Новости |
31.01.2025
«Оставь нас с музыкой вдвоем…». Вокальный цикл «Белый камень» Марины Чистовой на стихи Анны Ахматовой
Анне Ахматовой не слишком повезло с музыкальным воплощением ее поэзии. Кроме «Пяти песен на стихи А. Ахматовой» Сергея Прокофьева, написанных еще в 1916 году, довольно трудно припомнить аналогичные удачи у других композиторов «академического направления». Тем удивительней, что в самом начале 21 века появился по-настоящему заслуживающий внимания вокальный цикл для сопрано и фортепиано «Белый камень» на стихи Ахматовой. Его автор – композитор Марина Чистова. И сочинение это, как представляется, вполне достойно ахматовской музы.
Исполнялся этот цикл за двадцать с лишним лет неоднократно, ноты были выпущены одним из центральных музыкальных издательств. И если бы не тернистые пути, которые ныне сопровождают любое продвижение «серьезной» музыки, как знать – цикл этот вполне мог бы стать в сознании просвещенной публики на уровень лучших образцов русской вокальной лирики.
Минувшей осенью «Белый камень» оказался центральным сочинением в программе авторского вечера Марины Чистовой, который прошел в московском доме-музее Марины Цветаевой. Концерт был посвящен 135-летию со дня рождения Ахматовой, вокальный цикл прозвучал в версии для сопрано (Екатерина Стародубровская, она же первая исполнительница, ей посвящено произведение), фортепиано (Марина Чистова) и органа (Мария Насикан).
В сети появилась запись концерта, и я очень рекомендую послушать эту музыку. Кстати говоря, в тот вечер помимо ахматовского цикла были представлены и другие сочинения Марины Чистовой, которые тоже вполне примечательны. Это - два романса на стихи Пушкина (баритон А. Буслаков и пианистка Э. Камалетдинова), «Маленький Триптих. Воспоминание о ХХ веке» (Д. Лебедева, скрипка и Д. Плюснин, альт), «Русская рапсодия» (А. Кашин, виолончель) и Opus Post (М. Насикан, орган).
Но вернемся к вокальному циклу «Белый камень».
Первое, о чем хочется сказать – это безукоризненная драматургия цикла. Все десять номеров очень разные по характеру. Тональный план, идущий по восходящей хроматической гамме, идеально организует музыкальную логику сочинения. Лейтмотивы выстраивают интонационные арки внутри цикла. А еще – разнообразие фортепианной фактуры, точно расставленные кульминации, отсутствие «проходных» нот. И в целом композиторское письмо здесь немногословное, искреннее и в хорошем смысле слова простодушное.
Марина Чистова – не только музыкант, но и поэт. Возможно, это обстоятельство позволило ей создать в цикле «Белый камень» ту самую идеальную музыкальную просодию, которая связывает воедино ритмику и фонетику стиха с мелодической линией. Иногда, слушая эту музыку, кажется, что по-другому и нельзя распеть ахматовские строки. В «Белом камне» найден точный баланс между своего рода «мелодической кардиограммой», регистрирующей движение женской души, и скульптурной пластичностью, возвышенностью интонационного строя.
Музыка в этом цикле очень тактично сглаживает известную театральность лирики Ахматовой. Любовные перипетии, «встречи и расставания» (а это тема многих ее ранних стихов) в «Белом камне» приобретают некое экзистенциальное качество. И – безусловно трагическое звучание.
Сам музыкальный язык вокального цикла еще некоторое время назад показался бы эклектичным. Но сегодня он обнаруживает свою естественную органику, объединяя в единое целое широкий стилевой спектр музыки ХХ века. При этом довольно трудно уловить отсылки к каким-то конкретным композиторам или творческим направлениям. Свойство крайне редкое для современных творцов.
Принято считать, что тембровое взаимодействие органа и фортепиано довольно сложная задача. Здесь она решена очень последовательно. Если партия фортепиано – это некий внутренний авторский голос, комментирующий, размышляющий, философствующий (и не менее важный, чем голос вокальный), то обволакивающее звучание органа вызывает ассоциации скорее религиозные, хотя, возможно, это и не входило в задачу композитора.
И в заключение хочется напомнить одну мысль из классической статьи поэта и литературного критика Николая Недоброво о «Четках» Ахматовой.
«Голосоведение Ахматовой, твердое и уж скорее самоуверенное, самое спокойствие в признании и болей, и слабостей, самое, наконец, изобилие поэтически претворенных мук – все это свидетельствует не о плаксивости по случаю жизненных пустяков, но открывает лирическую душу, скорее жесткую, чем слишком мягкую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную».
Кажется, эти слова вполне приложимы к звучащим смыслам вокального цикла, который я еще раз рекомендую послушать.
«Белый камень». Композитор – Марина Чистова. Поэт – Анна Ахматова.
Григорий ШЕСТАКОВ
фотографии предоставлены
пресс-службой проекта
31.01.2025
Анонсы |
-22.02.25-
-23.02.25-
-24.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-