• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Ольга Ростропович

Весенние хлопоты Ольги Ростропович

Эту пресс-конференцию, без преувеличения, многие ждут с нетерпением и радостью. С нетерпением – потому что фестиваль, который она предваряет вот уже семь лет, сам по себе является одним из главных событий музыкальной жизни нашей страны, и каждый раз меломаны предвкушают его программу, надеясь на встречи с выдающимися музыкантами и оркестрами высочайшей репутации. С радостью – потому что общение с художественным руководителем фестиваля неизменно приносит позитивные эмоции и массу интереснейших подробностей из жизни её знаменитых родителей. Конечно, речь идёт о Международном фестивале Мстислава Ростроповича и Ольге Ростропович, которая, являясь его художественным руководителем, приблизительно за месяц до открытия форума обязательно собирает представителей медиа и подробно рассказывает о каждом фестивальном дне.

В наше непростое время, когда сворачиваются многие культурные программы, закрываются международные проекты и деятели культуры пожимают плечами, сетуя на кризис, Ольга Ростропович продолжает проводить фестиваль, ставший за шесть лет ключевым событием не только марта, но, пожалуй, и всего музыкального года. Положа руку на сердце, можете ли вы вспомнить, какие знаменитые симфонические оркестры, и кто привозил в Москву за последние два года? Фестиваль оркестров, к примеру, угас где-то два года назад, Московская филармония в последние сезоны приглашает только камерные коллективы.

Безусловно, по сравнению с прошлыми годами (в нынешнем форуме обозначено пять фестивальных вечеров в столице и по одному – в Санкт-Петербурге и Кронштадте, а ведь бывало и 14) - это скромные цифры. Тем не менее, не стоит забывать о том, что приезд каждого зарубежного коллектива сопряжён с огромными по нынешним временам финансовыми затратами (как объяснила Ольга Мстиславовна, «наша проблема состоит ещё и в том, что получаем мы финансирование в рублях, а платим зарубежным исполнителям в евро»).  Правда, в прессе сейчас основное внимание сосредоточено на том, что «Организаторам фестиваля Ростроповича пришлось отказаться от ряда мероприятий», «Из-за кризиса отменен фестиваль Ростроповича в Баку». Да, это правда, но почему-то за стремлением к сенсационности не видится главного: энтузиазма, огромного труда и посвящения тех, кто организует музыкальный форум, любимый целой армией меломанов. Важно, что фестиваль жив и по-прежнему будет радовать своих поклонников встречами с замечательными музыкантами. Забегая вперёд, отметим, что в этом году в седьмом по счёту фестивале (а он – особенный хотя бы потому, что посвящен 90-летию Галины Павловны Вишневской, которое мы будем отмечать 25 октября 2016 года) принимает участие три знаменитых иностранных коллектива: Лондонский филармонический со своим руководителем Владимиром Юровским, Симфонический оркестр и хор Maggio Musicale Fiorentino во главе с Зубином Метой, а также Филармонический оркестр Радио Франции с дирижёром Мюнг-Вун Чунгом.

Об этом нам и рассказала на пресс-конференции 3 марта в ТАСС Ольга Ростропович.  В этот серый промозглый день даже в центре столицы улицы и тротуары были забиты подтаявшим снегом и водой, и к зданию ТАСС у Никитских ворот пришлось добираться перебежками, прыгая через лужи. Но, когда в зале появилась Ольга Ростропович, в солнечно-ярком жёлтом пиджаке, безукоризненно элегантная, все заулыбались – как будто весной повеяло. «Я специально выбрала этот цвет, чтобы порадовать себя и других», -  объяснила Ольга Мстиславовна. И правда, этот «весенний образ» приятно оживил атмосферу.

Сначала Ольга Ростропович рассказала о планируемых в связи с 90-летним юбилеем Галины Вишневской мероприятиях, организуемых Центром оперного пения. «Этому событию Центр оперного пения и Фонд Ростроповича посвятят много проектов, - пояснила Ольга Мстиславовна. – Мы уже начали юбилейный год: Центр оперного пения Галины Вишневской открыл гала-концертом Большой оперный фестиваль в Красноярске и представил оперу «Иоланта» на сцене Тульской филармонии. Главным мероприятием юбилейного года станет гала-концерт в честь Галины Павловны на Исторической сцене Большого театра 8 ноября, при участии симфонического оркестра Большого театра и Тугана Сохиева. 11 декабря состоится концерт в Большом зале Московской консерватории. В марте обязательно будет организована выставка в Манеже, и на протяжении фестиваля в фойе Большого зала Московской консерватории мы представим фотовыставку. Для неё как раз сейчас выбираем фотографии, которых ещё никто не видел».

Ольга Ростропович

После этого многообещающего вступления, немного погрустнев, художественный руководитель фестиваля приступила к подробному описанию программ и участников. Начав с благодарностей Московскому правительству и Департаменту культуры Москвы во главе с Александром Кибовским, которые поддержали фестиваль и благодаря которым у организаторов появилась возможность «справиться со значительной частью финансовых вопросов», Ольга Мстиславовна добавила, что в этом году программа фестиваля не ограничится только столичными площадками – два мероприятия фестиваля пройдут на родине Галины Павловны, в Санкт-Петербурге и Кронштадте. «Я уверена, что для мамы это было бы очень важно – чтобы в её юбилейный год в программу обязательно были включены Кронштадт и Санкт-Петербург», - пояснила Ольга Ростропович.

Итак, торжественное открытие VII Международного фестиваля Мстислава Ростроповича традиционно состоится 27 марта в Большом зале Московской консерватории, исполнением одного из величайших произведений в истории музыки, к тому же – любимого и Галиной Вишневской, и Мстиславом Ростроповичем – «Реквиема» Моцарта. В первый фестивальный вечер на сцену Большого зала выйдут Барбара Фриттоли (сопрано), Даниэла Барчеллона (меццо-сопрано), Рамон Варгос (тенор), Ильдебрандо Д’Арканджело (бас-баритон), в сопровождении Российского Национального оркестра (худ.руководитель и главный дирижёр Михаил Плетнёв), а также Государственной академической хоровой Капеллы России им.А.А.Юрлова (худ.руководитель и главный дирижёр Геннадий Дмитряк). Руководить всем действом за пультом будет итальянец Массимо Дзанетти. «Он впервые приедет в Москву, и российской публике пока неизвестен. Но я уверена, что Массимо – замечательный дирижёр с большой карьерой, - рассказала Ольга Мстиславовна. – Солистами в «Реквиеме» выступят певцы с мировыми именами. Барбара Фриттоли в 2013 должна была выступать у нас в «Реквиеме» Верди, к сожалению, тогда за день до этого она заболела и не приехала. Но в этом году к нам выбралась».

Второй концерт фестиваля отдан исполнителю, ураганом ворвавшемуся на музыкальный Олимп летом прошлого года – это французский пианист Люка Дебарг. Представление молодых талантливых исполнителей давно уже стало приметой этого музыкального форума, да и его художественный руководитель, услышав Люку впервые на XV Конкурсе им.П.И.Чайковского, решила, что «он достоин того, чтобы участвовать в фестивале». Люка выступит с очень интересной программой, которую, по словам Ольги Ростропович, «сам долго выбирал». Бах, Моцарт, Шопен, Лист – всё, правда, будет в миноре, но, уверены, что впечатление это исполнение оставит самые светлые.

Ольга Ростропович

Вечер 30 марта порадует столичных меломанов концертным исполнением оперы Верди «Аида» в великолепном составе: на сцене Концертного зала им.П.И.Чайковского выступят Симфонический оркестр и хор Maggio Musicale Fiorentino во главе с Зубином Метой и итальянские солисты, лично отобранные самим маэстро для участия в московской постановке. «Фестиваль переместится на один вечер в Зал Чайковского, так как Большой зал консерватории не смог бы вместить такое количество исполнителей на своей сцене, - объяснила Ольга Мстиславовна. – Мы очень долго работали, чтобы привезти сюда маэстро Мету. Он наш частый гость, а в этот раз привезёт не только свой оркестр, Maggio Musicale Fiorentino, но и хор. Я слышала это исполнение с Зубиным много лет назад, и это было нечто совершенно исключительное!». По словам Ольги Мстиславовны, Аида была одной из любимейших партий Галины Павловны. «Она много выступала в роли Аиды, и, кстати, с партией Аиды поступила в Большой театр, - вспоминает дочь Вишневской. – Когда она пела этот спектакль в Большом, для нас с сестрой это было особенное время, потому что за два дня до этого она молчала, и вообще не разговаривала. И мы могли хулиганить сколько угодно, потому что знали: мама ругаться не будет».

2 апреля в Большом зале консерватории – выступление Лондонского филармонического оркестра, за дирижёрским пультом которого выступит главный дирижёр коллектива Владимир Юровский. Сложнейший концерт Элгара для скрипки с оркестром исполнит Борис Бровцын, а во втором отделении прозвучит редко исполняемая симфоническая фантазия «Русалочка» Александра фон Цемлинского.

Следующих два фестивальных дня пройдут на родине Галины Павловны Вишневской, в Кронштадте и в Санкт-Петербурге. «Мы передаём эстафету фестиваля молодым музыкантам, солистам Центра оперного пения, - добавила Ольга Ростропович. – Когда мы составляли программу фестиваля, конечно, мы не могли обойти вниманием и Центр оперного пения, который Галина Павловна создала в 2002 году, и который стал главным делом в последний период её жизни. Она очень любила Центр. 3 апреля в Кронштадте, там, где мама родилась, где она получила музыкальное образование, солисты Центра дадут концерт во Дворце молодёжи. А вот 4 апреля мы представим концертное исполнение оперы «Паяцы» Леонкавалло в Эрмитажном театре Государственного Эрмитажа, в том зале, который мама очень любила». Выезжает в Кронштадт и Санкт-Петербург также и оркестр Центра оперного пения, со своим дирижёром Александром Соловьёвым. На вопрос, трудно ли было организовать выезд с солистами и оркестром, в такое финансово сложное время, Ольга Мстиславовна рассмеялась и ответила: «Когда организуешь приезд 300 человек из Италии, уж поверьте, здесь трудностей больше никаких нет. Это как щёлканье орешков».

И, наконец, 5 апреля в Большом зале консерватории состоится торжественное закрытие фестиваля: выступит Филармонический оркестр Радио Франции под управлением Мюнг-Вун Чунга. В этот вечер будет исполнен Тройной концерт Бетховена, причём исполнение ожидается без дирижёра, а сам Мюнг-Вун Чунг предстанет в роли солиста за роялем. «Чунг впервые с 1974 года, когда он получил Вторую премию Конкурса Чайковского, выступит как пианист. Также солистами в этот вечер станут концертмейстер секции виолончелей Эрик Левьонуа и концертмейстер секции скрипок Светлин Русев, - объяснила худрук фестиваля. – Тройной концерт Бетховена – одно из сложнейших произведений в репертуаре для виолончели, но поразительно то, что будут играть концертмейстеры оркестра и без дирижёра. Поэтому я жду с нетерпением этого исполнения. Посмотрим, может, это действительно будет, как говорил папа, «цирк без сетки». Завершит фестиваль Ростроповича гениальное творение Густава Малера – Первая симфония «Титан».

«Я очень надеюсь, что всё пройдет ярко и хорошо, и московская публика получит удовольствие от наших концертов, - подытожила Ольга Ростропович. – Нам приходится непросто: мы должны были отменить два концерта, один из которых – это концерт с участием Владимира Юровского, «Песни гурре» Шёрнберга, в котором были задействованы три оркестра – этим концертом мы планировали закрывать фестиваль. Мы готовились к нему в течение двух лет. Но, поскольку ситуация очень сложная, мы вынуждены были его отменить». На вопрос, какая же проблема труднее всего решается, Ольга Мстиславовна твёрдо ответила: «Сложнее финансовой проблемы у нас ничего нет. Отказов приехать по политическим соображениям у нас не было».

Мы тоже надеемся, что столь яркое, неординарное и, пожалуй, ключевое событие в музыкальной жизни столицы состоится на безупречно высоком уровне, заданном самими организаторами ещё в 2010 году. Ждём открытия фестиваля 27 марта.

Ирина Шымчак

Фото автора


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей