Новости |
03.06.2025
От Леонардо до Александра Невского
Конечно, город, в котором существует оперный театр с почти вековыми традициями и камерный музыкальный театр, многое видел, да и гастролёры привозили и «Норд-Ост», и «Кабаре», и «Нотр-Дам» и другие, известные на весь мир мюзиклы, но зрителям хотелось большего. И не только зрителям. Новая эра мюзикла в Нижнем началась с мечты директора Нижегородского театра «Комедiя» Дмитрия Коновалова – поставить мюзикл на сцене родного театра. Знакомство с заслуженным деятелем искусств РФ, композитором и продюсером Кимом Брейтбургом превратило эту мечту в реальность.
Начало
Всё началось в 2011 году со спектакля «Леонардо». Это был титанический труд – впервые актёры театра превратились в артистов мюзикла. Для постановки был объявлен кастинг, и молодые талантливые певцы стали приглашёнными актёрами. Многое было в новинку, но сотни часов репетиций привели к желанному результату. Окрылённый премьерой театр праздновал победу, но на второй премьерный день случилась невероятная по масштабу коммунальная авария – театр затопило водой. Сцена, зрительный зал, коридоры – лило даже с потолков административных помещений. Реквизит, декорации, световое и звуковое оборудование – вода добралась до всего.
Казалось, всё кончено, но театр справился и «Леонардо» с триумфом вернулся на сцену. Зрители были в восторге – такого спектакля они ещё не видели. Яркий, красочный, безупречный вокально и хореографически, спектакль стал открытием сезона. А песни «Художник», «Крылья», «Размер не имеет значения», «Костер до неба» — стали хитами. Чтобы удовлетворить зрительский ажиотаж, театру даже пришлось заказать диски с песнями, которые театралы сметали вместе с программками. Билеты на спектакль стали раскупаться в первые дни продаж, и театр удостоверился, что идёт правильным путём.
Сезон 2014 года театр встретил премьерой мюзикла «Казанова», и великий соблазнитель мгновенно покорил публику: «Звезды на двоих», «Запретный плод», «Один из тысячи» — выходя из театра, зрители напевали мелодии и влюблялись в спектакль. 3D декорации до неузнаваемости расширили маленькую сцену. Венеция, гондолы, прекрасные дворцы — великолепное обрамление спектакля оценили даже самые взыскательные театралы. Он стал главной премьерой сезона и вызвал бурю обсуждений – от восторгов и криков «Браво!» до полного неприятия. Что привело на спектакль ортодоксальных христиан – тайна, но их возмущение сценами в монастыре Мурано лишь подогрело зрительский интерес, как и балансирующие на грани приличий композиции, с премьеры ставшие хитами — «Слушайте вашу маму, слушайте вашу мать» и «Пей до дна». А великолепный дуэт Марины Гиоргадзе (Тереза) и Казановы (Андрей Паньшин) заворожил публику и сделал «Казанову» спектаклем, который театралы помнят и любят до сих пор, хотя он не идёт на сцене уже несколько лет….
Интересно, что Андрей Паньшин попал в театр случайно, не имея ни театрального образования, ни опыта. Фронтмен популярной в городе кавер-группы «Jack Daniels Time», он пришёл на прослушивание и на много лет стал главным героем мюзиклов Кима Брейтбурга. Этого бы не случилось, если бы великолепный педагог, музыкальный руководитель спектаклей Валерия Брейтбург не поверила в его голос и харизму.
- Ей пришлось учить всему с нуля. Сколько Валерия Вячеславовна потратила на меня времени и сил – уму непостижимо, — вспоминает Андрей, который стал любимцем публики и настоящей звездой мюзиклов театра комедии. Его Леонардо да Винчи и Казанова покорили немало зрительских сердец. А их дуэты с Мариной Гиоргадзе стали самыми яркими в спектаклях.
В первый день зимы в 2018 этот же дуэт рассказал зрителям историю любви графа Орлова и княжны Таракановой в «Голубой камее». Запоминающиеся мелодии, эффектные танцы, искромётный юмор, фантастические по красоте костюмы и сказочные декорации стали настоящим новогодним подарком театралам.
Вместе с героями зрители переносились из императорских покоев в Петербурге в вихрь венецианского карнавала, путешествовали по морю на корабле, сочувствовали героине, оказавшейся в застенках Петропавловской крепости, и дружно смеялись над невероятным танцем тюремщика, которого блестяще исполнил Игорь Михельсон под песню «Кнут и пряник».
Тонко выверенные порции юмора и лирики мгновенно сделали этот спектакль фаворитом зрителей. Они аплодисментами встречали как политическую сатиру «А о стране не думает никто» и «Все люди носят маски», так и трогательные лирические «И можно всё отдать...», «Зачем мне жить» и «Нежданная любовь». И вновь Ким Брейтбург подтвердил свою славу создателя музыкальных хитов. Мелодии врезались в память и снова и снова манили в театр, чтобы увидеть любимый спектакль.
Присоединились
Так для нижегородцев понятие «мюзикл» и имя Кима Брейтбурга стали почти синонимами. Два мюзикла на музыку Кима Александровича – «Дубровский», премьера которого прошла в 2017 году и «Парижские тайны», поставленный в 2021, и сегодня с аншлагом идут в Нижегородском камерном музыкальном театре имени Владимира Степанова. История, рассказанная Пушкиным, трогает сердца зрителей. Великолепны не только главные герои – каждого из которых играют три исполнителя, но и разудалые разбойники, которым в спектакле уделено большое внимание. Архип – Роман Ронин – невероятно харизматичен. Так же, как и Егоровна – жена Архипа, роль, которую исполняет Марина Гиоргадзе. В отличие от спектаклей в театре комедии, здесь её героиня формально не главный персонаж, но становится им!
Небольшую, но, наверное, самую главную роль – князя Верейского, в спектакле исполнил художественный – руководитель – он же — режиссёр-постановщик спектакля, Сергей Миндрин. И финальная сцена, где он навсегда увозит Машу от Дубровского, очень красива и драматична.
В «Дубровском» на сцену выходят и четвероногие артисты — три грациозные борзые. Это придаёт спектаклю особый колорит – ведь именно из-за собак и началась история войны друзей – Дубровского и Троекурова…
А мюзикл «Парижские тайны» выгодно сыграл на юных исполнителях — воспитанники детской студии театра танца «Солнечный бестселлер» превратились в ватагу юных попрошаек и воришек. Атмосфера Парижа вообще передана убедительно. Но от романа Эжена Сю в спектакле осталось очень мало — Родольфо и девушка, которую он спасает из рук мерзавцев. Главную роль в спектакле также сыграл Сергей Миндрин — он же – один из его режиссёров. Так что его поклонники его остались довольны увиденным, в отличие от тех, кто мечтал посмотреть на сцене описанные классиком тайны. Но такой огромный роман просто нереально уложить в два часа музыкального спектакля.
На новый лад
Необычным для зрителей стал и следующий мюзикл на музыку Кима Брейтбурга — «Служебный роман» на сцене театра «Комедiя». В сентябре 2022 года Нижний стал первым городом, увидевшим этот спектакль, поэтому поклонники мюзиклов ждали его с особым интересом. Гадали, какими предстанут перед ними знакомые герои советской лирической комедии «Сослуживцы», написанной Эмилем Брагинским в соавторстве с Эльдаром Рязановым. Театр не обманул их ожиданий. Остались довольны даже поклонники знаменитого фильма, потому что театр создал свою версию этой истории про суровую начальницу и неожиданно для себя влюбившегося в неё подчинённого. И сделал это так изящно и красиво, что у зрителей не возникает и мысли о сравнениях фильма и спектакля – они просто наслаждаются тем, что видят на сцене.
Художник-постановщик Юлия Гольцова воссоздала на сцене атмосферу советского учреждения. Старшее поколение с ностальгией узнало обстановку различных контор. Точно передали эпоху и костюмы, словно сошедшие со страниц журнала Burda, выкройки из которого передавали друг другу и копировали советские женщины. А рядовые сотрудники и главная героиня костюмами напоминают фотографии из семейных альбомов. Ностальгия делает этот спектакль близким каждому зрителю. Блестящая стилизация с нотками свинга и буги-вуги, вместе с зажигательными танцами и прекрасно исполненными вокальными партиями сделали этот спектакль одним из любимых у публики.
Новосельцев и Калугина в исполнении Алексея Капралова и Алины Гобярите – идеально спетая и сыгранная пара. Их дуэт получился безупречным. Каждая последующая сцена раскрывает зрителям их героев и нюансы их голосов, а в финальный номер смотрится на одном дыхании. Оказывается, с него и началась история мюзикла.
- Первый номер, который я написал, был дуэт заключительной сцены, где Калугина говорит: «Как же ты мог ради карьеры ухаживать за мной?! Все это было фальшью, а я тебе верила». А Новосельцев отвечает: «У меня есть смягчающее обстоятельство, я вас люблю по-настоящему». Когда я написал этот дуэт, то понял, что мюзикл получится, — поделился Ким Брейтбург перед премьерой спектакля.
Не уступают главным героями и отрицательные персонажи, главного из которых — Самохвалова, исполнил Андрей Паньшин. В предыдущих мюзиклах Брейтбурга он играл исключительно положительных героев, и превращение в главного антагониста позволило певцу раскрыть себя в новом ключе. Для Андрея это был уникальный опыт.
- Я открыл в себе способность играть не только героев-любовников, но и характерные роли. Это было трудно, психологически тяжело, но чрезвычайно интересно. Приходилось насильно удерживать себя в состоянии «наглый мерзавец», – вспоминает Андрей.
Погружение в историю
Отгремела премьера, у зрителей появились новые любимые хиты. «Всё ради карьеры!», «Одинокие ночи, одинокие дни», «Обычные мечты» и поклонники творчества Кима Брейтбурга стали гадать, каким станет следующий мюзикл. И этой зимой секрет был раскрыт – театр объявил о начале работы над мюзиклом «Александр Невский», посвящённом 80-летию Победы – первым в городе, что основан на исторических событиях. Впрочем, для композитора это продолжение исторической темы
- В 1978 году я написал рок-оперу «Слово об Игоревом походе» и там тоже обращался к эпосу. Это очень интересно – сделать мюзикл, русский по сути. Некоторые мои песни вы будете воспринимать как народные, — рассказал Ким Брейтбург перед премьерой и признался, что, музыку к спектаклю писал в течение девяти лет.
- Идея мюзикла возникла у меня потому, что сегодня вопрос о национальном самосознании и духовном суверенитете России очень важен, — отметил Ким Брейтбург, — Всё то, что двигалось к нам с Запада, было настоящим крестовым походом! А Александр Невский отстоял право русских на самоопределение в вопросах веры, религии, духовной жизни. И, конечно, мне очень интересна личность князя и то время, в котором он жил.
Либретто мюзикла создано драматургом и телеведущим Михаилом Марфиным, а тексты песен написал поэт Сергей Сашин. А за основу авторы взяли тексты летописей, обобщив все известные факты. Вспомнили и фильм Сергея Эйзенштейна с Николаем Черкасовым в главной роли с музыкой Сергея Прокофьева.
- Фильм не мог не повлиять на наше сознание. Мы живём в век информации, которая откладывается на подкорке. Но Прокофьев писал фоновую музыку для кино, а моя задача — сделать её действующим лицом спектакля, — поделился композитор. И действительно, сделал. Проникновенные сольные арии сменяются величественными хорами, такими как «Русь православная». Драматические дуэты – зажигательными танцами. Есть в спектакле и любимые зрителями номера отрицательных героев, к примеру, ария «Дьявол распахнул свои объятья». Такое музыкальное разнообразие в превосходном исполнении ни на минуту не даёт зрителям заскучать.
Художник-постановщик спектакля — заслуженный деятель искусств РФ Григорий Белов, вместе с автором костюмов Екатериной Мирошниченко и художником по свету Евгением Козиным, воссоздали атмосферу XIII века. Стилизация очень точная — от многослойной одежды, обуви, головных уборов и украшений до декораций — княжеских и боярских палат, белокаменных церквей, рынка, и, конечно же, Чудского озера. Эффектно придумана кульминационная сцена — Ледовое побоище. Есть и кони, и рыцари, и битва. Вязаные кольчуги, мечи, копья шлемы — иллюзия погружения в эпоху полная. Постановщик боёв Джамбулат Багов создал эффектный рисунок битвы — как эпичного сражения, так и боёв один на один.
В итоге спектакль получился наполненным музыкой, танцами, глубоко проработанными драматическими образами, и в то же время масштабным, эпичным и густонаселённым. В нём занята почти вся труппа театра. Огромную работу с актёрами провели музыкальный руководитель постановки, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Валерия Брейтбург и хореограф Ангелина Друбецкая, слив номера и партии в масштабное красочное полотно и выгодно подчеркнув главных героев.
Роль Александра Невского исполнил Антон Седов. Он признался, что для него работа в мюзикле стала большой ответственностью.
- Мой герой — яркая личность в истории. Когда я узнал, что буду исполнять эту роль, я стал читать всё, что возможно про него найти. А фактов не так уж много. Вдохновлял меня и фильм Сергея Эйзенштейна - образ, что создал Николай Черкасов. В этой роли он даже ходил монументально. Я не постеснялся перенять эту монументальность, - рассказал актёр, — И очень волнительно исполнять призыв, чтобы народ вставал на битву. Во время исполнения «Руси православной» у меня начинают подкатывать слёзы. Песня сложная, там скачки с нижних тонов на высокие, и эти переходы исполнить непросто, когда волнуешься, — поделился певец.
Александр Невский в его исполнении получился с одной стороны эпичным и монументальным героем, а с другой — обычным человеком. Много внимания уделили авторы мюзикла тому, чтобы показать не только воинскую доблесть князя, но и раскрыть его, как человека, мужа, отца.
Главную женскую роль в спектакле – псковитянки Василисы, пришедшей за помощью к новгородцам и князю, и отправившуюся воевать в мужской одежде, исполнила Алина Гобярите. Её героиня — не исторический персонаж и чем-то напоминает Жанну Д, Арк. Для Алины, которая занята во всех мюзиклах театра, эта роль — вызов.
- Она интересна и драматически, и вокально. Сольная партия моей героини очень сложная по своей фактуре, и её надо удержать эмоционально. Часто в таких партиях темперамент захлёстывает и голос не справляется. Так что мне было важно распределится и спеть, и сыграть эту арию, что зовёт людей встать на защиту земли русской. Её очень хорошо принимают зрители, как и хор «Русь православная» — его встречают аплодисментами, — поделилась актриса.
В спектакле много ярких образов. Связующей нитью повествования стал ремесленник Савка — он отвечает за народный юмор и излучает оптимизм. Николай Пономарев в этой роли раскрывает все грани своего таланта. Интересно наблюдать за дружбой – противостоянием боярыни Амелфы – (Юлия Палагина) и Марфы (Ольга Бубнова). А пара Гаврила Олексич (Алексей Капралов) и Ольга (Ольга Коновалова) очаровала зрителей историей любви своих героев и прекрасными вокальными дуэтами.
Ещё один яркий персонаж — Василий Буслай (Евгений Пыхтин). Он проходит за время спектакля путь от немного надменного богатого юноши до настоящего героя сражения. Трансформацию героя актёр отыгрывает, ни на секунду не забывая о вокальной составляющей роли. Море аплодисментов досталось Александру Калугину – исполнителю роли хана Хубилая. Пушистые шапки, необычные костюмы, эффектные вокальные и танцевальные номера «монголов» покорили зрителей.
Яркими показаны и отрицательные персонажи. Антон Парамонов в роли Андреаса – предводителя ливонских рыцарей, пренебрежение к врагам отыгрывает на все сто. Епископ Буксгевден – Игорь Михельсон поучился почти мистическим гением зла, а Максим Михалёв создал яркий, драматически богатый и превосходно исполненный вокально образ предателя Микулы.
Под финал актёрский ансамбль сливается в единое целое, и знаменитая фраза «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» отзывается в сердцах зрителей патриотическими чувствами. Они долго не отпускают актёров, награждая их заслуженными аплодисментами и испытывая гордость за своих предков, отстоявших Русскую землю. Сегодня как никогда важна эта тема, связывающая века и поколения и вдохновляющая на подвиг новых героев.
План на будущее
После премьеры Ким Брейтбург поделился впечатлениями от работы над спектаклем.
- Основная трудность была в том, что мы с Валерией ставили два спектакля параллельно, приходилось постоянно летать между Нижним и Кемерово. Это было сложно не только физически, но и психологически — исполнители очень разные, и к каждому надо найти подход, чтобы не подавлять их собственную творческую составляющую. Мы всё делали абсолютно искренне и хотели, чтобы Невский и его окружение, выглядели обычными людьми с их проблемами, тревогами, заботами, нежностью и любовью. Чтобы на сцене были живые люди. И мне кажется, мы справились с этой задачей, — уверен Ким Брейтбург.
В России уже четыре театра, в которых поставили «Александра Невского». Пока сравнить их смог только сам композитор.
- Барнаульский я видел на видео, Крымский вообще не видел, а те, что ставили мы с Валерией, похожи, но их сложно сравнивать. В Кемерово сцена гораздо больше, там проще создать ощущение эпичности. К тому же там музыкальный театр — оркестр живой, хор, балет, солисты, а в Нижнем актёры универсальные, к тому же-драматические. В этом их плюс — они прекрасно отыгрывают драматическое действие. Поэтому в Нижнем ребята с драматической составляющей, справились гораздо лучше, где-то чуть проигрывая профессиональным вокалистам, — объяснил Ким Брейтбург.
Премьеры «Александра Невского» прошли, зрители отбили ладони, награждая актёров и авторов мюзиклов аплодисментами, спектакли начали свою творческую жизнь. Какой она будет — покажет время. А пока в театрах отпуска, творческий перерыв решил устроить себе и сам Ким Брейтбург.
- После одновременно двух постановок «Александра Невского» я взял для себя тайм-аут на написание крупных форм. Отдохну от драматургии и займусь написанием новых песен для звёзд эстрады — тех, кто был когда-то моими подопечными, а сегодня — звёзды — Алексей Чумаков, Александр Панайотов, Марина Девятова, Лёша Гоман. Они давно просят меня написать для них новые песни. К тому же, в сентябре у меня намечается большой концерт в одном из крупных залов Москвы, с телевизионными съёмками, так что сейчас я должен вернуться к эстраде. А там — увидим, — поделился планами композитор.
«Иногда мне кажется, что я прожил несколько жизней — артистическая карьера, работа в шоу-бизнесе, театральная деятельность. Они не особо пересекаются между собой. А сейчас настал этап в жизни, когда я думаю сочетать и то, и другое, и третье, и возобновлю написание песен». Ким Брейтбург.
Ольга СЕВРЮГИНА
Фото Татьяны Тощевиковой и Александра Квартникова предоставлены
Нижегородским театром «Комедiя»
и Нижегородским камерным музыкальным театром
имени Владимира Степанова
1: МБУК "Нижегородский театр комедии"
К. Брейтбург, Е. Муравьев
"Леонардо"
Леонардо - Дмитрий Лазарев
Автор фото - Татьяна Тощевикова
2: Нижегородский камерный театр оперы
и музыкальной комедии имени В.Т. Степанова
"Дубровский"
3: МБУК "Нижегородский театр комедии"
К. Брейтбург, Е. Муравьев
"Служебный роман"
4: МБУК "Нижегородский театр комедии"
К. Брейтбург, М. Марфин, С. Сашин
"Александр Невский"
Сцена из спектакля.
Князь Александр Невский - Антон Седов.
Автор фото - Татьяна Тощевикова
5: МБУК "Нижегородский театр комедии"
К. Брейтбург, М. Марфин, С. Сашин
"Александр Невский"
Сцена из спектакля.
Автор фото - Татьяна Тощевикова
03.06.2025
Анонсы |
-12.06.25-
-12.06.25-
-14.06.25-
-16.06.25-
-26.06.25-
-27.06.25-
-04.07.25-