Новости |
Весенние хлопоты Ольги Ростропович
Эту пресс-конференцию, без преувеличения, многие ждут с нетерпением и радостью. С нетерпением – потому что фестиваль, который она предваряет вот уже семь лет, сам по себе является одним из главных событий музыкальной жизни нашей страны, и каждый раз меломаны предвкушают его программу, надеясь на встречи с выдающимися музыкантами и оркестрами высочайшей репутации. С радостью – потому что общение с художественным руководителем фестиваля неизменно приносит позитивные эмоции и массу интереснейших подробностей из жизни её знаменитых родителей. Конечно, речь идёт о Международном фестивале Мстислава Ростроповича и Ольге Ростропович, которая, являясь его художественным руководителем, приблизительно за месяц до открытия форума обязательно собирает представителей медиа и подробно рассказывает о каждом фестивальном дне.
В наше непростое время, когда сворачиваются многие культурные программы, закрываются международные проекты и деятели культуры пожимают плечами, сетуя на кризис, Ольга Ростропович продолжает проводить фестиваль, ставший за шесть лет ключевым событием не только марта, но, пожалуй, и всего музыкального года. Положа руку на сердце, можете ли вы вспомнить, какие знаменитые симфонические оркестры, и кто привозил в Москву за последние два года? Фестиваль оркестров, к примеру, угас где-то два года назад, Московская филармония в последние сезоны приглашает только камерные коллективы.
Безусловно, по сравнению с прошлыми годами (в нынешнем форуме обозначено пять фестивальных вечеров в столице и по одному – в Санкт-Петербурге и Кронштадте, а ведь бывало и 14) - это скромные цифры. Тем не менее, не стоит забывать о том, что приезд каждого зарубежного коллектива сопряжён с огромными по нынешним временам финансовыми затратами (как объяснила Ольга Мстиславовна, «наша проблема состоит ещё и в том, что получаем мы финансирование в рублях, а платим зарубежным исполнителям в евро»). Правда, в прессе сейчас основное внимание сосредоточено на том, что «Организаторам фестиваля Ростроповича пришлось отказаться от ряда мероприятий», «Из-за кризиса отменен фестиваль Ростроповича в Баку». Да, это правда, но почему-то за стремлением к сенсационности не видится главного: энтузиазма, огромного труда и посвящения тех, кто организует музыкальный форум, любимый целой армией меломанов. Важно, что фестиваль жив и по-прежнему будет радовать своих поклонников встречами с замечательными музыкантами. Забегая вперёд, отметим, что в этом году в седьмом по счёту фестивале (а он – особенный хотя бы потому, что посвящен 90-летию Галины Павловны Вишневской, которое мы будем отмечать 25 октября 2016 года) принимает участие три знаменитых иностранных коллектива: Лондонский филармонический со своим руководителем Владимиром Юровским, Симфонический оркестр и хор Maggio Musicale Fiorentino во главе с Зубином Метой, а также Филармонический оркестр Радио Франции с дирижёром Мюнг-Вун Чунгом.
Об этом нам и рассказала на пресс-конференции 3 марта в ТАСС Ольга Ростропович. В этот серый промозглый день даже в центре столицы улицы и тротуары были забиты подтаявшим снегом и водой, и к зданию ТАСС у Никитских ворот пришлось добираться перебежками, прыгая через лужи. Но, когда в зале появилась Ольга Ростропович, в солнечно-ярком жёлтом пиджаке, безукоризненно элегантная, все заулыбались – как будто весной повеяло. «Я специально выбрала этот цвет, чтобы порадовать себя и других», - объяснила Ольга Мстиславовна. И правда, этот «весенний образ» приятно оживил атмосферу.
Сначала Ольга Ростропович рассказала о планируемых в связи с 90-летним юбилеем Галины Вишневской мероприятиях, организуемых Центром оперного пения. «Этому событию Центр оперного пения и Фонд Ростроповича посвятят много проектов, - пояснила Ольга Мстиславовна. – Мы уже начали юбилейный год: Центр оперного пения Галины Вишневской открыл гала-концертом Большой оперный фестиваль в Красноярске и представил оперу «Иоланта» на сцене Тульской филармонии. Главным мероприятием юбилейного года станет гала-концерт в честь Галины Павловны на Исторической сцене Большого театра 8 ноября, при участии симфонического оркестра Большого театра и Тугана Сохиева. 11 декабря состоится концерт в Большом зале Московской консерватории. В марте обязательно будет организована выставка в Манеже, и на протяжении фестиваля в фойе Большого зала Московской консерватории мы представим фотовыставку. Для неё как раз сейчас выбираем фотографии, которых ещё никто не видел».
После этого многообещающего вступления, немного погрустнев, художественный руководитель фестиваля приступила к подробному описанию программ и участников. Начав с благодарностей Московскому правительству и Департаменту культуры Москвы во главе с Александром Кибовским, которые поддержали фестиваль и благодаря которым у организаторов появилась возможность «справиться со значительной частью финансовых вопросов», Ольга Мстиславовна добавила, что в этом году программа фестиваля не ограничится только столичными площадками – два мероприятия фестиваля пройдут на родине Галины Павловны, в Санкт-Петербурге и Кронштадте. «Я уверена, что для мамы это было бы очень важно – чтобы в её юбилейный год в программу обязательно были включены Кронштадт и Санкт-Петербург», - пояснила Ольга Ростропович.
Итак, торжественное открытие VII Международного фестиваля Мстислава Ростроповича традиционно состоится 27 марта в Большом зале Московской консерватории, исполнением одного из величайших произведений в истории музыки, к тому же – любимого и Галиной Вишневской, и Мстиславом Ростроповичем – «Реквиема» Моцарта. В первый фестивальный вечер на сцену Большого зала выйдут Барбара Фриттоли (сопрано), Даниэла Барчеллона (меццо-сопрано), Рамон Варгос (тенор), Ильдебрандо Д’Арканджело (бас-баритон), в сопровождении Российского Национального оркестра (худ.руководитель и главный дирижёр Михаил Плетнёв), а также Государственной академической хоровой Капеллы России им.А.А.Юрлова (худ.руководитель и главный дирижёр Геннадий Дмитряк). Руководить всем действом за пультом будет итальянец Массимо Дзанетти. «Он впервые приедет в Москву, и российской публике пока неизвестен. Но я уверена, что Массимо – замечательный дирижёр с большой карьерой, - рассказала Ольга Мстиславовна. – Солистами в «Реквиеме» выступят певцы с мировыми именами. Барбара Фриттоли в 2013 должна была выступать у нас в «Реквиеме» Верди, к сожалению, тогда за день до этого она заболела и не приехала. Но в этом году к нам выбралась».
Второй концерт фестиваля отдан исполнителю, ураганом ворвавшемуся на музыкальный Олимп летом прошлого года – это французский пианист Люка Дебарг. Представление молодых талантливых исполнителей давно уже стало приметой этого музыкального форума, да и его художественный руководитель, услышав Люку впервые на XV Конкурсе им.П.И.Чайковского, решила, что «он достоин того, чтобы участвовать в фестивале». Люка выступит с очень интересной программой, которую, по словам Ольги Ростропович, «сам долго выбирал». Бах, Моцарт, Шопен, Лист – всё, правда, будет в миноре, но, уверены, что впечатление это исполнение оставит самые светлые.
Вечер 30 марта порадует столичных меломанов концертным исполнением оперы Верди «Аида» в великолепном составе: на сцене Концертного зала им.П.И.Чайковского выступят Симфонический оркестр и хор Maggio Musicale Fiorentino во главе с Зубином Метой и итальянские солисты, лично отобранные самим маэстро для участия в московской постановке. «Фестиваль переместится на один вечер в Зал Чайковского, так как Большой зал консерватории не смог бы вместить такое количество исполнителей на своей сцене, - объяснила Ольга Мстиславовна. – Мы очень долго работали, чтобы привезти сюда маэстро Мету. Он наш частый гость, а в этот раз привезёт не только свой оркестр, Maggio Musicale Fiorentino, но и хор. Я слышала это исполнение с Зубиным много лет назад, и это было нечто совершенно исключительное!». По словам Ольги Мстиславовны, Аида была одной из любимейших партий Галины Павловны. «Она много выступала в роли Аиды, и, кстати, с партией Аиды поступила в Большой театр, - вспоминает дочь Вишневской. – Когда она пела этот спектакль в Большом, для нас с сестрой это было особенное время, потому что за два дня до этого она молчала, и вообще не разговаривала. И мы могли хулиганить сколько угодно, потому что знали: мама ругаться не будет».
2 апреля в Большом зале консерватории – выступление Лондонского филармонического оркестра, за дирижёрским пультом которого выступит главный дирижёр коллектива Владимир Юровский. Сложнейший концерт Элгара для скрипки с оркестром исполнит Борис Бровцын, а во втором отделении прозвучит редко исполняемая симфоническая фантазия «Русалочка» Александра фон Цемлинского.
Следующих два фестивальных дня пройдут на родине Галины Павловны Вишневской, в Кронштадте и в Санкт-Петербурге. «Мы передаём эстафету фестиваля молодым музыкантам, солистам Центра оперного пения, - добавила Ольга Ростропович. – Когда мы составляли программу фестиваля, конечно, мы не могли обойти вниманием и Центр оперного пения, который Галина Павловна создала в 2002 году, и который стал главным делом в последний период её жизни. Она очень любила Центр. 3 апреля в Кронштадте, там, где мама родилась, где она получила музыкальное образование, солисты Центра дадут концерт во Дворце молодёжи. А вот 4 апреля мы представим концертное исполнение оперы «Паяцы» Леонкавалло в Эрмитажном театре Государственного Эрмитажа, в том зале, который мама очень любила». Выезжает в Кронштадт и Санкт-Петербург также и оркестр Центра оперного пения, со своим дирижёром Александром Соловьёвым. На вопрос, трудно ли было организовать выезд с солистами и оркестром, в такое финансово сложное время, Ольга Мстиславовна рассмеялась и ответила: «Когда организуешь приезд 300 человек из Италии, уж поверьте, здесь трудностей больше никаких нет. Это как щёлканье орешков».
И, наконец, 5 апреля в Большом зале консерватории состоится торжественное закрытие фестиваля: выступит Филармонический оркестр Радио Франции под управлением Мюнг-Вун Чунга. В этот вечер будет исполнен Тройной концерт Бетховена, причём исполнение ожидается без дирижёра, а сам Мюнг-Вун Чунг предстанет в роли солиста за роялем. «Чунг впервые с 1974 года, когда он получил Вторую премию Конкурса Чайковского, выступит как пианист. Также солистами в этот вечер станут концертмейстер секции виолончелей Эрик Левьонуа и концертмейстер секции скрипок Светлин Русев, - объяснила худрук фестиваля. – Тройной концерт Бетховена – одно из сложнейших произведений в репертуаре для виолончели, но поразительно то, что будут играть концертмейстеры оркестра и без дирижёра. Поэтому я жду с нетерпением этого исполнения. Посмотрим, может, это действительно будет, как говорил папа, «цирк без сетки». Завершит фестиваль Ростроповича гениальное творение Густава Малера – Первая симфония «Титан».
«Я очень надеюсь, что всё пройдет ярко и хорошо, и московская публика получит удовольствие от наших концертов, - подытожила Ольга Ростропович. – Нам приходится непросто: мы должны были отменить два концерта, один из которых – это концерт с участием Владимира Юровского, «Песни гурре» Шёрнберга, в котором были задействованы три оркестра – этим концертом мы планировали закрывать фестиваль. Мы готовились к нему в течение двух лет. Но, поскольку ситуация очень сложная, мы вынуждены были его отменить». На вопрос, какая же проблема труднее всего решается, Ольга Мстиславовна твёрдо ответила: «Сложнее финансовой проблемы у нас ничего нет. Отказов приехать по политическим соображениям у нас не было».
Мы тоже надеемся, что столь яркое, неординарное и, пожалуй, ключевое событие в музыкальной жизни столицы состоится на безупречно высоком уровне, заданном самими организаторами ещё в 2010 году. Ждём открытия фестиваля 27 марта.
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-