• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



23.11.2024

Опера в стиле гжель

Детская афиша Новосибирского государственного академического театра оперы и балета невероятно разнообразна: сегодня в ней есть и такая жемчужина как опера Михаила Красева «Морозко».

Большой театр Сибири или Сибирский Колизей – такие эпитеты нередко дарят Оперному театру Новосибирска и меломаны, и журналисты, или НОВАТ, как стал называться самый крупный театр нашей страны несколько лет назад, целенаправленно развивает детское направление на своей Малой сцене: ее афиша для подрастающего поколения богата и очень интересна. Идея проста – через оперную сказку воспитать будущего меломана, регулярного посетителя оперного театра в недалекой перспективе, заинтересовать оперой с детства – ее красотой, волшебством, богатством выразительных средств. Настоящая опера – это всегда немного сказка, хотя бы чуть-чуть, поэтому сказочные оперы для детей – это прекрасный воспитательный и образовательный материал, на котором постепенно можно приучать юных к оперной эстетике.

На этом пути Новосибирский оперный осваивает самый разный репертуар – и совсем новые оперы наших современников, иногда пишущих прицельно для НОВАТа, и классическое наследие, которое адаптируется для Малой сцены и разных возрастных форматов публики, и оперы советского времени, некогда весьма популярные, но в настоящее время немного подзабытые. Одной из таких опер является «Морозко» – детище Михаила Красева, автора популярных детских песен и множества опусов для музыкального театра. Мировая премьера этого сочинения в середине 1950-х прошла не где-нибудь, а на сцене филиала Большого театра СССР, а в следующем десятилетии именно этой оперой начинал свою деятельность знаменитый московский Детский музыкальный театр, носящий теперь имя своей основательницы Наталии Сац (1965). Свой полувековой юбилей Театр Сац отметил в 2015-м новой постановкой этой оперы – она и сегодня сохраняется в его репертуаре, однако на сценах других российских театров ее почти не встретишь. А жаль.

Михаил Иванович в написании «Морозко» опирался на богатые традиции русской классической оперной школы: хотя его произведение и предназначено для детской аудитории, все в нем по-взрослому – развернутые арии и ансамбли, настоящий полноценный симфонический оркестр с его богатством тембральных возможностей и изобразительных средств. Оперу отличает яркий мелодизм, выразительное звукописательство – лирических, бытовых, сказочных картин. Потому выбор НОВАТа оправдан, а может быть, он даже и вовсе наилучший – музыка качественная, и в то же время она учитывает психологию детского восприятия, чередуя на принципах контраста самые разные в жанровом отношении оперные фрагменты.

В новосибирском варианте оперу немного сократили, сделав два действия, каждое продолжительностью чуть более получаса: удачный формат, не дающий малышам заскучать и переутомиться. Режиссер-постановщик и автор художественной концепции Вячеслав Стародубцев справедливо называет «Морозко» самой сибирской, зимней, снежной сказкой, и, желая сообщить публике заряд оптимизма, заканчивает спектакль «за здравие»: «В конце мы не наказываем ленивых Фроську и Бабку, как в русской народной сказке, мы их прощаем, ведь только любовь и всепрощение способны наполнить этот мир красотой и радостью». На небольшой сцене Зала имени Исидора Зака Стародубцев разворачивает динамичное действо между двух плексигласовых снеговиков, под сенью которых – и печка Деда, и кровать Фроськи, а в лесных картинах – терем северного зимнего волшебника. Тут бранятся Баба и ее ленивая дочка на трудолюбивую падчерицу Дуню, тут же скачут веселые лесные зверушки в исполнении артистов детского хора и миманса. Сюда выедут и прекрасные салазки, и вынесут хрустальный ларец с подарками Морозко – все, чем наградил могущественный волшебник добрую Дуню.

Одно из самых ярких впечатлений от спектакля – это его сценографическое оформление. Словно продолжая архитектуру сталинского ампира, присущую залу Малой сцены, с ее белоснежными колоннами и капителями, художник Тимур Гуляев одевает и всю сцену в зимний белый наряд, а чтобы глаз не заскучал, рисует по этой белизне синие узоры. Получается ожившая миниатюра гжели, чья цветовая гамма столь логично и эстетично рифмуется с зимней тематикой оперы. От бело-сине-голубых костюмов и реквизита спектакля невозможно оторвать глаз – настолько они прекрасны, изящны, но при этом ни на минутку не являются необоснованной игрой в эстетство, не противоречат народной природе русской сказки: такой визуальное решение оказывается здесь не просто уместным, а, кажется, что только такой видеоряд здесь только и возможен! За компьютерные чудеса отвечал в спектакле Вадим Дуленко, за световые – Сергей Скорнецкий: они дополнили картинку, усиливая ощущение сказочности происходящей на сцене истории, в частности, хоромы волшебника Морозко были воплощены богатым кружевным видеомэппингом на двухъярусном заднике сцены – ампирной колонаде.

Но никакая опера не может быть состоятельна лишь своей внешней оболочкой – не менее важно и музыкально наполнение. Здесь есть как удачи, так и моменты, над которыми еще стоит поработать. Акустика Малой сцены своеобразна, зал весьма звонкий и гулкий, поэтому баланс между богатым оркестром и голосами на сцене маэстро Евгению Волынскому удается установить не всегда, особенно это составляет проблему для слушателей верхних рядов, которые наиболее близко сидят к инструментальному коллективу. Вместе с тем дирижеру удается добиться превосходной синхронности исполнения с артистами, которые его не всегда хорошо видят, собрать непростые ансамбли. Вокальным лидером спектакля является красавица Дарья Шувалова – исполнительница партии Дуни: ее пленительное проникновенное сопрано выразительно рисует образ доброй, справедливой и трудолюбивой героини. Достойный ансамбль ей составляют прочие солисты – исполнители партий в опере «Морозко»: Евгений Козырев (Дед), Светлана Токарева (Баба), Ирина Новикова (Фроська), Никита Мухин (Морозко), Екатерина Марзоева (Белочка).

Словом, новая сказка – и новая удача! Но оперный театр сибирской столицы не собирается останавливаться на достигнутом: уже в начале декабря новосибирцев ждет на Малой сцене новая предновогодняя премьера – сказочная опера Сергея Баневича «Двенадцать месяцев».

Александр МАТУСЕВИЧ
фотографии предоставлены
пресс-службой НОВАТа

23.11.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей