Новости |
27.05.2024
Обзор концерта «Ленинградский пломбир» в БЗФ
15 мая в Большом зале Санкт-Петербургской государственной Филармонии состоялось торжественное открытие одного из знаковых фестивалей северной столицы — «Ленинградской музыкальной весны — 2024». Созданный более полувека тому назад по инициативе Председателя Ленинградского отделения Союза композиторов СССР Андрея Петрова, этот фестиваль долгие годы был основной площадкой, знакомившей горожан с новой музыкой. Концепция обновленной «Весны» принципиально не изменилась — каждый, кому интересно современное искусство, должен иметь возможность услышать композиторские новинки и сформировать собственное представление об актуальных музыкальных тенденциях.
Cимфонический концерт с интригующим названием «Ленинградский пломбир» безусловно имел своей целью привлечь внимание широкой аудитории к современной музыке. И это удалось! Зал, известный своими академическими традициями, в этот день был полон. В числе слушателей находились и знатоки — музыканты-профессионалы, и просвещенные любители. Иначе и быть не могло, ведь интерес к музыке объединяет публику отнюдь не по принципу цеховой принадлежности, гораздо важнее художественный вкус и чувство прекрасного. К тому же, все пришедшие в Филармонию в этот погожий теплый денёк были полны ожиданием освежающего десерта, ведь для многих из нас мороженое — любимое лакомство!
Идея построения концертной программы и репертуар отсылали слушателей к столь популярному ныне фантастическому мотиву путешествия во времени. В первом отделении прозвучали произведения корифеев ленинградской композиторской школы — Андрея Петрова, Бориса Тищенко и Сергея Слонимского. Второе отделение познакомило аудиторию с сочинениями современных петербургских авторов — Светланы Лавровой и Антона Танонова.
В этот знаменательный день эстафета в деле пропаганды новой музыки была символически передана из рук в руки — от создателя «Ленинградской музыкальной весны» Андрея Петрова (его торжественные «Фанфары» открыли концерт) — нынешнему Председателю Союза композиторов Санкт-Петербурга и художественному руководителя фестиваля Антону Танонову (в финале музыкального вечера прозвучал его грандиозный Концерт для фортепиано с оркестром).
Весь вечер на сцене царствовал Международный симфонический оркестр «Таврический» (художественный руководитель и дирижер, народный артист Кабардино-Балкарии Михаил Голиков). Солировали прекрасные музыканты, лауреаты международных конкурсов: в концерте Слонимского — Михаил Крутик (скрипка), в концерте Танонова — Николай Мажара (фортепиано).
Симфония № 8 (ор. 149) Бориса Тищенко покорила слушателей теплотой лирической песенной интонации и изобретательностью в использовании оркестровых красок. Исполнение этого произведения не только органично вписалось в программу музыкального вечера, но и стало данью памяти замечательному композитору, которому в этом году исполнилось бы 85 лет.
Название концерта для скрипки с оркестром Сергея Слонимского — «Весенний» — говорит само за себя. Музыка сочинения с игрой тембров и цветением фактур, легкостью и прозрачностью оркестровки, искусными переплетениями солирующей скрипки с другими инструментальными голосами, обилие каденций (в каждой из трех частей!) рождала почти зримое ощущение постепенного пробуждения природы.
В начале второго отделения концерта состоялась премьера сочинения Светланы Лавровой. Название и образная сфера произведения под названием «Криоген» пробудила совершенно иные, отнюдь не кулинарные ассоциации. Это уже третий опус композитора с подобным названием. В 2023 г. появился вариант для камерно-инструментального состава, чуть позже — для струнного оркестра. В 2024 г. специально для «Ленинградской музыкальной весны» была написана симфоническая версия. Скрепой трех произведений является процитированная композитором тема Арии Гения холода из оперы Г. Пёрселла «Король Артур». Мультифоники и хитроумные тембровые миксты, приглушенная динамическая палитра создали в воображении слушателей завораживающую постапокалиптическую картину нового ледникового периода, заставив задуматься — куда может привести человечество бездумное использование новых технологий.
Жизнеутверждающей кульминацией музыкального вечера стало исполнение Концерта для фортепиано с оркестром Антона Танонова. Энергия жизни и радость творчества — так можно было бы охарактеризовать модус этого сочинения, нашедшего горячий отклик в сердцах слушателей. Ярко очерченный рельефный тематизм, опора на демократичный музыкальный язык (прежде всего, джазовую стилистику и интонационный мир мюзикла), тщательно выверенная форма сочинения вкупе с виртуозным исполнением Николая Мажара вызвали настоящий восторг у требовательной филармонической публики. Зал рукоплескал, а одобрительные восклицания браво еще долго не отпускали музыкантов со сцены.
Итак, «Ленинградская музыкальная весна — 2024» еще раз подтвердила, что новая музыка интересна слушателям, она должна звучать на лучших концертных площадках нашего города, радуя ценителей современного искусства!
Ирина ПОПОВА
Фотограф Вера Безрукова
27.05.2024
Анонсы |
-22.02.25-
-23.02.25-
-24.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-