Новости |
Музыкальные деликатесы в Московской филармонии
Московская филармония не забывает о любителях музыки даже в дни новогодних каникул. 2 января в Концертном зале им.Чайковского столичных меломанов поздравил с наступившим Новым годом Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, возглавляемый знаменитым скрипачом и дирижером Сергеем Стадлером, 3 января случился «Новогодний бал» с Эдуардом Грачом и Камерным оркестром «Московия», а вот 5-го московские меломаны получили первый большой новогодний подарок из-за рубежа.
Концертный зал им.Чайковского встречал камерный оркестр Camerata Salzburg под руководством Грегори Асса, а за одним из контрабасов стоял известный австрийский контрабасист Йозеф Радауэр. Концерт так и назывался – «Новогоднее поздравление из Австрии. Музыкальные деликатесы». Забегая вперед, замечу, что блюдо получилось на славу.
Камерный оркестр Camerata Salzburg хорошо известен в Европе. Основанный в 1951 году Бернхардом Паумгартнером на базе Моцартовского университета Зальцбурга, первоначально он назывался «Camerata Academica des Mozarteums Salzburgs». Между прочим, именно с этим коллективом в начале 70-тых дебютировал всемирно известный певец и дирижер Дитрих Фишер-Дискау…
Грегори Асс в изысканно-ироничной вступительной речи сразу уточнил, что он является концертмейстером Camerata Salzburg. Знаменитый музыкант из Израиля (Григорий Асс-Леонидов хорошо известен в столице, именно отсюда начиналась его дорога в большой мир, а учился Григорий в МССМШ имени Гнесиных) в этот вечер решил уделять больше внимания не дирижированию, а игре на скрипке и конферансу, и превратил выступление в настоящее искрящееся новогоднее шоу. Пусть поначалу в этом замечательном празднике силен был кулинарный акцент, но окончательное впечатление все же напоминало искристое вино, проскальзывающее даже в названиях исполняемых произведений.
Программу подобрали великолепно: чудесные венцы, от Моцарта и Гайдна до двух Штраусов, были разбавлены не менее вкусными сочинениями Люлли, де Фалья, Брамса, Лумбье и Бергера. Грегори Асс продемонстрировал московской публике, что ведущий он не менее блистательный, чем музыкант – выбранная им ироничная манера, пусть даже и с легким налетом цинизма (чего стоило одно воспоминание про Люлли, погибшего от собственного удара дирижерской палочкой по ноге – так Асс объяснил свое нежелание дирижировать в этот вечер), оставляла у зрителей только искренние улыбки, а порой и провоцировала взрывы смеха.
Музыканты на сцене не уступали ему ни в юморе, ни в способности веселиться, и вечер получился на редкость радостным. Нечасто в Зале Чайковского увидишь публику, дружно хохочущую до слез во время исполнения, к примеру, Гайдна. Надо сказать, что все эти шутки и праздничные кунштюки были музыке отнюдь не в ущерб. Музыканты в оркестре подобрались высококлассные, звучание у оркестра оказалось замечательным: легким, но не пустым и не разгильдяйским. Балансу между медью и струнными мог бы позавидовать любой коллектив, да и деревянные духовые ничуть не уступали своим медным собратьям. Особенно хороши были духовые в «Ритуальном танце огня» из музыки балета «Любовь-волшебница»: огонь, который предложил разжечь для приготовления музыкальных деликатесов Грегори Асс, благодаря их пластичной и пленительно-завораживающей игре замерцал сочными языками воображаемого пламени, создав атмосферу праздничного ужина прямо на сцене столичного концертного зала…И понеслось.
Предупредив о кулинарно-праздничной направленности концерта, Грегори Асс дал старт программе, заставив зрителей сделать пару глотков шампанского с галопом «Шампанское» Лумбье, потом был чудный Люлли с фрагментом «Концерта для королевского ужина», потом сияющий Моцарт. Музыка перемежалась шутками, в которых участвовали и оркестранты, а когда дело дошло до гайдновской «Курицы» из 83-й симфонии, и на сцене во время исполнения появились убегающая курица и гоняющаяся за ней кухарка, от смеха не мог удержаться никто. Курицу в конце концов кухарка поймала, судя по душераздирающему воплю из-за кулис…
Завершил первое отделение восхитительный брамсовский «Венгерский танец», но и это обращение к академическому стандарту праздничного концерта совершенно не испортило впечатления зрителей. Флюиды безудержной и всепоглощающей радости заполнили зал, а веселье достигло градуса, когда уже возможен был и переход к буйству, так что антракт получился очень уместным.
Во втором отделении царствовали Штраусы со своими танцами, винами и песнями. Сложно даже представить, кто лучше австрийского камерного оркестра (да еще и так крепко составленного, как Camerata Salzburg), мог бы справиться с чудесными штраусовскими вальсами и польками. Бергеровский «Карибский коктейль» только добавил зажигательности этому удивительному и по-настоящему праздничному вечеру.
Сам Грегори Асс показал безупречное владение инструментом и материалом. Его виртуозность, артистизм и остроумие покорили московскую публику. А ударники и контрабасисты! Устроили на сцене настоящее представление…
Закончив основную программу, Асс с товарищами не угомонились. Музыканты оркестра поздравили московскую публику каждый на своем родном языке (состав оркестра – интернациональный) и подарили нам еще два прекрасных биса.
Австрийское поздравление получилось замечательным, довольными остались все, от самых маленьких до самых пожилых зрителей, да и музыканты на сцене тоже не выглядели обделенными, даром что, как рассказал сам Асс, они прилетели в Москву в тот же день в пять часов утра. Как известно, хотя и говорят, что «конец – делу венец», от начала зависит очень многое. А начался 2015-ый в Московской филармонии празднично, легко, весело, и главное, без ущерба для качества музыки. Спасибо за этот новогодний подарок!
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-25.10.24-
-27.10.24-
-30.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-