подошел к работе с научной педантичностью и представил зрителям собственную версию «Эсмеральды», в которой бережно воссоздана авторская хореография Мариуса Петипа.
К этой версии Бурлака шел в течение многих лет, начиная с постановки «Эсмеральды» 2009 года в Большом театре. Тогда на основании оригинальной партитуры Пуни, восстановленной Александром Троицким по архивным материалам библиотеки консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла в Неаполе, Бурлака предложил новую концепцию музыкальной драматургии балета. В последующие годы Бурлака еще несколько раз поставил «Эсмеральду», в том числе в 2012 году в Челябинске, однако самарский спектакль не является буквальной копией этих постановок.
«Эсмеральда» - первый полнометражный балет Юрия Бурлаки в должности главного балетмейстера Самарского театра оперы и балета. Вот его творческое кредо: «Этот трехактный, в пяти картинах балет, по своему масштабу лишь немного уступающий «Спящей красавице», обязательно должен быть в репертуаре академического театра. Может быть, кому-то из самарских артистов спектакль будет «на вырост», но без этой планки невозможно двигаться дальше. «Эсмеральда» хороша тем, что в ней могут ярко проявить себя артисты самых разных амплуа: в балете есть и сугубо классические, и гротесковые, и чисто игровые, требующие незаурядного актерского мастерства партии. Главное - постараться бережно сохранить все самое ценное в их хореографии, не поддавшись соблазну произвольно адаптировать ее в соответствии с реальными возможностями».
Эсмеральда - Ксения Овчинникова, Феб - Нурлан Кинербаев
«Эсмеральда» идет в оркестровой редакции Рейнгольда Глиэра, ряд хореографических номеров реконструирован Андреем Галкиным, автором нескольких других является Юрий Клевцов – эти сведения приведены в буклете спектакля. В содружестве с дирижером-постановщиком Евгением Хохловым, художником-постановщиком Дмитрием Чербаджи и художником по костюмам Натальей Земалиндиновой, использовавшей эскизы Ивана Всеволожского 1899 года, балетмейстеру удалось передать романтическую, лишенную острых драматических акцентов ауру старинного балета, в котором, как это было принято в пору его создания, все завершается благополучно. Яркое, красочное зрелище с каскадом разнохарактерных танцевальных сцен и выразительной пантомимой возвращает зрителей на много десятилетий назад – в эстетику конца XIX века. В премьерных спектаклях «Эсмеральды» успешно выступили ведущие солисты труппы Ксения Овчинникова и Вероника Землякова – Эсмеральда, Нурлан Кинербаев и Дмитрий Пономарев – Феб, Кирилл Софронов – Гренгуар, Михаил Зиновьев – Клод Фролло.
Валерий ИВАНОВ
На фото – сцены из балета «Эсмеральда»
Фото предоставлены Самарским оперным театром
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-