Новости |
НОВЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗА ВЕЧНОСТИ
Премьера оперы «Упражнения и танцы Гвидо» Владимирова Мартынова прошла в Детском музыкальном театре им Н. Сац.
Опера была написана в 1997 году специально для фестиваля «Сакро-арт-97», который проходит в Локкуме (Германия). Либреттистом выступил сам композитор, взявший за основу фрагменты двух средневековых латинских трактатов: «Путеводитель души к Богу» XIII века и стихотворного Миланского трактата об органуме анонима XI-XII веков.
Музыка композитора Владимира Мартынова наполнена множеством различных композиционных приёмов: минимализм, в сочетании с коллажем. Точное воспроизведение солистами темперированного строя нетемперированным инструментом-голосом, и постоянное воспроизведение одинаковых слогов погружает в медитативное состояние. После выхода из зала музыка долго звучит в голове, кажется, те самые паттерны, которые повторяются то у солистов, то у хора, уводят далеко от линейного представления о мироздании.
Погружение в «другое» пространство начинается от гардероба, ты идёшь, словно паломник по долгому и сложному пути, за тобой остаются репетиционные залы, буфет, длинные узкие коридоры, с бесконечными лестницами.
Сама постановка разворачивается в живописном цехе. Очередное нетрадиционное пространство в интерпретации Георгия Исаакяна – режиссёра постановки. Это придает больший аскетизм постановке. Зритель находится на одной плоскости с артистами. Ощущение близости солистов и зрителей, безусловно, работает на большее вовлечение слушателя.
Занавес не открывается, потому что его нет, но начинает звучать музыка, которая буквально в первые минуты погружает твоё сознание в иной мир, который наполнен не мирскими проблемами, а совсем другими, как будто, космическими: о сотворении мира, но не с мифологическим оттенком, а с абсолютным. И это состояние внутренней гармонии уходит далеко за границы художественного цеха. Ты буквально оголяешь своё внутреннее пространство, очищая его от глупых формальностей, и находишься в новых формах поисков вечности, своей вечности.
Главная роль отдана хору, который является чуть ли не смысловым центром постановки. В центре внимания также две музы: сопрано Альбина Файрузова и меццо-сопрано Юлия Макарьянц. Прекрасные женские голоса, исполняющие канонически повторяющиеся ut-re-mi-fa-sol-la, звучат безукоризненно, чётко и монотонно, без вердиевских красок или россиниевских колоратур.
Текст, который исполняет тенор представляет собой «письмо монаху Михаилу о незнакомом пении». То самое письмо, которое в дальнейшем определило нотную грамотность до сегодняшнего дня. Пение, опиравшееся ранее на григорианский хорал, теперь приобретает совершенно новую форму, которая и по сей день служит музыкантам библией.
Полное погружение в музыкальную ткань, постоянно повторяющиеся модели, необычные и неожиданные краски камерного оркестра прекрасно создают оперу-метаоперу-антиоперу и заставляют многое переосмыслить.
Антон ИВАНОВ
Фото предоставлено пресс-службой театра им. Сац
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-