Новости |
15.02.2019
Новый симфонический оркестр:
отступление от стандартов
На музыкальной карте Москвы появился еще один симфонический оркестр. Коллектив создал и возглавил дирижер Владимир Горбик.
В феврале Американская Национальная академия искусства и техники грамзаписи в 61-й раз объявила лауреатов премии Grammy. Вместе с другими номинантами и гостями церемонии в зале спортивно-развлекательного комплекса Staples Center в Лос-Анджелесе находился наш соотечественник. Сама номинация российских артистов, точнее, их альбомов, – не такая уж редкость, в области академической музыки русские имена встречаются год от года. Тем не менее, в случае с музыкантом, о котором идет речь, слишком много отступлений от стандартов. Скажем, например, что концерты его можно услышать… совершенно бесплатно! Достаточно прийти на службу Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. Основатель и регент мужского хора Подворья Владимир Горбик «выступает» там регулярно. Да и сам хор за два десятка лет существования приобрел серьезную репутацию, достаточно сказать, что он участвует в важных патриарших службах, в том числе и в Кремле.
В Америке – при поддержке мецената Алексея Лукьянова – Горбик создал своеобразную «консерваторию» для регентов и певчих церковных хоров - Российско-Американский Музыкальный Институт имени Патриарха Тихона. С коллективом этого института, при участии московского хора, и был записан диск с музыкой Павла Чеснокова «Научи мя оправданием Твоим». Grammy в области «Лучшее хоровое исполнение» получил другой альбом – но сам факт присутствия русской духовной музыки в шорт-листе самой престижной премии в мире звукозаписывающей индустрии не может не радовать, ведь к русской культуре приобщились как минимум 12 тысяч слушателей, согласно числу голосующих академиков.
Речь, впрочем, пойдет о другой стороне творчества Владимира Горбика. Московскую консерваторию он окончил по двум специальностям – хорового (у Бориса Григорьевича Тевлина) и симфонического (у Игоря Артуровича Дронова) дирижирования, посещал и композиторский класс у Романа Семеновича Леденева. Профессиональный рост пошел по хоровой линии, но другая сфера не отпускала: мечта руководить своим оркестром, реализовать все, чему научил профессор Дронов, о котором Владимир в своих интервью говорит с неизменным восхищением. Два года назад эта мечта начала реализовываться. Появилась поддержка – финансовая и, главное, профессиональная: коллеги по учебе, сегодня работающие в московских оркестрах, ответили на приглашение поработать вместе согласием. Так появился Столичный симфонический оркестр, а затем (Владимир мыслит глобально) - и его американский филиал. Дебютировали в Большом зале консерватории, американский состав оркестра впервые выступил 19 октября 2018 года в концертном зале Центра исполнительских искусств университета Адельфи в штате Нью-Йорк, в планах – выступление 30 октября в нью-йоркском католическом соборе Святого Иоанна на открытии музыкального фестиваля Владимира Горбика "Русско-американская дружба на Манхэттене".
Недавний концерт оркестра прошел в Малом зале Московской консерватории. Музыканты исполнили две симфонии – Первую Мендельсона и Четвертую Шуберта. Выбраны они были не случайно: одна из идей дирижера – «вывести» в репертуарные хиты достойные, но редко исполняемые произведения. Две ранние романтические симфонии, по мнению Горбика, того вполне достойны.
Две эти симфонии неожиданно обнаруживают много общего – от тональности (до минор) до неких исторических параллелей. Их написали совсем юные авторы.
Мендельсону было пятнадцать, Шуберту – девятнадцать: отсюда, вероятно, моцартовского типа легкость, лирико-драматический строй, вызывающий в памяти знаменитую Сороковую. Правда, первая из них была исполнена сразу же – сначала в Гевандхаусе (под управлением автора), потом в Лондоне, Лондонскому филармоническому обществу и посвящен опус – в знак благодарности. Вторая же, предназначенная для домашнего оркестра, была найдена музыкантами слишком сложной и пролежала «в столе»: Шуберт свое сочинение так и не услышал, впервые «Трагическая» была исполнена в 1849 году, кстати, как и Первая симфония Мендельсона, в Лейпциге.
В исполнении Столичного симфонического оркестра чувствовалось внимательное, деликатное отношение к обеим партитурам. Порывистость сонатных аллегро уступала место кантилене медленных частей, где чудным образом себя проявили солирущие инструменты, танцевальные ритмы менуэта и причудливые фигуры скерцо – торжественности финалов.
Частный симфонический оркестр сегодня – явление редкое: нужны не только финансы, но и смелость, чтобы создать, развивать (да и содержать) коллектив, не «засиживаться» на репетиционной базе, а поддерживать творческий запал регулярными выступлениями. Профессиональный старт Столичного симфонического оркестра можно вполне считать состоявшимся, остается пожелать роста, накопления репертуара и благодарной публики.
Марина ГАЙКОВИЧ
Фотографы: Александр Соколов, Юрий Рутка
Фото и материал предоставлены
пресс-службой Столичного Симфонического оркестра
15.02.2019
Анонсы |
-16.03.25-
-17.03.25-
-06.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-