Новости |
03.11.2020
Омск выручает и выигрывает
V Фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку», проводимый Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов, наряду с потерями в афише, вызванными пандемийно-эпидемиологическими реалиями, неожиданно прирастает и новыми участниками. На замену выбывшим спектаклям возникают новые. Так, в последний октябрьский день в столице выступил Омский музыкальный театр, первоначально не значившийся в афише форума. Омск – первая столица фестиваля Ассоциации музыкальных театров, где он был впервые проведен в 2006-м, еще до того как стал называться «Видеть музыку» и обосновался в Москве. Поэтому очень символично, что именно омичи поспешили выручать всероссийский музыкальный форум, украсив его камерной, но очень живой постановкой.
Они привезли свою совсем свежую работу (ей всего год) – одноактную оперетту юбиляра прошлого года Жака Оффенбаха (в 2019-м ему стукнуло аж 200 лет) «Ключ на мостовой, или Муж за дверью». В Омске она решена интимно: без оркестра, под фортепиано, на сцене – всего лишь четверо исполнителей. В родных стенах оперетта играется в Зеркальном зале ОГМТ, а в столице для этих целей использовали Зеркальное фойе «Новой оперы» - получилась очень символичная перекличка двух театральных пространств.
Оперетта с пикантным названием на самом деле – весьма безобидна и смотреть ее можно в любом возрасте: фривольность здесь подана изящно, без пошлости и двусмысленности. Царит атмосфера игры, маскарада, незлобной шутки, легкого юмора. Словом, настоящая комическая атмосфера. А благодаря упоительной музыке «Моцарта Елисейских полей» (именно так справедливо окрестил Оффенбаха Россини), комедия получается особенно выразительной и игривой. Словом, хотя и маленькая, и решенная в камерном формате, но, безусловно, - настоящая оперетта!
Послушать немикрофонный «живой» звук, оценить звонкие и яркие голоса омских солистов, посмотреть на их куражистое комикование - было одно удовольствие. Жаль, что к нему было приобщено очень мало зрителей – Зеркальное фойе весьма ограничено по вместительности, а с учетом новых реалий социального дистанцирования, и того хуже – спектакль был сыгран в основном для специалистов.
Тем не менее, он прошел «на ура».
В репертуаре Омского музтеатра представлены все жанры – опера (9 спектаклей, включая такие раритеты как «Укрощение строптивой» Шебалина и «Доротею» Хренникова), балет (14 – включая такие оригинальные, идущие только на омской сцене, как «Врубель», «Идиот» и «Бухгольц»), музыкальный спектакль (12), мюзикл (10), детские спектакли (13), спецпроекты (17). Такое разнообразие и представительность – наследие 27-летнего «правления» в театре его легендарного директора Бориса Ротберга, который не гнался за престижными столичными премиями, а обеспечивал омичам интересную афишу (как раз в его бытность первые фестивали Ассоциации музтеатров и проводились в Омске). Оперетт в репертуаре, как и опер, тоже девять, причем наблюдается приятное разнообразие – и французская, и австро-венгерская, и советская классика!
«Ключ» поставлен оренбургским режиссером Денисом Радченко классично и просто. В центре – роскошная кровать, легкие рамы-трафареты обозначают входную дверь в комнату, где всё собственно и происходит, окно, в которое норовят выпрыгнуть по ходу действа герои, платяной шкаф, в котором скрывается первоначально легкомысленный Флорестан (сценография Владимира Задорожного). Беготня в этом мини-лабиринте – это не тот экшн, что спасает любой спектакль: в условиях близкого контакта с публикой важна ювелирная актерская игра, в которой бы не было утрированности и пережима, и в то же время – наличествовала выразительность и персональная интонация. В целом режиссеру удается этого добиться от всего квартета артистов, хотя некоторые элементы отчаянного комикования иной раз получаются зашкаливающими, легкость, которая здесь – непреложный атрибут, иногда всё же уступает место слишком серьезной и старательной игре «всерьез». Условно старинные костюмы Елены Рахно усиливают эффект погружения во фривольную атмосферу своеобразной галантности позапрошлого века, когда приличия внешне строго соблюдались, при этом адюльтер всякого рода беззаботно процветал.
Музыкально спектакль получился, хотя жаль, что собственно музыкальных номеров не так много – дивную музыку Оффенбаха, однозначно поднимающую настроение в наше непростое время, хочется слушать и слушать. Сопрано Кристина Дёмина (Сюзон) и Иванна Цицей (Розита) порадовали яркими свежими молодыми голосами, энергичное пение тенора Вадима Невзорова (Флорестан) также убеждало, вполне в характере оказалось и звучание баритона Михаила Дергилева (Мартен). Чуткий аккомпанемент обеспечила маститый концертмейстер Татьяна Николаева – особенно это было сделать непросто, поскольку рояль стоял в стороне за ширмой, артисты ориентировались лишь на свой слух, и было понятно, что спектакль хорошо отрепетирован – никаких расхождений, даже и минимальных, не наблюдалось, что говорит об ответственности и профессионализме коллектива.
Александр МАТУСЕВИЧ
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Видеть музыку»
03.11.2020
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-