• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



03.06.2025

От Леонардо до Александра Невского

Конечно, город, в котором существует оперный театр с почти вековыми традициями и камерный музыкальный театр, многое видел, да и гастролёры привозили и «Норд-Ост», и «Кабаре», и «Нотр-Дам» и другие, известные на весь мир мюзиклы, но зрителям хотелось большего. И не только зрителям. Новая эра мюзикла в Нижнем началась с мечты директора Нижегородского театра «Комедiя» Дмитрия Коновалова – поставить мюзикл на сцене родного театра. Знакомство с заслуженным деятелем искусств РФ, композитором и продюсером Кимом Брейтбургом превратило эту мечту в реальность.

Начало

Всё началось в 2011 году со спектакля «Леонардо». Это был титанический труд – впервые актёры театра превратились в артистов мюзикла. Для постановки был объявлен кастинг, и молодые талантливые певцы стали приглашёнными актёрами. Многое было в новинку, но сотни часов репетиций привели к желанному результату. Окрылённый премьерой театр праздновал победу, но на второй премьерный день случилась невероятная по масштабу коммунальная авария – театр затопило водой. Сцена, зрительный зал, коридоры – лило даже с потолков административных помещений. Реквизит, декорации, световое и звуковое оборудование – вода добралась до всего.

Казалось, всё кончено, но театр справился и «Леонардо» с триумфом вернулся на сцену. Зрители были в восторге – такого спектакля они ещё не видели. Яркий, красочный, безупречный вокально и хореографически, спектакль стал открытием сезона. А песни «Художник», «Крылья», «Размер не имеет значения», «Костер до неба» стали хитами. Чтобы удовлетворить зрительский ажиотаж, театру даже пришлось заказать диски с песнями, которые театралы сметали вместе с программками. Билеты на спектакль стали раскупаться в первые дни продаж, и театр удостоверился, что идёт правильным путём.

Сезон 2014 года театр встретил премьерой мюзикла «Казанова», и великий соблазнитель мгновенно покорил публику: «Звезды на двоих», «Запретный плод», «Один из тысячи» выходя из театра, зрители напевали мелодии и влюблялись в спектакль. 3D декорации до неузнаваемости расширили маленькую сцену. Венеция, гондолы, прекрасные дворцывеликолепное обрамление спектакля оценили даже самые взыскательные театралы. Он стал главной премьерой сезона и вызвал бурю обсуждений от восторгов и криков «Браво!» до полного неприятия. Что привело на спектакль ортодоксальных христиан – тайна, но их возмущение сценами в монастыре Мурано лишь подогрело зрительский интерес, как и балансирующие на грани приличий композиции, с премьеры ставшие хитами «Слушайте вашу маму, слушайте вашу мать» и «Пей до дна». А великолепный дуэт Марины Гиоргадзе (Тереза) и Казановы (Андрей Паньшин) заворожил публику и сделал «Казанову» спектаклем, который театралы помнят и любят до сих пор, хотя он не идёт на сцене уже несколько лет….

Интересно, что Андрей Паньшин попал в театр случайно, не имея ни театрального образования, ни опыта. Фронтмен популярной в городе кавер-группы «Jack Daniels Time», он пришёл на прослушивание и на много лет стал главным героем мюзиклов Кима Брейтбурга. Этого бы не случилось, если бы великолепный педагог, музыкальный руководитель спектаклей Валерия Брейтбург не поверила в его голос и харизму.

 - Ей пришлось учить всему с нуля. Сколько Валерия Вячеславовна потратила на меня времени и сил – уму непостижимо, вспоминает Андрей, который стал любимцем публики и настоящей звездой мюзиклов театра комедии. Его Леонардо да Винчи и Казанова покорили немало зрительских сердец. А их дуэты с Мариной Гиоргадзе стали самыми яркими в спектаклях.

В первый день зимы в 2018 этот же дуэт рассказал зрителям историю любви графа Орлова и княжны Таракановой в «Голубой камее». Запоминающиеся мелодии, эффектные танцы, искромётный юмор, фантастические по красоте костюмы и сказочные декорации стали настоящим новогодним подарком театралам.

Вместе с героями зрители переносились из императорских покоев в Петербурге в вихрь венецианского карнавала, путешествовали по морю на корабле, сочувствовали героине, оказавшейся в застенках Петропавловской крепости, и дружно смеялись над невероятным танцем тюремщика, которого блестяще исполнил Игорь Михельсон под песню «Кнут и пряник».

Тонко выверенные порции юмора и лирики мгновенно сделали этот спектакль фаворитом зрителей. Они аплодисментами встречали как политическую сатиру «А о стране не думает никто» и «Все люди носят маски», так и трогательные лирические «И можно всё отдать...», «Зачем мне жить» и «Нежданная любовь». И вновь Ким Брейтбург подтвердил свою славу создателя музыкальных хитов. Мелодии врезались в память и снова и снова манили в театр, чтобы увидеть любимый спектакль.

Присоединились

Так для нижегородцев понятие «мюзикл» и имя Кима Брейтбурга стали почти синонимами. Два мюзикла на музыку Кима Александровича – «Дубровский», премьера которого прошла в 2017 году и «Парижские тайны», поставленный в 2021, и сегодня с аншлагом идут в Нижегородском камерном музыкальном театре имени Владимира Степанова. История, рассказанная Пушкиным, трогает сердца зрителей. Великолепны не только главные герои – каждого из которых играют три исполнителя, но и разудалые разбойники, которым в спектакле уделено большое внимание.  Архип – Роман Ронин – невероятно харизматичен. Так же, как и Егоровна – жена Архипа, роль, которую исполняет Марина Гиоргадзе. В отличие от спектаклей в театре комедии, здесь её героиня формально не главный персонаж, но становится им!

Небольшую, но, наверное, самую главную роль – князя Верейского, в спектакле исполнил художественный – руководитель – он же режиссёр-постановщик спектакля, Сергей Миндрин. И финальная сцена, где он навсегда увозит Машу от Дубровского, очень красива и драматична.

В «Дубровском» на сцену выходят и четвероногие артисты три грациозные борзые. Это придаёт спектаклю особый колорит – ведь именно из-за собак и началась история войны друзей – Дубровского и Троекурова…

А мюзикл «Парижские тайны» выгодно сыграл на юных исполнителях воспитанники детской студии театра танца «Солнечный бестселлер» превратились в ватагу юных попрошаек и воришек. Атмосфера Парижа вообще передана убедительно. Но от романа Эжена Сю в спектакле осталось очень мало Родольфо и девушка, которую он спасает из рук мерзавцев. Главную роль в спектакле также сыграл Сергей Миндрин он же – один из его режиссёров. Так что его поклонники его остались довольны увиденным, в отличие от тех, кто мечтал посмотреть на сцене описанные классиком тайны. Но такой огромный роман просто нереально уложить в два часа музыкального спектакля.

На новый лад

Необычным для зрителей стал и следующий мюзикл на музыку Кима Брейтбурга «Служебный роман» на сцене театра «Комедiя». В сентябре 2022 года Нижний стал первым городом, увидевшим этот спектакль, поэтому поклонники мюзиклов ждали его с особым интересом. Гадали, какими предстанут перед ними знакомые герои советской лирической комедии «Сослуживцы», написанной Эмилем Брагинским в соавторстве с Эльдаром Рязановым. Театр не обманул их ожиданий. Остались довольны даже поклонники знаменитого фильма, потому что театр создал свою версию этой истории про суровую начальницу и неожиданно для себя влюбившегося в неё подчинённого. И сделал это так изящно и красиво, что у зрителей не возникает и мысли о сравнениях фильма и спектакля – они просто наслаждаются тем, что видят на сцене.

Художник-постановщик Юлия Гольцова воссоздала на сцене атмосферу советского учреждения. Старшее поколение с ностальгией узнало обстановку различных контор. Точно передали эпоху и костюмы, словно сошедшие со страниц журнала Burda, выкройки из которого передавали друг другу и копировали советские женщины. А рядовые сотрудники и главная героиня костюмами напоминают фотографии из семейных альбомов. Ностальгия делает этот спектакль близким каждому зрителю. Блестящая стилизация с нотками свинга и буги-вуги, вместе с зажигательными танцами и прекрасно исполненными вокальными партиями сделали этот спектакль одним из любимых у публики.

Новосельцев и Калугина в исполнении Алексея Капралова и Алины Гобярите – идеально спетая и сыгранная пара. Их дуэт получился безупречным. Каждая последующая сцена раскрывает зрителям их героев и нюансы их голосов, а в финальный номер смотрится на одном дыхании. Оказывается, с него и началась история мюзикла.

- Первый номер, который я написал, был дуэт заключительной сцены, где Калугина говорит: «Как же ты мог ради карьеры ухаживать за мной?! Все это было фальшью, а я тебе верила». А Новосельцев отвечает: «У меня есть смягчающее обстоятельство, я вас люблю по-настоящему». Когда я написал этот дуэт, то понял, что мюзикл получится, поделился Ким Брейтбург перед премьерой спектакля.

Не уступают главным героями и отрицательные персонажи, главного из которых Самохвалова, исполнил Андрей Паньшин. В предыдущих мюзиклах Брейтбурга он играл исключительно положительных героев, и превращение в главного антагониста позволило певцу раскрыть себя в новом ключе. Для Андрея это был уникальный опыт.

- Я открыл в себе способность играть не только героев-любовников, но и характерные роли. Это было трудно, психологически тяжело, но чрезвычайно интересно. Приходилось насильно удерживать себя в состоянии «наглый мерзавец», – вспоминает Андрей.

Погружение в историю

Отгремела премьера, у зрителей появились новые любимые хиты. «Всё ради карьеры!», «Одинокие ночи, одинокие дни», «Обычные мечты» и поклонники творчества Кима Брейтбурга стали гадать, каким станет следующий мюзикл. И этой зимой секрет был раскрыт – театр объявил о начале работы над мюзиклом «Александр Невский», посвящённом 80-летию Победы – первым в городе, что основан на исторических событиях. Впрочем, для композитора это продолжение исторической темы 

- В 1978 году я написал рок-оперу «Слово об Игоревом походе» и там тоже обращался к эпосу. Это очень интересно – сделать мюзикл, русский по сути.  Некоторые мои песни вы будете воспринимать как народные, рассказал Ким Брейтбург перед премьерой и признался, что, музыку к спектаклю писал в течение девяти лет.

- Идея мюзикла возникла у меня потому, что сегодня вопрос о национальном самосознании и духовном суверенитете России очень важен, отметил Ким Брейтбург, Всё то, что двигалось к нам с Запада, было настоящим крестовым походом! А Александр Невский отстоял право русских на самоопределение в вопросах веры, религии, духовной жизни. И, конечно, мне очень интересна личность князя и то время, в котором он жил.

Либретто мюзикла создано драматургом и телеведущим Михаилом Марфиным, а тексты песен написал поэт Сергей Сашин. А за основу авторы взяли тексты летописей, обобщив все известные факты. Вспомнили и фильм Сергея Эйзенштейна с Николаем Черкасовым в главной роли с музыкой Сергея Прокофьева.

- Фильм не мог не повлиять на наше сознание. Мы живём в век информации, которая откладывается на подкорке. Но Прокофьев писал фоновую музыку для кино, а моя задача сделать её действующим лицом спектакля, поделился композитор. И действительно, сделал. Проникновенные сольные арии сменяются величественными хорами, такими как «Русь православная». Драматические дуэты – зажигательными танцами. Есть в спектакле и любимые зрителями номера отрицательных героев, к примеру, ария «Дьявол распахнул свои объятья». Такое музыкальное разнообразие в превосходном исполнении ни на минуту не даёт зрителям заскучать.

Художник-постановщик спектакля заслуженный деятель искусств РФ Григорий Белов, вместе с автором костюмов Екатериной Мирошниченко и художником по свету Евгением Козиным, воссоздали атмосферу XIII века. Стилизация очень точная от многослойной одежды, обуви, головных уборов и украшений до декораций — княжеских и боярских палат, белокаменных церквей, рынка, и, конечно же, Чудского озера. Эффектно придумана кульминационная сцена Ледовое побоище. Есть и кони, и рыцари, и битва. Вязаные кольчуги, мечи, копья шлемы — иллюзия погружения в эпоху полная. Постановщик боёв Джамбулат Багов создал эффектный рисунок битвы — как эпичного сражения, так и боёв один на один.

В итоге спектакль получился наполненным музыкой, танцами, глубоко проработанными драматическими образами, и в то же время масштабным, эпичным и густонаселённым. В нём занята почти вся труппа театра. Огромную работу с актёрами провели музыкальный руководитель постановки, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Валерия Брейтбург и хореограф Ангелина Друбецкая, слив номера и партии в масштабное красочное полотно и выгодно подчеркнув главных героев.  

Роль Александра Невского исполнил Антон Седов. Он признался, что для него работа в мюзикле стала большой ответственностью.

- Мой герой яркая личность в истории. Когда я узнал, что буду исполнять эту роль, я стал читать всё, что возможно про него найти. А фактов не так уж много. Вдохновлял меня и фильм Сергея Эйзенштейна - образ, что создал Николай Черкасов. В этой роли он даже ходил монументально. Я не постеснялся перенять эту монументальность, - рассказал актёр, И очень волнительно исполнять призыв, чтобы народ вставал на битву. Во время исполнения «Руси православной» у меня начинают подкатывать слёзы. Песня сложная, там скачки с нижних тонов на высокие, и эти переходы исполнить непросто, когда волнуешься, поделился певец.

Александр Невский в его исполнении получился с одной стороны эпичным и монументальным героем, а с другой — обычным человеком. Много внимания уделили авторы мюзикла тому, чтобы показать не только воинскую доблесть князя, но и раскрыть его, как человека, мужа, отца.

Главную женскую роль в спектакле – псковитянки Василисы, пришедшей за помощью к новгородцам и князю, и отправившуюся воевать в мужской одежде, исполнила Алина Гобярите.  Её героиня не исторический персонаж и чем-то напоминает Жанну Д, Арк. Для Алины, которая занята во всех мюзиклах театра, эта роль вызов.    

- Она интересна и драматически, и вокально. Сольная партия моей героини очень сложная по своей фактуре, и её надо удержать эмоционально. Часто в таких партиях темперамент захлёстывает и голос не справляется. Так что мне было важно распределится и спеть, и сыграть эту арию, что зовёт людей встать на защиту земли русской. Её очень хорошо принимают зрители, как и хор «Русь православная» его встречают аплодисментами, поделилась актриса.

В спектакле много ярких образов. Связующей нитью повествования стал ремесленник Савка он отвечает за народный юмор и излучает оптимизм. Николай Пономарев в этой роли раскрывает все грани своего таланта. Интересно наблюдать за дружбой – противостоянием боярыни Амелфы – (Юлия Палагина) и Марфы (Ольга Бубнова). А пара Гаврила Олексич (Алексей Капралов) и Ольга (Ольга Коновалова) очаровала зрителей историей любви своих героев и прекрасными вокальными дуэтами.

Ещё один яркий персонаж Василий Буслай (Евгений Пыхтин).  Он проходит за время спектакля путь от немного надменного богатого юноши до настоящего героя сражения. Трансформацию героя актёр отыгрывает, ни на секунду не забывая о вокальной составляющей роли. Море аплодисментов досталось Александру Калугину – исполнителю роли хана Хубилая. Пушистые шапки, необычные костюмы, эффектные вокальные и танцевальные номера «монголов» покорили зрителей.

Яркими показаны и отрицательные персонажи. Антон Парамонов в роли Андреаса – предводителя ливонских рыцарей, пренебрежение к врагам отыгрывает на все сто. Епископ Буксгевден – Игорь Михельсон поучился почти мистическим гением зла, а Максим Михалёв создал яркий, драматически богатый и превосходно исполненный вокально образ предателя Микулы. 

Под финал актёрский ансамбль сливается в единое целое, и знаменитая фраза «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» отзывается в сердцах зрителей патриотическими чувствами. Они долго не отпускают актёров, награждая их заслуженными аплодисментами и испытывая гордость за своих предков, отстоявших Русскую землю. Сегодня как никогда важна эта тема, связывающая века и поколения и вдохновляющая на подвиг новых героев.

План на будущее

После премьеры Ким Брейтбург поделился впечатлениями от работы над спектаклем. 

- Основная трудность была в том, что мы с Валерией ставили два спектакля параллельно, приходилось постоянно летать между Нижним и Кемерово. Это было сложно не только физически, но и психологически — исполнители очень разные, и к каждому надо найти подход, чтобы не подавлять их собственную творческую составляющую. Мы всё делали абсолютно искренне и хотели, чтобы Невский и его окружение, выглядели обычными людьми с их проблемами, тревогами, заботами, нежностью и любовью. Чтобы на сцене были живые люди. И мне кажется, мы справились с этой задачей, — уверен Ким Брейтбург.

В России уже четыре театра, в которых поставили «Александра Невского». Пока сравнить их смог только сам композитор. 

- Барнаульский я видел на видео, Крымский вообще не видел, а те, что ставили мы с Валерией, похожи, но их сложно сравнивать. В Кемерово сцена гораздо больше, там проще создать ощущение эпичности. К тому же там музыкальный театр — оркестр живой, хор, балет, солисты, а в Нижнем актёры универсальные, к тому же-драматические. В этом их плюс — они прекрасно отыгрывают драматическое действие. Поэтому в Нижнем ребята с драматической составляющей, справились гораздо лучше, где-то чуть проигрывая профессиональным вокалистам, — объяснил Ким Брейтбург.

Премьеры «Александра Невского» прошли, зрители отбили ладони, награждая актёров и авторов мюзиклов аплодисментами, спектакли начали свою творческую жизнь. Какой она будет — покажет время. А пока в театрах отпуска, творческий перерыв решил устроить себе и сам Ким Брейтбург.   

 - После одновременно двух постановок «Александра Невского» я взял для себя тайм-аут на написание крупных форм. Отдохну от драматургии и займусь написанием новых песен для звёзд эстрады тех, кто был когда-то моими подопечными, а сегодня звёзды Алексей Чумаков, Александр Панайотов, Марина Девятова, Лёша Гоман. Они давно просят меня написать для них новые песни. К тому же, в сентябре у меня намечается большой концерт в одном из крупных залов Москвы, с телевизионными съёмками, так что сейчас я должен вернуться к эстраде. А там — увидим, поделился планами композитор.  

«Иногда мне кажется, что я прожил несколько жизней артистическая карьера, работа в шоу-бизнесе, театральная деятельность. Они не особо пересекаются между собой. А сейчас настал этап в жизни, когда я думаю сочетать и то, и другое, и третье, и возобновлю написание песен». Ким Брейтбург.

Ольга СЕВРЮГИНА

Фото Татьяны Тощевиковой и Александра Квартникова предоставлены
Нижегородским театром «Комед
iя»
и Нижегородским камерным музыкальным театром
имени Владимира Степанова

1: МБУК "Нижегородский театр комедии"
К. Брейтбург, Е. Муравьев
"Леонардо"
Леонардо - Дмитрий Лазарев
Автор фото - Татьяна Тощевикова
2: Нижегородский камерный театр оперы
и музыкальной комедии имени В.Т. Степанова
"Дубровский"
3: МБУК "Нижегородский театр комедии"
К. Брейтбург, Е. Муравьев
"Служебный роман"
4:  МБУК "Нижегородский театр комедии"
К. Брейтбург, М. Марфин, С. Сашин
"Александр Невский"
Сцена из спектакля.
Князь Александр Невский - Антон Седов.
Автор фото - Татьяна Тощевикова
5: МБУК "Нижегородский театр комедии"
К. Брейтбург, М. Марфин, С. Сашин
"Александр Невский"
Сцена из спектакля.
Автор фото - Татьяна Тощевикова 

03.06.2025



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей